НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

44,85

-0,00

Наличный курс:

USD

41,59

41,54

EUR

45,25

45,10

"Серый товар" vs. легальный бизнес. Кто победит на украинском e-commerce рынке?

"Серый товар" vs. легальный бизнес. Кто победит на украинском e-commerce рынке?
К 2021 году объем продаж рынка e-commerce по всему миру вырастет почти в 2 раза до $4,8 трлн по сравнению с сегодняшними показателями. При этом уровень удовлетворения жалоб потребителей на интернет-магазины в Украине — 1%

Рынок электронной коммерции, по данным Офиса эффективного регулирования (BRDO), в мире растет со скоростью 23-25%. Украинский рынок e-commerce растет со скоростью более 30%, занимая второе место по темпам в Европе. При этом подобные темпы могут сохраняться длительное время, поскольку доля онлайн-продаж в розничной торговле в целом в Украине составляет 3,2%, тогда как в среднем в Европе 8,8%, а в Великобритании — 17,8%.

Объем рынка продаж рынка e-commerce в 2018 году по всему миру составил $2,8 трлн. К 2021 году эта цифра вырастет почти в 2 раза до $4,8 трлн.

Главные игроки рынка электронной коммерции на сегодняшний день: интернет-магазины (закупают товары у производителей и продают их конечным покупателям, или продают товары собственного производства), маркетплейсы (предоставляют предпринимателям площадку для создания магазинов и торговли своим товаром), классифайды (предоставляют возможность физическим лицам осуществлять операции между собой), доски объявлений, например, OLX.

Риски

Так какие же риски несет потребитель, покупая товар в мелких интернет-магазинах, которые продают "серую" продукцию? Как объяснили в компании MOYO, "серый" товар часто продают по ценам ниже среднерыночных. Риски — отсутствие гарантии, нелокализированный софт.

"Белые" компании предлагают полное выполнение буквы закона (гарантия, ремонт, замена) и лояльность к покупателю. Покупая официально ввезённую технику в надежных магазинах, всегда есть возможность проверить её, сравнить с несколькими предложениями и купить её "здесь и сейчас". Кроме того, покупатель всегда может быть уверен в том, что на протяжении всего жизненного цикла эти устройства будут отремонтированы по гарантии, а при не гарантийном ремонте нужные запчасти будут в наличии.

Меры безопасности

Открыт следующий вопрос: как обеспечить одновременно и благоприятную для предпринимательской деятельности среду, и эффективный рыночный надзор?

По мнению Олега Кисилева, представителя компании Sony, в Украине есть большой дисбаланс требований к онлайн-бизнесу и бизнесу, который имеет физические точки продаж. "Для государства проще проверять бизнес с физическими точками, он находится под значительным прессом требований государства. Почему для электронной торговли существуют преференции? По нашим оценкам, серая часть Интернет-торговли может составлять 40-60%", — комментирует ситуацию он. Также Киселёв подтвердил, что компания Sony придерживается следующей точки зрения: Украине нужно принимать национальный принцип исчерпания прав, потому что это защищает потребителя. Магазина, который продал товар, может не быть, а вся ответственность будет лежать на производителе, который имеет обязанности по гарантийному обслуживанию.

На момент подготовки этого материала существует 17 действующих нормативно-правовых актов, которые непосредственно составляют регуляторное поле рынка электронной коммерции: четыре Кодекса Украины, 10 законов, один приказ МЭРТ, одно постановление Кабмина и одно постановление Национального банка.

Одним из ключевых вопросов на всех этапах электронной коммерции является детальное регулирование предоставления достоверной и достаточной информации для выбора поставщика, товаров (услуг), заключения и исполнения сделок. Соответствующие нормы предусмотрены законами "Об электронной коммерции", "О защите прав потребителей".

В соответствии со статьей 13 Закона Украины "О защите прав потребителей", перед заключением договоров на расстоянии продавец (исполнитель) должен предоставить потребителю информацию о наименовании продавца (исполнителя), его местонахождении и порядок принятия претензии.

