- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Самые популярные корпоративные новогодние подарки
необычный новогодний подарок, который мне запомнился, был сделан несколько лет назад. Коллеги из департамента маркетинга подарили мне шарж», — вспоминает Александр Говядин, финансовый директор «Славутич» Carlsberg Group. На рисунке узнавались все члены правления компании, в том числе и финансовый директор. «Откровенно говоря, я был впечатлен таким смелым и веселым подарком. Бережно храню шарж дома до сих пор», — отметил топ-менеджер.
Самый желанный подарок
«ДЕЛО» провело исследование предпраздничных настроений компаний. Примерно 100 компаний согласились предоставить нам информацию о собственных планах относительно корпоративных подарков. Несмотря на кризис и экономическую нестабильность, украинский бизнес от корпоративных подарков не отказывается. 93% компаний намерены поздравить своих крупных клиентов и партнеров по бизнесу и уже определились, что именно они будут дарить. Планами относительно того, что топ-менеджеры компаний собираются дарить своим коллегам, с нами поделились в 78% опрошенных компаний. А вот подарки чиновникам будет делать только каждая вторая компания. Остальные одаривать чиновников либо не будут, либо постеснялись раскрыть свои планы.
Самыми желанными подарками от партнеров по бизнесу в этот Новый год будут книги и диски. Такой подарок приветствуют около четверти респондентов «ДЕЛА». На втором месте — импортный алкоголь. За ним следуют произведения искусства и кондитерские изделия. Их в подарок хочет получить примерно пятая часть опрошенных.
Книга стала самым желанным подарком и от коллег по работе. Такой подарок от коллег ожидает треть опрошенных. Далее следуют подарочные ваучеры и сладости.
Что дарят партнерам по бизнесу
Самым популярным корпоративным подарком стал импортный алкоголь. Такой подарок намерена подарить партнерам и клиентам треть компаний. Бизнесмены и топ-менеджеры обозначали, что дарить будут импортный коньяк и виски. Женская бизнес-аудитория отдала предпочтение коллекционному вину. Отечественный алкоголь также будет достаточно распостраненным корпоративным подарком. Наиболее часто наши респонденты уточняли, что будут дарить водку «Хортица Platinum De Lux» и Nemiroff LEX Ultra.
Среди лидеров по популярности — кондитерские изделия и канцелярские принадлежности. В первом случае достаточно часто упоминался импортный шоколад известных брендов, во втором — еженедельники и ручки. Чем выше статус получателя подарка, тем выше стоимость презента. «В качестве VIP-подарков партнерам мы выбираем различные дорогие брендовые аксессуары: запонки, ручки, кошельки, часы, ремни, фляги, зажигалки и тому подобное», — рассказали «ДЕЛУ» в табачной компании JTI.
А вот за представленные в нашем списке ноутбук и мобильный телефон не проголосовала ни одна из опрошенных компаний.
Еще одна категория «получателей» корпоративных подарков — коллеги. Среди них самым популярным подарком стали билеты на разного рода мероприятия (концерты, театр, кино), а также флаеры на посещение ресторанов. Такая практика, к примеру, распространена в инвестиционной компании Phoenix Capital. «Каждому человеку мы уделяем внимание и пытаемся выбрать то, что было бы интересно, включая билеты на концерты любимых групп, флаеры на посещение ресторанов и прочих заведений, тестовые занятия танцами и конным спортом, катание на коньках и дельтапланеризм», — рассказывает менеджер по персоналу компании Елена Матвийчук. По ее словам, это также могут быть сертификаты в Spa-салон или на тайский массаж.
На втором месте по популярности стоят кондитерские изделия. Третью строчку заняли книги и диски. Есть и подарки, которые точно не следует надеяться получить от коллег по работе. Ни в одной из компаний не планируют дарить коллегам произведения искусства, хрусталь, сигары и ювелирные изделия.
Некоторые компании ценные подарки дарят не всем сотрудникам, а только тем, кто показал наилучшие результаты работы. Так, например, поступают в телекоммуникационной компании «Воля». К примеру, лучшим работникам полугодия компания дарит мобильные телефоны, мелкую электронику, билеты в кино и флаеры на посещение ресторана.
Также во многих компаниях распространена практика поздравления детей сотрудников. К примеру, в холдинге Nemiroff дети сотрудников в канун Нового года получают поздравительное письмо от Санта Клауса и сладости.
Что касается подарков для чиновников, в лидерах — офисные принадлежности, алкоголь и конфеты.
