Рынок интернет- и кабельных услуг может ждать существенное ужесточение правил работы

Регулярные обвинения в пиратстве и не совсем чистая работа кабельных операторов с точки зрения уплаты налогов начала привлекать к рынку кабельных и интернет-услуг повышенное внимание регулятора. Чего ожидать "кабельщикам" в ближайшем будущем?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Истории, подобные тому, что произошло с с ex.ua и "Вконтакте", становятся для украинского интернет и кабельного рынка почти хрестоматийными. "Маски-шоу", изъятия серверов, лишения лицензий и уголовные дела на владельцев — все эти "страшилки" рынка все чаще воплощаются в реальности. Что это — передел рынка, в котором его участники не гнушаются рейдерскими методами, или очередная попытка борьбы с пиратским контентом (многочисленные попытки до этого, как известно, никакого эффекта не возымели)?

Эксперты склоняются к последнему. Видя безрезультатность антипиратских кампаний, регуляторы рынка в лице НКРСИ и Миндоходов просто пошли на "закручивание гаек". "Рынок нужно привести к состоянию "щоб усi боялись", — так прокомментировал Delo.UA один из участников рынка политику властей относительно кабельщиков.

Например, еще летом НКРСИ подготовила и представила на суд общественности законопроект, в котором идет речь о необходимости создания Фонда универсальных услуг. Операторы уже окрестили инициативу "налогом на интернет" и как могут противодействуют ее воплощению в жизнь.

До этого на нормативном уровне были приняты правила предоставления телекоммуникационных услуг, правила предоставления услуг доступа в интернет, а также определены основные параметры качества услуги интернет.

А в скором будущем к "регулированию" может подключиться еще и МВД, начав очередной раунд борьбы с пиратским контентом на украинском интернет- и телекоммуникационном рынке, которую, к слову, уже начали в Российской Федерации (1 августа 2013 года там вступил в силу "антипиратский" закон). Не так давно отделения МВД в Киеве, Сумах и Крыму объявили о возбуждении уголовных дел в отношении нескольких операторов кабельного телевидения по обвинению в нарушении авторских прав. Дела еще не закрыты, но вполне может быть, что они пойдут по сценарию, откатанному на ex.ua.

И хотя, казалось бы, тем операторам, которые не используют пиратский контент в случае очередных рейдов бояться нечего, они с опаской ждут активизации МВД, полагая, что волна борьбы с пиратством может накрыть как виновных, так и непричастных. Ведь у всех в памяти свежи воспоминания об изъятии серверов "Вконтакте" и ситуации с файлообменником ex.ua , а обыск и попытки изъятия оборудования в харьковском подразделении крупнейшего телекоммуникационного оператора "Воля" по поводу, вообще, казалось бы, недостойному внимания МВД, еще долго будоражил рынок. Если вспомнить еще подобные случаи в регионах, не такие громкие из-за менее известных названий, напрашивается предположение о том, что этот сегмент рынка мог заинтересовать кого-то, в чьих интересах и было инициирование подобных операций, скрываемых под "обысками", "проверками" и "изъятиями".

Правда, масла в огонь подливают сами провайдеры и операторы. Работа определенной их части, особенно в малом и среднем сегменте, не отличается системностью и прозрачностью, "белой" бухгалтерией и отчетностью, в том числе налоговой. Многие участники рынка, пытаясь сократить издержки, ведут деятельность посредством СПД, с помощью договоров поручения и т. д., осуществляя выплату заработной платы через "услуги" ЧП и пр., хотя давно и "переросли" данный масштаб. Например, такая ситуация характерна для операторов рынка из Белой Церкви, Житомира, Кременчуга, Мариуполя и ряда других городов. Логично, что это вместе с пособничеством распространению пиратского контента привлекает внимание к таким участникам рынка со стороны контролирующих и проверяющих органов и тех, кто, прикрываясь благими намерениями, хотел бы заполучить их бизнес.