- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Рука-лицо: 99% рынка пластической хирургии Украины находятся в тени
Пластическая хирургия — бизнес в Украине на 99% теневой. Что и неудивительно: юридически пластической хирургии в стране не существует. Хирургам не нужно иметь какого-либо документального подтверждения своей специальности, квалификации и компетентности. "Клиники красоты" не лицензируются как медицинские учреждения, имеющие право проводить пластические операции, а риски пациентов никем и никак не страхуются. В результате врачей и клиник, которые официально занимаются пластической хирургией, в нашей стране — единицы. Большинство же докторов выполняют операции в частном порядке, по договоренности с государственными медучреждениями за "скромные комиссионные" главврачу, пишет издание "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
Почему возникла такая ситуация? Причина не в желании самих хирургов что-то скрыть, а банально в отсутствии законодательного поля для этих услуг. "Де-юре пластических хирургов не существует, поскольку не существует и самой профессии, поэтому де-факто многие отечественные пластические хирурги вынуждены "прикрывать" свою деятельность другими манипуляциями", — объясняет руководитель центра пластической хирургии клиники "Обериг" Дмитрий Слоссер.
Президент Всеукраинской ассоциации пластических, реконструктивных и эстетических хирургов, профессор Василий Пинчук утверждает, что из всех постсоветских стран такая нелепая ситуация сложилась только в Украине. Даже в России уже ввели профессию "пластический хирург" на официальном уровне. "У нас специфика теневого рынка следующая: есть государственные клиники, под сенью которых бывшие и нынешние офтальмологи с отоларингологами проводят немало эстетических хирургических вмешательств, не проводя при этом ничего официально", — констатирует эксперт.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУсилил позиции теневых "пластиков" и кризис. Так, по словам директора днепропетровской клиники пластической хирургии и косметологии "Артмедика" Александра Макарчука, за последние два-три года количество пластических хирургов и различных центров такого рода существенно возросло. "Из-за кризиса представители самых различных медицинских профессий решили спешно переквалифицироваться в "пластику", думая, что это легкий хлеб и тут можно много заработать, — рассказывает Макарчук. — Количество специалистов, которые вдруг стали "пластиками", за указанный период увеличилось примерно на треть. А вот сказать, что за это время увеличилось и качество операций, я не могу".
Красота неоценимая
Все опрошенные эксперты и участники рынка уверены: точно подсчитать и понять, что собой сегодня представляет украинский рынок пластической хирургии, невозможно. И вследствие невозможности оценить этот рынок в цифрах многие потенциальные инвесторы, до этого всерьез полагающие, что пластическая хирургия — прибыльное вложение, ушли на более открытые рынки.
Объективная и репрезентативная статистика есть только для сегмента операций по увеличению груди — подсчитать количество операций и, соответственно, емкость сегмента можно основываясь на данных по продажам грудных имплантов. "По продажам имплантов считать наиболее правильно. Когда мы это сделали, вышло, что в Украине увеличивают грудь около 2 тыс. пациенток в год", — сообщает пластический хирург Денис Юрченко.
Наиболее осведомленными по части цифр оказались Ростислав Валихновский и Василий Пинчук. Первый, будучи вице-президентом Всеукраинской ассоциации пластических реконструктивных и эстетических хирургов (ВАПРЕХ) и опираясь на ее статистику, полагает, что отечественный рынок пластической хирургии можно оценивать в $3-5 млн в месяц. По мнению Василия Пинчука, цифры чуть скромнее. "Если учесть, что ежегодно в Украине проводится порядка 30 тыс. операций, средневзвешенная стоимость каждой из которых оценивается приблизительно $1 тыс., на выходе мы получим приблизительную емкость в $30 млн", — полагает он.
Еще более низкую оценку рынку дает Александр Ткачев, директор отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting. "В денежном выражении емкость рынка оценивается в $18-20 млн в год", — отмечает аналитик.
Согласно статистике ВАПРЕХ, в Украине сегодня работают около 30 крупных клиник пластической хирургии. Причем пять из них обслуживают до 70% от общего числа пациентов.
По подсчетам Василия Пинчука, сегодня в стране практикуют около 500 специалистов. При этом в каждой из областей Украины на регулярной основе практикуют не более 20 хирургов, в то время как в Киеве работают минимум четверть всех украинских "врачей красоты".
Особенный РИНОк
Еще одной особенностью украинского рынка пластической хирургии является его "заточенность" под эстетическую пластику. Дмитрий Слоссер отмечает, что по западным меркам классический хирург — это специалист, занимающийся отнюдь не эстетической хирургией. В первую очередь он является специалистом в реконструктивной хирургии, в микрохирургии, лечении ожогов, травм и врожденных аномалий. "Лишь тогда, когда у него есть время, желание и пациенты, он может заняться и эстетической хирургией. В Украине такой практики нет. Более того, в стране наблюдается острый дефицит классических специалистов. При этом рынок перенасыщен за счет эстетических хирургов", — сетует Слоссер.
По словам Дениса Юрченко, отечественные клиники сегодня вовсю расширяют ассортимент услуг. "Только ленивый владелец клиники пластической хирургии не пользуется сегодня вывеской "Эстетическая медицина". В этом случае в клинике, помимо традиционных пластических операций, клиенту будет предложена и контурная — инъекционная пластика. Последние два года она не просто активно набирает обороты, но и частично вытесняет/заменяет классическую пластическую хирургию", — объясняет эксперт.
