НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

44,85

-0,00

Наличный курс:

USD

41,59

41,54

EUR

45,25

45,10

Российские авиакомпании налетали в Крым на 10 млрд грн штрафов

Российские авиакомпании налетали в Крым на 10 млрд грн штрафов
Полеты в аннексированный Крым могут дорого обойтись российским авиакомпаниям. Из-за игнорирования украинского запрета на рейсы на полуостров авиаперевозчики РФ оштрафованы уже на миллиарды гривен

Украина оштрафовала российские авиакомпании на миллиарды гривен. Но не желая выплачивать эти взыскания, российские авиакомпании могут лишиться части своих самолетов в ближайшем будущем. Что предпринимает Госавиаслужба, чтобы наказать авиакомпании РФ за нарушение запрета, выясняло Delo.ua.

Огромные суммы

Примерно пять лет назад Государственная авиационная служба Украина запретила всем без исключения авиакомпаниям выполнять рейсы в Крым. После аннексии полуострова наша страна больше не могла гарантировать безопасность полетов в этом регионе. Ведь, по международным нормам, контроль над воздушным пространством остался и остается за Украиной, но фактически наша страна не имеет возможности обеспечивать безопасность полетов над полуостровом.

Все это время российские авиаперевозчики игнорируют украинские указания и активно выполняют полеты на полуостров. К сожалению, у Украины нет механизмов, чтобы заставить их прекратить летать в Крым.

Единственным инструментом, который может применить Госавиаслужба к российским авиакомпаниям, являются штрафы за нарушение правил и порядка использования воздушного пространства над аннексированным Крымом, то есть за игнорирование запрета на полеты над АРК. Хотя с момента аннексии Крыма уже прошло больше пяти лет, украинские чиновники продолжают методично штрафовать их. В соответствии с украинским законодательством, за каждое нарушение Госавиаслужба наказывает перевозчиков РФ на 136 тысяч грн.

Как сообщили Delo.ua в Госавиаслужбе, с момента введения запрета ведомство оштрафовало 55 российских авиакомпаний на общую сумму более 10 млрд грн. Всего было наложено более 74 тысяч штрафов. Среди авиакомпаний, попавших под санкции, оказались "Аэрофлот", "Победа", UTair, Ural Airlines, "Якутия", "Россия", Red Wings Airlines, "Сибирь", "Нордавиа" и множество других.

Интересно, что оштрафованными оказались даже такие перевозчики, как "Специальный летный отряд "Россия" управления делами президента РФ", который, как видно из названия, организовывает авиаперелеты президента России и военно-воздушные силы генштаба вооруженных сил РФ.

Однако, как оказалось, запрет на полеты над Крымом нарушают не только российские перевозчики. Госавиаслужба оштрафовала за нарушение воздушного пространства над полуостровом три британские авиакомпании — Gama aviation ltd, Ravenair aircraft limited и Premiair aviation services limited.

К сожалению, ни одна из российских авиакомпаний не согласилась выплатить штрафы. А "Аэрофлот" вообще инициировал несколько сот судебных процессов, оспаривая каждый наложенный штраф. По данным Госавиаслужбы, практически все из них перевозчик проиграл. Исключение составили несколько исков, которые удалось выиграть из-за того, что Госавиаслужба упустила сроки наложения штрафов. Правда, примерно полтора года назад "Аэрофлот" прекратил подавать иски.

К сожалению, Госавиаслужба не имеет юридических рычагов, чтобы заставить российские авиакомпании выплатить штрафы. С помощью исполнительной службы можно взыскать активы с компаний, только если они находятся в Украине. Но у российских перевозчиков на территории нашей страны таковых нет.

Как рассказал Delo.ua начальник юридического управления Госавиаслужбы Виктор Авдеев, чтобы решить эту проблему, служба вместе с представительством Президента в Автономной республике Крым разработала законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс и закон "О судебном сборе", которым будут внесены правки в законодательство, чтобы эффективнее взыскивать наложенные штрафы с российских авиакомпаний и исполнять эти решения на территории других стран.

"Этот законопроект был направлен в Администрацию Президента, после чего прошел процедуру согласования в других заинтересованных государственных органах. Сейчас документ находится на финальной доработке в Министерстве инфраструктуры. После этого он будет подан на рассмотрение в Кабмин, а он внесет его в Верховную Раду", — говорит он.

По словам Виктора Авдеева, законопроект предполагает внедрение нового механизма — Госавиаслужба получит право обращаться не в исполнительную службу, как это происходит сейчас, а в суд, чтобы он принял уже судебное решение о взыскании штрафа.

"После того как мы будем получать на руки такие судебные решения о взыскании штрафов, Госавиаслужба в рамках международных договоров об оказании международной правовой помощи будет выполнять решения судов на территории других стран, где есть имущество российских авиакомпаний, — рассказывает Виктор Авдеев. — Например, это могут быть недвижимость в Европе, которая есть в собственности перевозчиков РФ, или даже самолеты. Мы не можем арестовать самолеты, которые арендуют российские авиакомпании, но можем задержать воздушные суда, которые принадлежат перевозчикам РФ. По нашим данным, есть несколько самолетов, которые летали в Крым и сейчас выполняют полеты в Европу".

Однако, штрафы Госавиаслужбы — это, по сути, административные санкции в отношении российских авиакомпаний-нарушителей. Виктор Авдеев наслышан, что СБУ вместе с прокуратурой Крыма и Госпогранслужбой расследуют уголовное дело по фактам незаконного перемещения лиц из России через границу Украины в аннексированный Крым с помощью полетов авиакомпаний.

