- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
С Кучмой наши отношения оборвались
– В начале ноября вы возглавили партию «Відродження», которой с момента основания руководил бывший министр транспорта, ныне покойный Георгий Кирпа. Почему именно вашу кандидатуру предложили на место главы партии?
– Я очень хорошо был знаком с основателем партии Георгием Николаевичем Кирпой. Человеком, который действительно был государственным деятелем. И партию создавал из расчета, что она выйдет на решение государственных вопросов, а не будет заниматься политиканством. А с железной дорогой у меня давно сформировалась жизненная и рабочая связка - еще с тех пор, как я работал главным инженером завода в Алма-Ате, который делал приборы для железной дороги.
– Кто был инициатором присвоения партии «Відродження» имени Георгия Кирпы?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua– Эта инициатива исходила снизу - от рядовых членов партии, железнодорожников. Я от этой инициативы ни в коем случае не отказываюсь, но сама партия еще не переименована. Вопрос находится в режиме обсуждений, хотя сегодня могу заверить, что 99,9% партийцев – «за».
– Партия будет самостоятельно участвовать в выборах, или с кем-то блокироваться?
– Современная политическая реальность требует консолидации сил. Да что украинская ситуация – весь мир уже давно так живет. В наших подходах к блокированию и выборе партнеров есть ряд принципиальных позиций. Партия «Відродження» по своему духу стоит на государственнических позициях, а потому в принципе не может быть оппозиционной. И мы хотим видеть таких же партнеров рядом с собой. После того, как Юрий Ехануров возглавил правительство, у Кабмина появился настрой на конструктивную работу. Думаю, это создает поле возможностей для формирования широкого политического блока, ориентированного на создание эффективного правительства после выборов. Ведь в рамках конституционной реформы это будет наиболее важная задача. А потому уже сейчас необходимо заботиться не только о любви и поддержке электората, но прежде всего о том, как будет организована управленческая власть после выборов. Ведь от этого будет зависеть и уровень жизни народа, и судьба Украины.
– Кто сегодня спонсирует вашу партию?
– Во-первых, представители среднего и мелкого бизнеса, предприниматели, которые верят в наш высокий потенциал и возможности, в т.ч. результативно провести выборы в местные органы власти. Но, конечно же, это не те деньги, с которыми можно идти на выборы в Верховную Раду самостоятельно. Но основная сила партии – это разветвленная структура первичных организаций. А потому нам есть что предложить партнерам. Ищем различные пути. Поэтому тщательно взвешиваем, с кем вместе идти на выборы, чтобы гармонично дополнять друг друга.
– Вы можете назвать несколько источников?
– Я думаю, более подробно об этом можно будет говорить, когда окончательно сформируется наша коалиция.
– Вы не хотите называть их?
– Основные наши спонсоры в регионах. Необходимо будет много поездить по регионам и посмотреть, чем они дышат, чтобы более конкретно судить о конкретном вкладе в партию тех или иных спонсоров.
– Есть информация, что после смерти Кирпы счета партии «Відродження» были заблокированы. Разблокированы ли они в настоящее время?
– Все разблокировано. И благодаря этим счетам партия может обеспечивать свою жизнедеятельность, особо не заботясь о финансировании.
– Почему же у вас тогда проблемы с деньгами?
– Проблемы с большими деньгами, которые можно аккумулировать под парламентские выборы для самостоятельного пути. Таких финансовых объемов у нас нет. Но зато есть разветвленная, квалифицированная всеохватывающая партийная сеть. И это наш главный политический капитал.
– Вы ориентируетесь в первую очередь на прохождение в ВР или в местные советы?
– Все уровни постараемся охватить - и сельские, и районные, и областные советы. И, безусловно, Верховную Раду.
– На какие регионы вы будете делать ставку? Где у вас наибольшая поддержка?
– В первую очередь - это Центральная и Западная Украина. Хорошее положение у нас в Донецке, в Одессе, Закарпатье, неплохое в Запорожье Луганске, Крыму.
– Вы долгое время были премьер-министром Крыма, дважды проходили в Верховную Раду по одному из крымских округов. Что вам удалось сделать на этом посту?