Статья 7 Закона Украины "Об электронной коммерции" предусматривает тот факт, что продавец (исполнитель, поставщик) товаров, работ, услуг в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к информации о: полном наименовании юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя; местонахождении юридического лица или месте регистрации и месте фактического проживания физического лица — предпринимателя; адрес электронной почты и / или адрес интернет-магазина.

Вот только проблема в том, что приведенные нормы законодательства Украины устанавливают обязанность исключительно для продавцов. Исходя из комментария Госпотребслужбы Украины, владелец интернет-магазина (домена) не несет никакой ответственности за размещение информации в недостаточном объеме.

По данным той же Госпотребслужбы, в 2018 году в агентство поступило более 20,9 тысяч обращений потребителей о нарушении их прав при приобретении продукции, из них 1322 — по приобретению товаров в интернет-магазинах.

Следует отметить, что по сравнению с 2017 годом наблюдается тенденция увеличения количества жалоб потребителей. Так, в 2018 году общее количество обращений увеличилось на 6% (с 19,7 до 20,9 тысяч), Количество жалоб на интернет-магазины увеличилось на 3,7% (с 1275 до 1322).

При этом уровень удовлетворения жалоб потребителей на интернет-магазины — 1%. То есть из всех жалоб на интернет-магазины лишь 1% потребителей имеет шансы отстоять свои права.

"Уровень продаж серой техники чрезвычайно зашкаливает. Рыночный надзор не может дотянуться до Интернет-сегмента. Мы силами своей организации вернули потребителям, в случаях, когда государство уже отказалась от защиты, более полумиллиона гривен. Закон требует выдать фискальный чек. Есть инициативы кэшбек, чтобы побудить потребителей вывести серый бизнес в белую плоскость, но бизнес, который работает под видом ФЛП, торпедирует все инициативы, которые могли бы позволить легализовать этот сегмент рынка", — комментирует ситуацию Олег Цильвик, заместитель председателя правления Союза потребителей Украины. —  "Во многих случаях потребители от мошеннических действий теряют средства. Огромное количество Интернет-магазинов работает без идентификации продавца, как того требует Закон "Об электронной коммерции". Нужны жесткие меры реагирования на нарушение закона. Потребитель должен быть защищен".

И причина в том, что многие интернет-магазины нарушают требования закона раскрывать о себе информацию.

Читайте также: Почему интернет-магазины продают контрабандную технику

Это подтверждает и мониторинг интернет-магазинов на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства Украины в сфере защиты прав потребителей, который провели активисты  Всеукраинского движения"Молодежь за права потребителей". Активисты промониторили 60 сайтов с техникой, одеждой и косметикой. Выводы неутешительные — 65% сайтов не указали, кто является продавцом (субъектом предпринимательской деятельности) и не раскрыли информацию о своем юридическом адресе.  

"Серые" схемы

Есть норма в законодательстве, которая обязывает, в том числе интернет-магазины, которые работают, как ФОПы, передавать всю информацию о своих продажах и оборотах в налоговую службу. Речь идет о норме, которая обязала всех продавцов техники и электроники выдавать фискальный чек. Норма есть, обязательство есть, но все равно это выполняют далеко не все интернет-магазины.

Сами по себе ФОПы — это легально. Но, как и в любой системе, здесь тоже есть свои лазейки. Один магазин — это примерно 100-200 ФОПов. К тому же сегодня может продавать один ФОП, а завтра уже второй. Так их найти и уличить в чем-нибудь еще сложнее.

У этой немудреной схемы есть свои большие преимущества для нерадивого бизнеса. Во-первых, налоговая нагрузка на ФОПов, которые работают на упрощенной системе, существенно ниже, чем для юридических лиц. Во-вторых, физлица-предприниматели не обязаны вести первичный учет, потому не обязаны отчитываться перед налоговой, где и как они купили товар, что делает невозможным прослеживание цепочки поставки товара от границы до конечного покупателя и значительно облегчает реализацию товара завезенного в страну с нарушением таможенных правил или вовсе минуя таможню с ее налогами и сборами.

