- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
С какими рисками столкнется бизнес на развивающихся рынках в 2018 году
Ведущие компании чаще концентрируются на повышении статуса, чем на планировании действий при непредвиденных обстоятельствах. Они уделяют много внимания внутренним вопросам и конкурентным рискам и часто упускают из виду внешние риски, которые могут изменить правила игры. Это значит, что многие риски развивающихся рынков не включены в повестку дня высшего руководства компаний.
Frontier Strategy Group(FSG — лидер в области информационных и консалтинговых услуг для компаний, работающих на развивающихся рынках) отметила, что в 2017 году руководство компаний уделяло главное внимание рискам, которые доминировали на мировой арене: Brexit, торговая политика администрации Трампа, кибербезопасность и Северная Корея. Они практически не уделяли времени событиям, которые могут значительно повлиять на деятельность бизнеса на развивающихся рынках.
Каждый год FSG оценивает более 100 сценариев, которые могут повлиять на экономические прогнозы для 73 стран. Компания определила три возможных рыночных риска, которым необходимо уделить особое внимание в 2018 году:
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua- выборы популистов в Бразилии и Мексике увеличивают стоимость ведения бизнеса;
- конфликт на Ближнем Востоке или в Африке, который может возобновить кризис мигрантов в Европе;
- морская конфронтация между Китаем и его соседями, негативно влияющая на торговые пути.
Если эти события произойдут, они серьезно нарушат рыночные стратегии транснациональных корпораций, цепи поставок и предположения об обменном курсе.
Латинская Америка: вероятность прихода популистов к власти
В 2018 году дочерние компании, работающие в странах Латинской Америки, могут рассчитывать на более высокие цели продаж и прибыльность с учетом реальных темпов роста ВВП в регионе на 2,7%. Но в реальности существует гораздо больше бизнес-рисков, чем многие ожидают. Более 60% ВВП Латинской Америки приходится на Мексику и Бразилию, соответственно, и на региональные доходы транснациональных корпораций. В обеих странах в текущем году планируется проведение президентских выборов, причем в топе находятся популистско-националистические платформы, которые могут снизить доверие инвесторов и стабильность финансового рынка.
Когда дело касается рисков на территории Мексики, компании обращают внимание на переговоры в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), но забывают о внутренней политике, которая может нанести ущерб бизнесу гораздо раньше. Кандидат в президенты от левых Андрес Мануэль Лопес Обрадор лидирует по результатам независимых опросов. Он планирует снизить активность реформ, которые были призваны повысить гибкость рынка труда и участие частного сектора в ранее защищенных отраслях, таких как энергетика. Затраты на ведение бизнеса — и особенно на стоимость местного производства — будут расти, а рост бюджетных расходов негативно скажется на долгосрочной уверенности бизнеса, несмотря на краткосрочные стимулы. FSG считает, что у кандидатов, поддерживающих бизнес, есть шансы на победу в выборах. Но компаниям важно убедиться, что и мексиканские инвестиции, даже при популистском сценарии, будут иметь приемлемую норму прибыли.
Экономика Бразилии набирает обороты, и несмотря на скандальную политику в стране, доходы компаний увеличиваются. К сожалению, перспективы бизнеса могут измениться, если экс-президент Луис Инасио Лула да Силва вернется на пост и выполнит свои обещания отменить пенсионную реформу и бюджетные ограничения. Да Силва может быть снят с предвыборной гонки из-за обвинения в коррупции, но он по-прежнему находится на высоких позициях в опросах, а крайне правый кандидат Джаир Больсонаро в настоящее время занимает второе место. Успех любого из этих кандидатов может вызвать достаточную неопределенность для бразильского бизнеса, в частности, в реализации инвестиционных планов.
Компании, которые работают с мексиканским и бразильским государственным сектором и предприятиями, особенно в сфере медицины, строительства и IT-услуг, могут оказаться в особой зоне риска, поскольку популистские результаты выборов, вероятно, затормозят покупки. Компании должны быть готовы оперативно перераспределить цели продаж по сегментам клиентов, как только станут известны программы новых администраций.
Ближний Восток и Африка: кризис мигрантов может возродить европейский популизм
Кризис мигрантов в Европе показывает, как события в развивающихся странах создают волновые эффекты, которые в конечном счете влияют на глобальный бизнес. Миллионы людей с Ближнего Востока и Центральной Африки покидают свои дома из-за конфликтов, засухи и экономического застоя. Перемещение массы людей в Европу трансформирует западную политику. Политические движения против иммигрантов раздувались, способствуя вытеснению Великобритании из Европейского Союза и привлечению правых популистов к власти в Центральной Европе.
