- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Рост цен на продукты: кто виноват и что делать
Многие заметили, что в национальных сетевых супермаркетах начали расти цены на некоторые категории товаров. В первую очередь повысились цены на товары длительного хранения — крупы, макаронные изделия, консервы, овощи и фрукты, туалетную бумагу.
Крупные ритейлеры пытаются пояснить ситуацию: ажиотажный спрос подталкивает поставщиков к повышению цен, к тому же у многих из них в связи с введением карантинных ограничений и "валютных качелей" также изменилась себестоимость. Кроме того, национальный карантин совпал с традиционным сезонным ростом цен на некоторые группы товаров, а ажиотаж лишь ускорил рост цен. Еще хуже ситуация в сегменте круп: многие из них Украина импортирует, а страны-торговые партнеры на период пандемии ограничили экспорт, чтобы защитить от дефицита собственный рынок.
Но именно сетевой организованный ритейл стал первой мишенью для недовольства потребителей и даже обвинений со стороны власти в повышении цен. Хотя общеизвестно, что крупные операторы розничного рынка при любой экономической погоде работают с фиксированными надбавками к закупочной цене, которые покрывают их операционные издержки.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaДефицит или ажиотаж?
Одним из первых четко пояснить ситуацию на рынке попытался генеральный директор сети АТБ Борис Марков. По его словам, ситуация предельно проста: дефицита продуктов на рынке нет, но в условиях закрытых в связи с карантином рынков именно организованная розница приняла на себя весь "удар" резко возросшего потребительского спроса.
"Основного товара хватает, и ситуация с его доступностью улучшается. Мы заканчиваем наполнение складов и восстановление запасов магазинов, которые "вымылись" в результате ажиотажного спроса на прошлой неделе. Предпосылок и рисков для формирования дефицита товаров в Украине мы не видим. Возможно, "выпадение" некоторых групп из-за созданного ажиотажа, но в течение одного-двух дней мы готовы закрыть потребности населения страны в продуктах и товарах социальной категории", — описал происходящее в целом на украинском рынке и в сети АТБ Борис Марков.
Механика ажиотажа довольно проста: покупатели первыми "вынесли" полки крупнейших и наиболее доступных сетей — у АТБ это около 1100 торговых точек по всей стране. Но под ажиотажный "вынос" попали и другие крупные операторы — сеть Сильпо, группы Fozzi, Billa, Эко-Маркет и другие магазины "шаговой доступности".
Из-за ударного спроса на товары повседневного потребления ритейлеры перевели свои складские и логистические мощности на усиленный режим работы. Ведь даже имеющийся в любой точке Украины товар нужно доставить в распределительные центры, а потом — на полки магазинов. Именно в этот момент "оперативной перенастройки" логистики сетевых ритейлеров, которая противодействовала "выносу" магазинов в первые дни карантина, у людей создалась иллюзия опустевших полок. Это стало вторым "шоком" для сетевого ритейла: непонятная ситуация с карантинными ограничениями и слабая коммуникация властей всех уровней по этому поводу заставила людей продолжить запасаться.
Всё это происходит на фоне неработающих рынков и базаров, которые до объявления карантина удовлетворяли значительную часть потребительского спроса на продукты питания и товары повседневного потребления.
"То, что мы наблюдали последнее время — это увеличивался резко спрос на большую часть продовольственной группы товаров. Когда увеличивается спрос, а предложение растет неадекватно увеличению спроса, всегда растет цена. Поэтому, все, что мы видим — это рыночный механизм отрегулировал увеличение цены", — пояснил Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера и советник президента Украины. Эксперт добавил, что за резким ростом спроса просто не поспело производство и логистика.
Что происходит с ценами и товарами на самом деле
Сразу нужно разделить причины происходящего на рынке. Для цен на одни группы товаров существует ярко выраженная многолетняя объективная сезонность, для других важен курсовой фактор, для третьих — баланс рынка, учитывающий объемы собственного производства, экспорта и импорта.
"Есть масса нечистых на руку дельцов, которые часть дефицитных товаров вывозят за рубеж. Что касается роста стоимости импорта, действительно: импортеры начали закладывать в стоимость товаров девальвационные ожидания", — пояснил реалии рынка Устенко.
Представители торговых сетей поделились своим опытом взаимодействия с поставщиками — это проливает свет на происходящее. Например, подорожавшая более чем на треть гречка: в Украине для нужд внутреннего потребителя ее выращивают не много, поэтому гречка импортируется из Казахстана и России. Подскочивший курс доллара, а также введенные странами-поставщиками временные ограничения на экспорт этого товара за рубеж в связи с пандемией дают свои "кризисные всходы" в виде ценников на полках украинских магазинов.
Как отмечают эксперты, винить в этом розничную торговлю — бессмысленно: "Ритейл выступает посредником между производителем и потребителем, — подчеркивает Виталий Шапран, один из самых авторитетных украинских экономических аналитиков, член Совета Национального банка Украины. — Ритейл зарабатывает на разнице между ценой покупки и продажи товара, поэтому обвинять посредника в повышении цен не очень рационально. Наибольшее влияние оказывают на цены поставщики продуктов питания. Потому что они находятся под действием рыночного закона спроса и предложения. В Украине действует рыночная система, при которой цены не устанавливаются государством, а регулируются рынком. И когда граждане сметают с полок гречку, картофель и другие товары, которых на складах становится мало, то поставщики сразу повышают отпускные цены розничным сетям".
