Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Рынок "праздничного" кейтеринга оценивают в 72 млн грн — основатель компании "Фигаро"

  • Александр Котолуп

Основатель и владелец кейтеринговой компании "Фигаро" Александр Котолуп рассказал Delo.UA, как живет и развивается рынок событийного кейтеринга в Украине и о том, почему этот сервис не очень популярен среди украинцев

Кейтеринг в украинских реалиях остается одним из самых загадочных рынков. С одной стороны, это закрытые компании, осуществляющие корпоративное питание для армий, целых предприятий и госучреждений с миллионными оборотами. С другой — всем знакомые событийные кейтеринговые компании, которые работают по своим отдельным правилам. При этом рынок кейтеринга остается мало изученным и понятным для обычного потребителя, и как утверждают игроки рынка, даже для целевой аудитории. О том, как живет рынок "праздничного" выездного питания, рассказывает учредитель одного из крупнейших игроков на рынке компании "Фигаро" Александр Котолуп.

Александр, расскажите о развитии рынка кейтеринга в Украине. Кто основные потребители?

Кейтеринговые услуги в Украине начали развиваться в середине 90-х, с открытием границ и приходом зарубежных компаний. Вместе с иностранным капиталом на рынке появился спрос на кейтеринг, который являлся частью их корпоративной культуры. По своей сути услуга кейтеринга, даже в нашей стране, не новая, вот только знает о ее существовании не так много людей. Целевая аудитория (люди, принимающие решение о заказе) — административный, hr и маркетинговый департаменты. И даже среди них о возможностях событийного кейтеринга знают порядка 50%.

Почему так мало?

Я связываю это с тем, что в Украине не привита как таковая культура общественного питания. Если во Франции на четырех человек приходится один стул в заведениях общественного питания, то в Украине на одно место приходится 400 гостей.

Больше половины целевой аудитории даже не знает о существовании такой услуги как кейтеринг

Я так понимаю, что большая часть заказов приходится на корпоративный сегмент

Да, большинство наших заказчиков это крупные бизнес-компании и холдинги. Мы предоставляем кейтеринговое обслуживание на корпоративных мероприятиях, тимбилдингах, конференциях, семинарах, форумах и т.д.

Можете оценить объем украинского рынка кейтеринга?

Объем событийных кейтерингов, то есть всех мероприятий, которые проходят вне стен ресторанов и отелей, в 2014 году оценивался в 85 млн грн. По итогам 2015 года эта цифра составляла 72 млн грн (по данным Всеукраинской Рекламной Коалиции). На показатели повлияла политическая ситуация в стране и кризис, но как видим — незначительно. В целом размер украинского рынка по сравнению с Францией не больше 5%.

Сколько сейчас работает компаний в сфере обслуживания выездных мероприятий?

Компаний, которые предоставляют услуги событийного кейтеринга, в Украине насчитывается более тысячи. Каждая гостиница или ресторан считают своим долгом иметь в списке услуг возможность организовывать банкет на природе. Так что говорить о точном количестве игроков на рынке очень сложно.

Основными конкурентами кейтеринговых компаний являются рестораны и отели

Кто ваши основные конкуренты?

Ранее мы считали нашими конкурентами исключительно другие кейтеринговые компании. Но недавно мы поняли, что основные конкуренты это рестораны и особенно гостиницы. Ведь у них есть свобода действий. К примеру, они могут сдать номер клиенту абсолютно бесплатно, лишь бы они заказали услуги банкета. У них есть своя локация для проведения праздника и т.д.

Как сказалась на бизнесе сложная экономическая ситуация?

Новых игроков точно не появилось. Крупные компании остались на рынке, спасаясь во время кризиса на частном сегменте. Поскольку личные мероприятия в любом случае будут проводиться, вне зависимости от экономической ситуации в стране.

Появилось большое количество маленьких компаний, которые работают в низком ценовом сегменте. Но несмотря на это, крупные клиенты выбирают проверенных подрядчиков.

Упал рынок корпоративных мероприятий, вырос рынок образовательных мероприятий, ориентированных на развитие бизнеса, поддержание клиентских отношений, презентацию новых товаров и услуг.

В каких регионах услуги кейтеринга наиболее востребованы?

Большая часть клиентов сосредоточена в Киеве. Спрос в регионах очень слабый, но в них есть потенциал. Наша компания заинтересована в развитии во всех коупных городах-миллионниках. В 2014 году мы открыли филиал в Одессе. В 2015 в Днепропетровске, поскольку там резко вырос спрос на услуги по доставке еды, так как штаб-квартиры крупных компаний с восточного региона переехали не только в Киев, но и в Днепр.

Кто ваш основной потребитель?

Мы работаем в секторе В2В (business to business). Пусть в расчете на одного человека при корпоративном заказе чек меньше, но мероприятия масштабнее. А ведь бросать вызов самому себе дорогого стоит. Из недавних — организовали мероприятие на 900 человек на горе Драгобрат!

Количество индивидуальных заказов в 2014-2015 годах существенно возросло и достигло 30%

Частные мероприятия обычно насчитывают до 100 гостей и даже при существенном чеке в расчете на одного человека не достигают объемов корпоративных заказов. С 2014 года ситуация начала меняться, компании стали урезать бюджеты, а вот количество частных мероприятий возросло. К концу 2014 — началу 2015 года доля частных событий в портфеле компании возросла и достигла 30%. По сути, они нам помогли преодолеть кризис в стране.

Что происходит с заказами со стороны премиум сегмента?

Премиальный сегмент является самым стабильным, независимо от политической и экономической ситуаций в стране. Эти компании не изменяют своим предпочтениям, знают цену хорошим товарам и услугам. И не готовы жертвовать качеством ради небольшой выгоды.

Существует ли сезонность на рынке кейтеринга?

Да, сезонность на рынке кейтеринга есть. Самая большая активность приходится на летний (сезон корпоративов и тимбилдингов) и зимний период (новогодние корпоративы, подведения итогов года и т.д). Например, за декабрь 2015 года компания "ФИГАРО-Кейтеринг" провела 191 мероприятие.

Что происходит с ценами?

Цены выросли ровно на столько, на сколько вырос доллар.

Как Вы минимизируете свои расходы, чтобы удешевить стоимость мероприятий?

Мы снизили процент использования импортных товаров, так как цены на подобные ингредиенты значительно удорожали продукт, а ведь до 75% товаров, которые обычно закупаем, — импорт. Предварительно тщательно отобрав достойных отечественных производителей, мы пригласили их на переговоры. И не прогадали! Как оказалось, у нас есть много хороших предприятий, которые сами выращивают либо производят продукты питания согласно европейским стандартам и нормам.

Какие тенденции будут актуальны в 2016 году?

Я вижу, что потенциал есть в образовательном сегменте. Это семинары, форумы и конференции. Компании хотят развивать своих сотрудников и делиться опытом. И что нам больше всего нравится, они уходят от банальных фуршетных линий, что дает поле для креатива и полета творчества.

Например, на форуме "Маркетинг-директоров" нам удалось удивить посетителей станцией "Ферма" — на большом деревянном столе, декорированном винными ящиками, подавались запеченные улитки, фермерские сыры и сезонные овощи, а под столом вместо цветочных композиций — иллюстрации из фруктов и овощей.