Кроме этого, характерным для многих клиник является внедрение услуг, не требующих длительной реабилитации. Это нововведение обусловлено в первую очередь запросом клиентов. В безусловном фаворе процедуры и вмешательства, которые, с одной стороны, хоть и требуют пребывания на операционном столе, но с другой стороны, позволяют в рекордно короткие сроки восстановиться и демонстрировать достигнутый результат. Иными словами, чем больше клиника будет походить на парикмахерскую, тем лучше.
А вот из-за рубежа за пластикой к нам стали приезжать реже. Даже эмигранты, составляющие до 2014 года основную часть медицинских туристов, побаиваются приезжать в Украину. На языке цифр эта неутешительная тенденция выглядит следующим образом: если в 2010 году количество пациентов украинских пластических хирургов и клиник из-за рубежа достигало 25-30%, то сегодня это лишь 5-10%.
Глаза? Носы? Хвост!
Денис Юрченко утверждает, что спрос на услуги пластической хирургии не падал ни в 2008 году, ни в кризисном 2014-м. Более того, в последние два года он даже несколько возрос. Пациенты обоих полов по-прежнему прибегают к изменению внешности с помощью пластической хирургии, чтобы повысить свои шансы на успех: выйти замуж, найти более высокооплачиваемую работу и пр. И в условиях экономического кризиса актуальность всего этого возрастает.
Как отмечает Василий Пинчук, за прошедшие 10 лет в предпочтениях украинцев особо ничего не изменилось. Операции, популярные десятилетие назад, популярны и сегодня. По опыту Вадима Симонова, украинки охотно идут на пластику груди — ее увеличение, ринопластику и омолаживающие операции на лице.
При этом стоит отметить, что и увеличение груди, и ринопластика давно лидируют в числе наиболее популярных операций по всему миру. Денис Юрченко отмечает, что увеличение груди — наиболее частая операция и к ней прибегают не только по эстетическим соображениям, но и по медицинским показаниям. Например, когда после родов и грудного вскармливания развился птоз. Следующими по популярности он считает липосакцию, ринопластику и коррекцию возрастных изменений. Но и в этой категории есть своя градация. "Если говорить о посткризисных тенденциях украинского рынка, то значительно уменьшилось количество липосакций. Раньше их проведение уступало лишь маммопластике. Возможно, это связано с тем, что сейчас людям дешевле посещать спортзалы. Кроме того, активно используются липолитики — уколы, убирающие жировые отложения", — отмечает пластический хирург.
Самыми дорогостоящими пластическими операциями, по словам Александра Макарчука, являются те, проведение которых требует использования дополнительных медицинских изделий. "Они закупаются за границей, поэтому их стоимость зависит от курса доллара и, соответственно, она же будет влиять на конечную стоимость операции", — объясняет директор "Артмедики". Так, операция по увеличению груди в среднем обойдется в $2500.
Василий Пинчук добавляет, что второе место среди "дорогих" операций традиционно занимает подтяжка лица, поскольку она сопряжена с рисками как для хирурга, так и для клиента, и кроме этого, является технологически сложной. На третьем месте по стоимости — ринопластика: для того, чтобы обладать ровным носом, желающим надо будет заплатить $2500. Средняя стоимость отопластики достигает $1500, услуга по пересадке волос варьируется от $680 до $2100. Цена за один час липосакции в Украине начинается с $500.
Красота требует жертв денег
Целесообразность открытия новых клиник пластической, эстетической или реконструктивной хирургии, как и любые другие инвестиции, связанные с развитием украинского рынка пластической хирургии, участники рынка оценивают довольно скептически. Денис Юрченко считает, что украинцы действительно не делают столько пластических операций, сколько делают жители других стран. Но с другой стороны, для наших сограждан пластика находится далеко не на первом месте в списке приоритетов, поскольку у них совсем другие потребности: прокормить семью, заботиться о ее здоровье. Поэтому они будут гораздо больше радоваться возможности сделать очередную необходимую томографию, МРТ, пройти вакцинацию и пр. Вместе с тем в сравнении с другими странами количества клиник пластической хирургии на душу населения у нас недостаточно.
Василий Пинчук считает, что все медицинские проекты и клиника пластической хирургии в частности — далеко не самое быстроокупаемое вложение и отнюдь не самый высокорентабельный бизнес. По мнению Ростислава Валихновского, мощным игроком на рынке может стать иностранный провайдер данных услуг с уже известным в мире брендом. "Клиника пластической хирургии требует инвестиций от $7 млн до $20 млн. В прежние годы срок окупаемости можно было прогнозировать — он составлял от 5 до 10 лет", — поясняет эксперт. Сегодня, по его словам, прогнозы давать сложно: в стране экономический кризис, политическая нестабильность и война.
"Инвестиции в открытие клиники стартуют от $1 млн. Команда сильных пластических хирургов, стоящая у руля этого инвестпроекта, способна вывести его на окупаемость. Других вариантов окупаемости такой смелой бизнес-идеи я на сегодняшний день не вижу. И насколько мне известно, все инвестиционные планы по данному рынку сегодня заморожены. Никто ничего не собирается открывать", — резюмирует Макарчук.