Экономия на открытке
Большая часть компаний думает также о персонализированных поздравительных открытках. Их планируют подарить партнерам по бизнесу по меньшей мере половина опрошенных компаний и около 40% компаний отправят поздравительные открытки чиновникам.
Компании стараются подходить к собственной открытке достаточно серьезно, часто привлекают к ее разработке дизайнеров. Отдельные компании от разработки открытки в этом году отказались. Сэкономленные деньги намерены направить на благотворительность. «Мы поздравляем наших партнеров по бизнесу, чиновников и коллег электронными новогодними открытками. Выбор в пользу электронных открыток сделан из соображений охраны окружающей среды и в рамках программ нашей компании по корпоративной социальной ответственности», — рассказывает Татьяна Бугасова, специалист юридической компании Cameron McKenna. Сэкономленные средства компания направляет на благотворительные цели. «Мы поддерживаем Международный благотворительный фонд «Новое поколение», логотип которого также присутствует на наших открытках», — уточняет Бугасова.
Схожая практика и в компании Philip Morris Ukraine. В этом году вместо традиционных открыток компания планирует поздравить своих бизнес-партнеров по электронной почте. Сэкономленные средства будут добавлены к собранным сотрудниками деньгам и направлены на подарки сиротам 10 детских домов в разных регионах Украины. Вручать их будут сотрудники компании.
Чьи это хлопоты
Компании по-разному подходят к вопросу, кто именно должен заниматься корпоративными подарками. Часть компаний привлекают внешних специалистов для разработки дизайна открыток и упаковки корпоративных подарков. Часть компаний решают эти задачи собственными силами.
Юридическая компания «Васыль Кисиль и Партнеры» поделилась с нами своим нестандартным подходом к тому, как подарить сотруднику подарок. Новогодние подарки сотрудники этой фирмы дарят друг другу анонимно — проводят акцию Secret Santa («Секретный Дед Мороз»). «Чтобы ни один член команды не остался без подарка в день празднования корпоративного Нового года, заранее все по очереди тянут бумажки с именами коллег. Кому какая достанется — тот тому и дарит подарок. Смысл акции заключается в том, чтобы побудить всех наших коллег ближе познакомиться друг с другом», — рассказывает Татьяна Сабитова, директор по развитию бизнеса «Васыль Кисиль и Партнеры».
Компании смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем год назад. Нет тех гнетущих настроений, которые превалировали в конце 2008 года. Оптимизационные процессы в компаниях большей частью уже завершены, и бизнес готов тратить деньги, пусть и экономно, на подарки и праздники.
Вопрос "Дела":
Какой самый запоминающийся подарок от партнера по бизнесу или коллеги вы получили на Новый год?
Олег Макаров
управляющий партнер юрфирмы «Васыль Кисиль и Партнеры»
- Когда-то мне подарили книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», которая оказала большое влияние на мою жизнь, изменила подход ко многим вопросам и послужила качественным толчком не только для меня лично, но и с моей подачи для моих коллег.
Филипп Рыбаков
директор по персоналу «Джей Ти Интернешнл Компани Украина» (JTI)
- Самый запоминающийся подарок — валенки. Настоящие — серые, пушистые и теплые. До сих пор ношу на даче. Подарок от партнера по подбору персонала.
Ярослава Ракитина
директор по развитию КУА «КИНТО»
- Тот предновогодний рабочий день встретил меня неожиданно. Рабочий стол был заставлен множеством ярких кульков, свертков. Их содержимое не отличалось ни дороговизной, ни эксклюзивностью. В них был праздник: хлопушки, конфетти, бенгальские огни, загадочные маски. Удивительно, но было ощущение, что меня не просто поздравили, а наградили атрибутами радости — радости из детства.
Вячеслав Яхин
вице-президент по маркетингу и рекламе компании «Евросеть»
- Самый запоминающийся подарок, который я получал на Новый год, это огромная банка икры.
Елена Грищук
директор рекрутинговой компании Forsage
- Было несколько подарков, которые я помню до этого времени. Первый мне подарила алкогольная компания, которая является нашим клиентом. Это был импортный ликер, на котором вместо стандартной этикетки были моя фотография и название компании. Еще один памятный подарок — набор снеговика. В красивой упаковке были необходимые для вклепки снеговика вещи — угольки, морковка. Было очень смешно.
Елена Хилькова
генеральный директор компании DonStream
- Подарок, который мне запомнился, подарила одна наша клиентка. В канун Нового года она сама нарисовала гуашью большую новогоднюю открытку со снеговиком. Эта картинка хранится у нас в офисе до сих пор.