За год, к сожалению, детенизации не произошло. С этим соглашаются как операторы рынка, так и контролирующие органы. В ДФС и вовсе утверждают, что крупные и средние торговые компании массово мигрируют в "тень", используя все ту же схему с ФОПами, так как нет эффективного контроля за оборотом товаров и объемом доходов упрощенцев.

Отсутствие нужной информации даёт возможность недобросовестным интернет-магазинам совершать следующие нарушения прав потребителей:

  • после оплаты не доставлять потребителю товар;
  • в случае наличия в товаре существенного недостатка потребителю не возвращать средства;
  • осуществлять доставку товара, не соответствующую заявленным характеристикам.

Кроме того, отсутствие на сайтах интернет-магазинов вышеупомянутой информации делает невозможным проведение Госпотребслужбой полного и объективного рассмотрения жалоб потребителей с проведением внеплановых проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

"Относительно отказа ремонтировать товар по гарантии отмечаем, что такой отказ предоставляют сервисные центры, к которым обращаются потребители при обнаружении в товаре недостатка. Основной причиной отказа является то, что интернет-магазины реализовали потребителю товар, который не предназначен для продажи на территории Украины. Иными словами, товар для продажи завезен в Украину вне таможенного контроля, контрабандным путем", — прокомментировали в Госпотребслужбе.

Что делать дальше?

Повысить санкции на неприменение РРО — утверждают специалисты. Так как штраф в 1 гривню не стимулирует к детенизации, о чем открыто говорят и контролирующие органы и бизнес.

Министерство экономического развития настаивает, что в законодательстве необходимо более четко прописать, какую именно информацию о себе должен публиковать онлайн-магазин на своем сайте. В частности, полное наименование, местонахождения, телефон, код ЕГРПОУ (для юрлиц) или номер учетной карты налогоплательщика (для ФОПов), а также данные о патенте, разрешении или лицензии на работу.

В Европейской Бизнес Ассоциации также настаивают: нужно принимать законопроект, который позволит блокировать интернет-магазины, которые не публикуют подробную информацию о себе.

Экспертная среда предлагает на законодательном уровне разделить понятия интернет магазин и маркетплейс. Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации, говорит, что маркетплейс — это хороший способ выйти на рынок разным компаниям, как маленьким, так и крупным. Это также и повышение уровня обслуживания клиентов за счет конкуренции. Но есть и псевдомаркетплейсы — они реализуют товар от себя и от других лиц (в том числе и ФОПов), потому получают ценовое преимущество за счет неуплаченных налогов.

Эксперты предлагают помочь таким торговым площадкам четко определиться: либо вы маркетплейсы — и тогда ответственность будет нести только тот, кто поставляет вам товар, либо вы все-таки физическое или юридическое лицо-предприниматель — и отвечаете за свой продукт.

Эксперты также предлагают интернет-магазины сделать не способом реализации товаров, а местом торговли, что позволит минимизировать проблему с идентификационными данными продавца.

Читайте также: В Украине начали больше оформлять продажи через кассовый аппарат

Следует отметить, что в Верховной Раде Украины уже зарегистрирован проект Закона Украины "О защите прав потребителей", относительно мер по детенизации деятельности субъектов электронной коммерции" под номером 6754. Этот законопроект дал бы больше возможностей уполномоченным органам регулировать и блокировать незаконные сайты, а также дал бы больше возможностей защитить самих потребителей. Дело вот только в том, что данный законопроект висит зарегистрированным в Верховной Раде с июля 2007 года.

И пока украинские законодатели не осознают важность безопасности и защиты потребителя, не сконцентрируются на урегулировании рынка е-commerce, не переориентируются на снижение теневого сегмента, все чаще мы будем сожалеть о зря потраченных деньгах и видеть картинки "ожидание и реальность" после покупок в сети интернет.