Сим-сим, откройся: как открытые данные помогают бизнесу

Сим-сим, откройся: как открытые данные помогают бизнесу
О феномене open data говорят, как о топливе цифровой экономики. Разбираемся, что такое открытые данные и как они помогают сотрудничеству корпораций со стартапами
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Открытые данные — один из главных триггеров экономического роста. Согласно последнему докладу O"Reilly The Global Impact of Open Data, одна только платформа OS Open Data от картографической компании Ordnance Survey за первые пять лет прибавит к ВВП Великобритании от £13 млн до £28 млн.

Еще в 2015 году технический директор Open Data Institute Джени Теннисон писала в колонке для The Huffington Post, что экономическая выгода от использования открытых данных составит 1,1% годового ВВП стран G8 (исследование проводилось в 2013 году) и 4,1% мирового ВВП. Подобные исследования делают феномен открытых данных настоящим трендом и привлекают корпорации.

Open data и корпорации

Крупные компании реагируют на новый тренд, открывая собственные данные сообществу разработчиков. В американском Open Data 500 Companies можно найти Amazon Web Services, Enigma.io, J.P. Morgan Chase, GitHub, Uber, Canon, сервисы Google и десятки других компаний. Некоторые корпорации объединяются и создают совместные open-data-инициативы. Так, прошлом году NVIDIA, DigitalGlobe и CosmiQ Works запустили совместный проект SpaceNet.

"Сегодня многие корпорации заинтересованы в работе со стартапами. Многие из них организуют хакатоны, питчинг-дни, корпоративные акселерационные программы и венчурные фонды. Но для стартапа важно различать разные уровни участия компаний. Те компании, которые вкладывают серьезные деньги в работу со стартапами, более успешны в таком сотрудничестве. Нужно действительно вложиться в процесс, чтобы получить результат. В противном случае это может стать просто "стартап-зоопарком": красивые рукопожатия перед камерами, должностные лица корпорации, на неделю сменившие свои костюмы на худи — и пустая трата времени для самих стартапов", — рассказал партнер и CEO AD Ventures Грег Банас.

Открытие данных и сотрудничество со сторонними разработчиками позволяет компаниям не только повлиять на мировую экономику, но и решить собственные текущие задачи: создать приложения и расширить их функционал, персонализировать сайт и офферы для клиента, улучшить работу службы поддержки, определить новые рынки и риски.

Открытые данные в банковском секторе

Отдельно стоит отметить использование open data в финансовой сфере. В 2015 году вышла вторая директива Еврокомиссии и Европарламента PSD2 (The Payment Services Directive), регулирующая работу всех банковских и финансовых учреждений в Европе. Согласно новым правилам банки больше не могут монополизировать данные о пользователях. По согласию клиента они обязаны предоставлять информацию сторонним сервисам.

На практике это означает, что приложения могут принимать оплату, не перенаправляя клиента на сайт банка или на ресурсы платежных систем (Visa, MasterCard, Maestro). Клиент в таких случаях получит более быструю процедуру оплаты и отсутствие (или снижение) дополнительных комиссий. При этом сами платежные системы тоже могут открывать собственные данные и API, как это делает MasterCard.

Но прежде чем открывать данные, банкам необходимо обозначить риски и закрыть уязвимости. Украинские банки, учитывая нашумевшие хакерские атаки, не спешат делиться данными и открывать API. Это мешает им повышать технологичность, но снижает риски атак. Позволить себе open-data-инициативы могут только крупные игроки рынка. Например, OTP Bank стал соорганизатором Open Banking Lab — инкубационной программы для fintech-стартапов от 1991 Open Data Incubator — потому что входит в крупную международную структуру и имеет достаточно ресурсов для защиты данных.

"Корпоративные данные более качественные и структурированные, так как украинские компании достаточно много в них инвестировали с 1991 года. Каждый байт данных имеет ценность и потому оплачен, так как его сбор и хранение обусловлены полезностью для бизнеса", — утверждает Денис Гурский, сооснователь инкубатора 1991 Open Data Incubator.

Стартапы на основе open и big data

Теперь к вопросу о том, кто использует открытые данные. Обработка и интерпретация open data — новое направление, особенно для Украины. В мировом рейтинге Open Data Barometer страна занимает 44 место по итогам 2016-го, поднявшись за год на 18 позиций.

При этом корпорации, владеющие данными, далеко не всегда имеют достаточно ресурсов, чтобы разрабатывать новые функциональные приложения. Решение — сотрудничество со стартапами.

Для стартапов это возможность создать инновационные продукты, которые можно будет не только широко использовать в Украине, но и масштабировать на Европу и мир в целом. Даже в США, второй стране мира в рейтинге Open Data Barometer, открытые данные были скорее концепцией, чем практическим инструментом, вплоть до 2016 года, пишет Beyond.

Управляющий директор венчурной компании FirstMark Capital Мэтт Турк в своем блоге отмечает, что наибольшим успехом пользуются компании, которые продают не сырые данные, а продукты, основанные на обработке данных. Такие продукты как раз и создаются, когда компания открывает доступ не только к данным, но и к своему API.

Сотрудничество win-win: подводим итоги

Сотрудничество корпораций со стартапами в open-data-инициативах — всесторонне выгодный процесс. Крупная компания, открывшая свои данные, получает целое сообщество разработчиков и предпринимателей, готовых создавать приложения, совместимые с уже существующими продуктами корпорации. Компания может выбрать стартап, идея которого ее заинтересовала, доработать ее, выкупить разработку или заключить эксклюзивное соглашение о сотрудничестве на постоянной основе.

Последнее особенно актуально для тех компаний, где IT-отдел состоит из одного-двух системных администраторов, и на собственные разработки просто нет ресурсов.

Стартапы, в свою очередь, получают данные, на базе которых можно создать ценный продукт и заработать деньги — либо масштабируя проект на другие страны, либо продав разработку отдельной компании.

И, наконец, общество и государство получают пользу в виде развития экономики и новых технологий, упрощающих жизнь каждого человека по отдельности и всей страны в целом.