НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Россия может запретить европейским авиакомпаниям перелеты из Европы в Азию

В ответ на санкции против лоукостера "Добролет", Россия может запретить транссибирские перелеты

Российские чиновники рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Об этом "Ведомостям" рассказали человек, близкий к одному из контрагентов крупных европейских авиаперевозчиков, высокопоставленный федеральный чиновник и человек, близкий к участникам обсуждения. По данным последнего, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны Евросоюза (ЕС). Но последние события — остановка "Добролета" и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым (около $8,6 млн. — Ред.), — требуют ответа, сказал он.

Решение должно принять правительство, сейчас идут консультации на уровне Минтранса и МИДа, говорит собеседник "Ведомостей". Представители обоих министерств отказались от комментариев. Решение еще не принято, подчеркнул высокопоставленный федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сказала, что в аппарат правительства "подобных предложений от ведомств не поступало". Но человек, близкий к МИДу, заверил, что "любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся".

Для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий маршрут — транссибирский и платят за это деньги "Аэрофлоту". В начале 1970-х гг. иностранные авиакомпании на многое готовы были пойти, лишь бы СССР открыл им коридор, рассказывал журналу SmartMoney руководитель Росавиации Александр Нерадько: таким образом они смогли бы сократить маршрут на 4000 км и экономить до $30 000 на каждом рейсе.

При этом иностранные перевозчики сами предложили дать им возможность пользоваться транссибирским маршрутом за деньги, вспоминал чиновник.

Бенефициаром сделки стало единственное авиапредприятие страны — "Аэрофлот". После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал "Аэрофлот". Сборы могли достигать $500 млн. Но большую часть средств "Аэрофлот", как правило, направлял на нужды авиации. Сейчас, по словам человека, близкого к совету директоров "Аэрофлота", авиакомпания получает от иностранных перевозчиков не более $300 млн в год.

Для иностранных авиакомпаний запрет на транссибирские полеты приведет к удлинению маршрута в среднем на час-полтора, повысить цены они не смогут, а удержать их на прежнем уровне невозможно из-за низкой рентабельности.