– Практически все, что я обещал - все выполнил. Основной задачей было вдохнуть жизнь в производство, запустить предприятия, дать работу людям. А ведь было время, когда практически весь курортный комплекс простаивал.
– Что же было реанимировано или создано под вашим руководством?
– В региональном масштабе нам удалось кардинально разрешить жизненно важные для Крыма вопросы обеспечения водой и газом. Была восстановлена система газификации округа, в котором проживает 530 тысяч человек. Была восстановлена работа йодистого завода в Саках.
Вникать приходилось даже в самые мелкие детали. К примеру, в Бахчисарайском районе мы занимались развитием кооперации, которая в начале 90-х вовсе рассыпалась. Осень, народ вырастил огромное количество яблок, и они просто гнили. Надо было организовать прием продукции, отгрузку в регионы, где в ней нуждались. Вот так на ходу реанимировали систему потребительской кооперации.
– Вы были одним из немногих крымчан, кто поддержал кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьер-министра Украины. Из каких соображений вы исходили, голосуя за него?
– Еханурова лично знаю очень давно. Мы с ним познакомились где-то за год до обретения Украиной независимости. Юрий Иванович такой человек, что где бы он ни работал, всегда находил поддержку людей. Он очень порядочный и дисциплинированный. Поэтому он мне полностью импонирует на нынешней должности.
– Как давно вы познакомились с Кирпой?
– 22 года назад. Мы дружили семьями, много времени проводили вместе.
– У вас есть личное мнение относительно его смерти?
– Насколько его знаю, никогда бы не мог и подумать, что этот человек способен наложить на себя руки. Не могу я в это поверить. Это был очень сильный человек, командир производства. Он не мог ни минуты, ни секунды сидеть без дела. Сколько у него в голове проектов было, он не мог уйти в такую апатию, чтобы ему жить надоело. Есть большие сомнения в версии самоубийства. И если человек идет на такое - это неспроста. И все же правоохранительные органы должны вынести окончательный вердикт, но чтобы не оставалось ни у кого никаких сомнений. Иначе его смерть будет довлеть над страной.
– Вы были друзьями?
– Были близкими друзьями. Я не могу даже предположить, что это могло произойти. Это было для меня сильнейшим потрясением.
– Можете ли вы подтвердить информацию о том, что бывший министр транспорта Евгений Червоненко оказывал давление на партию, вплоть до ее уничтожения?
– Не стоит напрямую увязывать общественные процессы с волей отдельных личностей. На 3-м съезде партии действительность шла речь о том, что на некоторых членов партии «Відродження» оказывалось давление, что они были поставлены перед циничным выбором – сохранить работу или членство в партии. Но я не стал бы это связывать с именем бывшего министра транспорта. С Червоненко мы встречались трижды. И за это время в отношении партии я ни разу плохого слова от него не слышал. Вели разговор о необходимости сохранить профессионалов на транспорте. Как мне показалось, мы нашли понимание.
– Собираетесь ли вы выводить партию из отраслевой ниши?
– Я считаю, что надо. Но и в отраслевой нише есть возможности расширения – ведь в Министерство транспорта кроме «Укрзалізниці» входит связь, флот, «Укравтодор». Все будет зависеть от того, какое решение примут члены политсовета.
– Ваше отношение к разделению власти и бизнеса. Как вы можете прокомментировать тот факт, что ваш сын Игорь Франчук совмещает работу народного депутата и президентство в компании «Черноморнефтегаз»?
– Думаю, такие вопросы можно и ему самому задать. Правда, в его действиях больше нравов нового времени. Я же в этом старомоден. Считаю, что если человек несет государственную ношу, он должен заниматься только этим. Лично меня бизнес не привлекает, он мне неинтересен.
– В прессе часто появляется информация, что семья Франчуков контролирует весь ТЭК Крыма. Насколько это соответствует действительности?
– У нас много чего звучит. Если бы так и было, я бы не в селе себе строил дом. Я бы построил его в Ялте.