Николай Тищенко
сеть ресторанов «Наша карта»
- Очень запомнился подарок от клиента. Одна табачная компания подарила мне недельное путешествие на музыкальный фестиваль в Америке, в Майами. За рубежом бываю часто, в основном по делам. Отдохнуть времени не хватает, поэтому я был очень рад такому подарку.
Александр Ильчук
генеральный директор «Европейского агентства по возвращению долгов»
- Компания-клиент презентовала мне позолоченную статуэтку Ники и поздравление, высеченное на листке металла. Табличка с этим поздравлением висит у меня на стене.
Сергей Щербина
временный администратор Родовид Банка
- Самым оригинальным подарком был торт с моей шоколадной фигуркой. Свою фигурку я съел и ни с кем не поделился.
Ольга Вовкотруб
директор агентства маркетинговых коммуникаций SEVEN Communications
- Самый запоминающийся подарок — это поздравление от партнера, который написал в открытке, что вместо «дежурной» бутылки шампанского и коробки конфет для своих партнеров они от имени всех в поздравительном листе потратили свой новогодний бюджет на помощь мальчику, который остро нуждался в медицинской помощи.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПОДАРКИ КОЛЛЕГАМ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, %
Что будут дарить
Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба | 24 |
Кондитерские изделия или продукты питания | 23 |
Книги, диски (ПО, фильмы, музыка) | 22 |
Канцелярские принадлежности | 19 |
Подарочные ваучеры | 16 |
Мелкая электроника и аудиотехника | 15 |
Отечественный алкоголь | 15 |
Сувениры | 14 |
Импортный алкоголь | 6 |
Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.) | 6 |
Средства связи (смартфон или мобильный телефон) | 4 |
Парфюмерия | 3 |
Ноутбук, лэптоп | 3 |
Часы | 3 |
Новогодний тур | 2 |
Произведения искусства | 0 |
Изделия из хрусталя, фарфора | 0 |
Композиции из живых цветов, растения | 0 |
Другое | 18 |
Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить | 25 |
Что хотели бы получить в подарок
Книги, диски (ПО, фильмы, музыка) | 30 |
Подарочные ваучеры | 19 |
Кондитерские изделия или продукты питания | 16 |
Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба | 11 |
Канцелярские принадлежности | 10 |
Мелкая электроника и аудиотехника | 10 |
Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.) | 8 |
Парфюмерия | 7 |
Новогодний тур | 7 |
Импортный алкоголь | 6 |
Ноутбук, лэптоп | 5 |
Произведения искусства | 4 |
Изделия из хрусталя, фарфора | 4 |
Средства связи (смартфон или мобильный телефон) | 4 |
Отечественный алкоголь | 4 |
Сувениры | 3 |
Композиции из живых цветов, растения | 3 |
Часы | 0 |
Другое | 4 |
Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить | 44 |
ЧТО УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ БУДУТ ДАРИТЬ ЧИНОВНИКАМ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, %
Кондитерские изделия или продукты питания | 19 |
Импортный алкоголь | 19 |
Канцелярские принадлежности | 16 |
Произведения искусства | 11 |
Отечественный алкоголь | 11 |
Подарочные ваучеры | 8 |
Книги, диски (ПО, фильмы, музыка) | 7 |
Сувениры | 5 |
Мелкая электроника и аудиотехника | 4 |
Композиции из живых цветов, растения | 4 |
Кожаные изделия (портфель, папка, портмане и т.п.) | 4 |
Новогодний тур | 3 |
Билеты на концерт или новогоднее шоу, флаер на посещение ресторана или клуба | 3 |
Ювелирные изделия | 0 |
Часы | 0 |
Средства связи (смартфон или мобильный телефон) | 0 |
Сигары и сигарные аксессуары | 0 |
Парфюмерия | 0 |
Ноутбук, лэптоп | 0 |
Изделия из хрусталя, фарфора | 0 |
Другое | 8 |
Не планируют (или не ожидают) подарков, не готовы ответить | 46 |
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ, %
Производство продуктов питания, напитков (включая алкоголь), табачных изделий | 28 |
Профессиональные услуги (юридические, аудиторские, рекрутинг, PR) | 23 |
Инвестиционные компании, банки | 18 |
Промышленность | 15 |
Оптовая и розничная трговля потребительскими товарами | 9 |
Строительство, управление недвижимостью | 4 |