Цены на овощи также в последние дни показали ошеломляющую динамику: морковь и лук взлетели в два раза, картошка подорожала наполовину, темп роста цен на остальные составляющие "борщевого набора" — находится где-то примерно между этими параметрами. В беседах "не для записи" представители сетевого ритейла называют главные причины. Сезонность — запасы старого урожая заканчиваются, а инфраструктура для хранения овощей — традиционное слабое место. Проще говоря, овощи к нынешнему времени попросту сгнили в хранилищах, а теплая зима лишь ускорила этот процесс. Те поставщики, кто смог сохранить свои запасы, сейчас реально "выкручивают руки" магазинам-сетевикам, ставя их перед тяжелым выбором: либо товар появится на полках сети за любые деньги, либо эти полки останутся пустыми. Пополняя свои запасы на таких условиях, крупные сетевые супермаркеты и попадают под огонь критики покупателей и государственных деятелей-популистов, которые потакают обывательскому представлению о том, что цены на рынке формируют сетевые супермаркеты, а не их поставщики-производители.
Фрукты — ажиотажный спрос на них начался сразу после овощей, когда в разгар коронавирусной паники медики напомнили людям о необходимости потреблять витамины, чтобы укрепить иммунитет перед лицом мутировавшего гриппа. Практически вся фруктовая группа на украинском рынке — это импорт. Заградительные меры на продажи на внешние рынки стран-производителей, осложненная в связи с глобальной пандемией международная логистика, а также подскочивший в Украине курс доллара — это основные факторы, которые подталкивают цену фруктов вверх.
Шапран говорит, что государству стоит поискать те рынки, которые еще не ввели ограничений на экспорт, а также вмешаться в рыночное ценообразование товарными интервенциями: "Импортировать именно те продукты, которых в стране не хватает. Кроме того, в Госрезерве должны быть запасы продуктов питания. И государство может сбивать рыночные цены, увеличивая за счет Госрезерва предложение дефицитных товаров", — предлагает эксперт.
Ряд товаров, как, например, горох, пшено и другие, которые и в спокойные времена являются статьями традиционного экспорта, после девальвации гривни производители еще активнее вывозят за рубеж — "курсовые качели" сделали очень выгодным их экспорт. А эксперты предупреждают, что украинским властям помимо контроля за ценниками в супермаркетах необходимо обратить внимание на рыночный баланс по многим товарным позициям и взять под контроль экспортные поставки — это поможет защитить украинский внутренний рынок от дефицита и ценовых дисбалансов.
Ловушка простых решений
Представители власти уже начали осознавать приближающиеся проблемы на продовольственном рынке. Но вместо того, чтобы устранить рыночные дисбалансы, пытаются оказывать давление на розницу, цены в которой — это всего лишь зеркало этого рынка.
Так, столичный градоначальник Виталий Кличко открыто призвал Антимонопольный комитет вмешаться в ситуацию, а в росте цен обвинил торговые сети. Правительство намерено провести ценовой аудит социально значимых групп товаров.
"Обвинять торговые сети в росте цен некорректно. Розница предоставляет исключительно услугу продажи товара, традиционно устанавливая свою наценку. Цену формирует поставщик! Постановление Кабмина о проведении ценового аудита социально значимых групп товаров в первую очередь ударит по производителям продукции. Проверять цены в розничных сетях — это самое простое, что может придумать человек с социалистическим мышлением. Кабинет министров играется в регулирование рынка. Причем эти игры опасны, так как играются они не через компенсационные механизмы, а административное насилие. И это, на мой взгляд, может привести к исчезновению с прилавков определенных товарных групп", — прокомментировал попытки государства вмешиваться в ситуацию политический эксперт Владимир Цыбулько.
"Как же все-таки эту ситуацию держать под контролем? Напомню, что раньше в Украине существовала Держфининспекция, которая имела полномочия мониторинга цен на социально значимые продукты питания. Но ее ликвидировали вместе с Санэпидемстанцией. Поэтому вопрос введения государственной дисциплины за ценами вновь на повестке дня", — напомнил Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий о том, что Украина стараниями нескольких поколений реформаторов-либералов вошла в пандемический и ценовой кризис с уничтоженной государственной инфраструктурой контроля и противодействия внешним шокам и вызовам.
"Если государство попытается создать невыгодные для производителей условия выпускать товары, то, понятное дело, производители не будут их выпускать себе в убыток. Перестанут импортировать фрукты и овощи — это станет попросту невыгодно, — прогнозирует Карасев последствия попыток государства давить на производителей. — Правительство может пугать производителей, но эти запугивания не очень страшные. Если государство хочет вернуться во времена советской экономики дефицита — может пугать бизнес дальше. А если хочет помочь людям в трудный период, то регулировать рынок очень тонко, без ущерба для производителей, по согласованию каждого шага с рынком, создавая не только ограничения, но и стимулы".
Борис Марков, гендиректор АТБ, отмечает, что организованная сетевая розница, как и его сеть, работает со стандартными наценками на товар, которые остаются неизменными при любой экономической или рыночной ситуации. Но ритейл не может противостоять давлению производителей и поставщиков, которые взвинчивают цены и пытаются воспользоваться ажиотажной конъюнктурой.
Глава АТБ отверг обвинения в том, что сеть необоснованно повышает цены, и предупредил, что аналогичные процессы пересмотра ценников на полках начнутся во всей организованной сетевой рознице, если на действия поставщиков и производителей не обратят внимания государственные регулирующие и надзорные органы.
"Такие процессы происходят и у других операторов рынка, причем, как показывает практика, в еще больших размерах, но только с отставанием в несколько дней. В большей степени на нестабильную ситуацию с ценами влияет то, что большая часть поставщиков товаров социальных категорий сегодня пересматривают ценообразование на свою продукцию. Причем в каждой группе по-разному. В таких условиях мы в большинстве случаев принимаем решение в пользу покупателя: считаем необходимым в первую очередь обеспечить наличие товара на полке магазина. В особенности, если это касается социально значимых продуктов", — рассказал руководитель сети АТБ о сложившейся на рынке ситуации.