– С кем вы поддерживаете отношения из бизнесменов?
– Я человек другой формации, другого воспитания. Для меня интересен человек, а не величина его состояния. Я уже не в том возрасте, чтобы быть обеспокоенным деньгами и их носителями.
– Как бывший первый заместитель министра связи СССР, поддерживаете ли вы отношения с руководством бывшего Союза и с кем?
– Конечно же, со многими контактирую. Например, с Рыжковым Николаем Ивановичем, бывшим премьер-министром СССР. Хорошие отношения у меня и с рядом министров из нынешнего российского правительства. С московским мэром Лужковым хорошие отношения. Это истинный хозяин города, хотя в сфере внешней политики - авантюрист.
– К вам обращаются люди за помощью?
– Обращаются, и довольно часто. Все бывает. Бывают представители различных политических течений. Много людей просят помочь в лечении, по поводу пенсий, по земельным проблемам. Обращаются из бывших советских республик - просят с кем-то познакомить, решить вопрос, подсказать.
– Вы поддерживаете отношения со своим сватом - Леонидом Кучмой. Когда последний раз встречались?
– Всегда в подобных вопросах чувствуется подвох, что я искал знакомства с семьей президента. На самом деле нас связали дети, которые знали друг друга с малых лет. Брак Игоря и Лены был их выбором, а не желанием родителей. А с Кучмой наши пути разошлись еще в 1999 или 1998 году. А точнее, отношения попросту оборвались... Встречались давно. У сына своя жизнь, хорошая семья, два сына.
– С внуком (сыном Игоря Франчука и дочери Кучмы Еленой Франчук) встречаетесь? Подарки дарите?
– Роман заходит к Игорю, дружит с его детьми. У Игоря мы и видимся, правда, пересекаемся редко. А что касается подарков, то это очень тяжело получается (смеется). Он такой хлопец, что все тут же отдает пацанам маленьким. Моим внукам, которые родились во втором браке сына, Александру и Ярославу, 7 и 6 лет.
– У вас есть земельные владения?
– Целых 25 соток под Симферополем. Живу в частном доме. А в Киеве – 2-комнатная квартира в Харьковском районе. Государственная квартира.
– А где больше живете?
– Это уже как работа позволяет. Конечно, как только удается - уезжаю в Крым. Там чувствую себя комфортнее, да и там мои избиратели.
– Костюмы от каких кутюрье вы предпочитаете?
– Костюмы ношу те, которые мне подходят. Я больше люблю отечественные, они на мне лучше сидят. Вот этот, к примеру, стоит 539 гривен.
Биография
Франчук Анатолий Романович
Родился 8 сентября 1935 года в селе Владимировка Винницкой области.
В 1961 окончил Красноярский политехнический институт, радиоинженер-конструктор.
В 1980 - Академию народного хозяйства СССР.
Кандидат экономических наук.
В 1951-1954 работал механиком, трактористом на Иллинецкой МТС.
1954-1958 - служба на флоте.
С 1968 - начальник цеха, главный инженер на заводе ВПК (Казахская СССР).
С 1975 - директор радиотехнического завода «Спутник» (Белорусская ССР).
В 1980-1987 - генеральный директор Симферопольского ПО «Фотон».
В 1987-1990 - заместитель министра связи СССР.
1990-1994 - первый заместитель председателя Крымского облисполкома.
1994-1997 - премьер-министр Автономной республики Крым.
1997-1998 - председатель Совета Министров АР Крым.
С 2000 - председатель наблюдательного совета АО «Крымгаз».
В 1995, 1998, 2002 избирался народным депутатом Украины.
6 октября 2005 Франчук был избран новым руководителем партии «Відродження», которую ранее возглавлял министр транспорта Георгий Кирпа.
Мастер спорта международного класса по классической борьбе, автор 62 научных трудов в области управления, экономики, радиоэлектроники. Награжден орденами: Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, десятью медалями. Лауреат Государственной премии СССР. Академик Международной академии информатизации, Национальной академии наук Украины.
Хобби: спортивная борьба (силовые приемы), охота, плавание, верховая езда.