Поток беженцев замедлился, но в значительной мере это связано с обещанием ЕС предоставить Турции 6 млрд евро в рамках соглашения относительно беженцев. Однако отношения между ЕС и Турцией в прошлом году ухудшились из-за трений между турецким правительством, стремящимся консолидировать власть и правительствами европейских стран, которые пытаются поддержать права человека и демократические нормы в Турции. Если, например, ЕС решит приостановить платежи или ввести санкции в отношении турецких юридических и частных лиц, Турция может отомстить за аннулирование соглашения по мигрантам.
Такой вариант развития событий может создать не очень оптимистичные условия для развития европейской экономики, затруднит формирование коалиции для поддержки реформ в ЕС, которые могли бы дать надежную долгосрочную основу для европейской валюты. Италия может стать эпицентром нестабильности, если привлечет внимание арабских и африканских беженцев и получит коалицию популистских и правых партий на мартовских выборах 2018. Анти-иммигрантское и скептически настроенное итальянское правительство может напугать инвесторов, снизив акции итальянских банков и ослабив суверенный долг страны.
Любой из этих политических результатов обесценит евро ниже ожиданий корпоративных бюджетов в 2018 году и уменьшит экономический подъем в Европе, который увеличил доходы многих компаний. Многонациональным компаниям следует внимательно проанализировать цели продаж на текущий год и застраховать себя от валютных рисков, которые могут возникнуть.
Азиатско-Тихоокеанский регион: столкновения в Китае могут привести к нарушению глобальной цепи поставок
В то время как Северная Корея возглавляет список рисков большинства иностранных наблюдателей в Азии, Китай закладывает основу для конфронтации сверхдержав в Южно-Китайском море. В 2017 году Китай построил 290 000 кв. м объектов гражданской обороны двойного назначения на островах Спратли и Парацел, которые также востребованы Малайзией, Филиппинами, Тайванем и Вьетнамом. То, что может показаться всего лишь локальным спором в отношении рыболовства и нефтяных месторождений, имеет гораздо более широкие последствия.
Ежегодно через Южно-Китайское море проходит торговля объемом $5 трлн США — почти одна треть мировой торговли. Теперь наращивание военного потенциала Китая позволяет ему усилить контроль над морскими путями, бросая вызов свободе судоходства, гарантируемой ВМС США на протяжении большей части столетия. Сегодня Китай не может осуществлять односторонний контроль над этими критически важными торговыми путями, но увеличение военной базы и транспорта повышает шансы на неожиданное столкновение, которое негативно и сильно повлияет на торговлю.
Несчастные случаи, такие как столкновения между рыболовными судами или истребителями, могут спровоцировать всплеск конфронтаций на государственном уровне. Вооруженные силы Соединенных Штатов будут вынуждены поддержать союзников из Юго-Восточной Азии, чтобы сохранить принцип бесплатной коммерческой навигации. Без кодекса поведения или разработанного механизма деэскалации может возникнуть полномасштабный конфликт. Ситуация может обостриться еще больше, если к несчастному случаю будет причастна Корея.
Каковы последствия для бизнеса? Крупномасштабное противостояние между китайскими и американскими военными сразу нарушит международные цепи поставок, от которых зависит современное производство, что вызовет сложности у многих компаний. Потребительский и деловой спрос на азиатских рынках также столкнется с серьезным потрясением, схожим с азиатским финансовым кризисом 1997 года, увеличивая неизбежную нестабильность валют и финансовых рынков. Чтобы смягчить эти риски, компании должны оценивать устойчивость своих цепочек поставок, запасов и дистрибуции в Азии, чтобы предотвратить последствия возможных внезапных конфликтов. Кроме этого, компаниям также следует снизить риски для третьих сторон путем оценки цепочек получения добавленной стоимости и исключения из этой цепочки наиболее уязвимых партнеров в странах, граничащих с Южно-Китайским морем.
FSG ожидает больших объемов инвестиций от многонациональных компаний в их бизнесы в странах с развивающейся экономикой, поскольку потребители, бизнес и правительства увеличивают расходы, а реальный ВВП на развивающихся рынках в целом растет до 4,9%. Но этот прогноз не должен стать основой для спокойного отношения к рискам. Описанные выше события могут увеличить вероятность глобальных кризисов в отношении валют, финансовых систем и товаров, что приведет к серьезным нарушениям деловых планов.