"Как я могу предполагать, в рамках этого уголовного дела также возможен арест имущества российских перевозчиков в третьих странах с целью обеспечения убытков по гражданским искам. Кроме того, я бы не исключал и арест российских самолетов как предметов преступлений, поскольку с их помощью осуществлялось незаконное перемещение лиц через украинскую границу в аннексированном Крыму. Также в рамках этих уголовных дел может быть поднят вопрос ареста собственников и руководителей этих авиакомпаний, поскольку без их разрешения самолеты не могли осуществлять полеты в Крым", — говорит Виктор Авдеев.

Сложности борьбы

Украине будет сложно добиться выполнения решения украинских судов об аресте активов российских авиакомпаний для их дальнейшей продажи и выплаты штрафов за полеты в Крым, считает председатель набсовета "Украинская авиатранспортная ассоциация", исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет"Анатолий Мазуренко.

"С самого начала войны России против Украины, еще с 2014-го года, все наши западные партнеры по-честному заявляли нам, что санкций против российских авиакомпаний не будут вводить, — рассказывает он. — Это произошло из-за того, что россияне сразу сказали нашим западным партнерам, что если будут санкции с их стороны в отношении авиаперевозчиков из РФ, то Россия закроет ее воздушное пространство для транзита из Америки и Европы в Азию. Такая ситуация принесла бы европейским и американским компаниям миллиарды убытков в год, не говоря уже о том, что некоторые прямые рейсы технически невозможно было бы выполнять".

Но, как считает Анатолий Мазуренко, Украине не стоит сдаваться. "Если Верховная Рада наделит Госавиаслужбу полномочиями обращаться в суд о взыскании штрафов и просить о международной правовой помощи в этом вопросе, то эта служба должна будет подавать иски в суды. Мало того, я считаю, то законодательство под это давно надо было совершенствовать. Надо активно продолжать бороться. Сейчас складывается такая ситуация, что по этому вопросу наши западные партнеры нас не хотят слушать или не могут поддержать, но в будущем ситуация может поменяться. И тогда мы сможем реализовать решения наших судов в третьих странах", — предполагает он.

Старший партнер известной международной юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры"Роман Марченко(специализируется на авиационном праве) считает механизм с получением судебных актов единственно возможным правовым способом того, как можно обеспечить фактическое взыскание штрафов с российских авиакомпаний за полеты в Крым на территории третьих стран.

"Всем юристам было очевидно с начала полетов, что протоколы об административном правонарушении и штрафах будет невозможно исполнить за границей. Но вот судебное решение уже можно попытаться исполнить, — говорит он. — Более того, за то, что только сейчас госорганы озаботились этим, у правоохранительных органов может появиться желание проверить, нет ли в этом бездействии состава преступления по уголовной статье "халатность". Такие шаги должны были быть сделаны уже давно, и совершенно некорректно сейчас это выдавать за победу".

Роман Марченко отмечает, что при исполнении украинских судебных решений за границей Госавиаслужба может столкнуться с несколькими проблемами. "Не со всеми странами у Украины существуют договора о взаимном признании судебных решений. Поэтому надо внимательно изучить юридическую практику и оценить шансы на борьбу. Например, у Украины нет такого соглашения с Великобританией, но эта страна признает наши судебные решения. Аналогичная ситуация с Португалией. В то же время с Италией у нас есть действующий договор еще со времен СССР", — говорит он.

Вторая сложность, по мнению Романа Марченко, заключается в том, что надо еще найти активы российских авиакомпаний за рубежом. "Это большой объем работы. Ведь имеет смысл добиваться признания решения украинских судов только в тех странах, где точно есть активы российских авиакомпаний, — продолжает он. — Кроме того, крайне важно придерживаться процессуальных норм. Например, ответчику должны направляться все уведомления, он должен приглашаться в заседания. Ведь вынесение решения в отсутствии второй стороны может явиться основанием для отказа в исполнении украинского решения за границей".

Но, в принципе, по мнению Марченко, пойти по пути исполнения решения украинских судов за границей вполне возможно. "Это то, чем сейчас занимается НАК "Нафтогаз Украины" против "Газпрома" — ищет и арестовывает активы последнего по всему миру. А Госавиаслужба все это время только выписывала протоколы о наложении штрафов, и, похоже, не делала ни одного шага к тому, чтобы добиться реального получения средств с нарушителей", — считает он.

Вместе с тем не все согласны с перспективностью выбранного пути. Партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук считает, что новый механизм взыскания штрафов будет малорезультативным, поскольку вряд ли в какой-то стране мира Госавиаслужбе удастся добиться выполнения украинского судебного решения.

"Эффективнее было бы объединить всю сумму штрафов в один пул и интерпретировать его как долг Российской Федерации перед Украиной. И тогда можно было бы перенести спор в международные суды как спор государства против государства. Такие механизмы более эффективные", — говорит он.

"А почему мы не можем интерпретировать штрафы как долги РФ перед Украиной? — продолжает Андрей Гук. — Все просто, авиационные власти России, зная, что воздушное пространство над Крымом осталось под контролем Украины, и зная, что именно Украина имеет право вводить запрет на полеты над полуостровом, должны были предпринять меры для недопущения полетов российских авиакомпаний в Крым".

Но поскольку, как рассказывает юрист, авиационные власти РФ этого не сделали, то своим бездействием они спровоцировали нарушение воздушного пространства Украины и, как следствие, наложение штрафов на перевозчиков РФ. "По итогу, Украина в лице Госавиаслужбы имеет право предъявить претензии авиационным властям РФ с требованием признать эти штрафы как долг РФ перед Украиной и выплатить его нашей стране", — заключает Андрей Гук.

Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua