Сколько стоит открыть собственное архитектурное бюро — основатель Sergey Маkhno Architects

Сергей Махно рассказал, как развивалась компания на протяжении 14 лет, сколько стоит зайти в архитектурный бизнес и почему в Украине только 1% компаний делает классный дизайн интерьеров

С чего началась ваша карьера в архитектурном бизнесе?

Все началось в 1997 году. Я считал себя уличным художником и увлекался граффити. Именно тогда юношеское хобби переросло в серьезные проекты по росписи интерьеров. Со временем ко мне пришло понимание, что я могу делать больше. Я запустил собственную коллекцию мебели, люстр и предметов интерьера, но они никого не заинтересовали. Так продолжалось до 2003 года, до того момента как я получил премию "Выбор покупателя" в Национальном конкурсе мебельных технологий. Именно это событие стало отправной точкой для открытия собственной мастерской.

Сначала было тяжело. Мое виденье дизайна не совпадало с требованиями клиентов того времени. Можно сказать, что я всегда был словно на распутье. Были случаи, когда мне приходилось идти на поводу у клиента, отходить от своих идей. Возникали сложности с подрядчиками. При этом доминировало желание сделать что-то другое, отменное от дизайна двухтысячных годов.

С тех пор утекло много воды и сейчас студия Sergey Маkhno Architects занимается проектами, которые нам по душе. Это дизайн интерьеров, предметный дизайн и архитектура. Недавно открыли собственную галерею и несколько производств.

Зачем вам собственные производства?

Мы компания закрытого цикла — от А до Я — придумываем, рисуем, проектируем, изготовляем, инсталлируем. К нам обращаются за авторскими светильниками, люстрами, диванами, стульями, которые требуют индивидуального подхода. Таким образом, со временем нам понадобились собственные мануфактуры, которые бы делали все это под наш заказ.

А что вы производите?

Сейчас у нас есть производство керамики, гипса, камня, стекла, ковров, металла и бронзы. Для мастерских мы полностью закупали все необходимое оборудование для производства.

Часть заказов мы отдаем на аутсорсинг. К примеру, заказы по дереву мы отдаем Диме Золотореву — прекрасный специалист по обработке древесины. У него есть свой цех с производством. В нашей стране много талантливых дизайнеров, скульпторов, художников, которых нужно поддерживать, и я считаю это своей миссией.

Сейчас у нас больше 20 компаний-партнеров.

Что нужно, чтобы зайти в архитектурный бизнес?

Если вы архитектор и у вас в команде еще 2 человека, вам нужен офис, компьютер с лицензионным программным обеспечением, принтер, сканер, канцелярия, плюс библиотека, телефон и минимальный первоначальный капитал. Это все "скушает" до $10 тыс. Если в команде вас больше — дописывайте нули.

Для открытия дизайн-студии в Украине не требуется никаких разрешительных бумаг. Лицензия и разрешения нужны для архитектурных проектов.

Расскажите о своей команде

Прошло уже практически 15 лет, как команда из 2 человек основала архитектурное бюро. Сейчас под моим управлением достаточно большая компания с 52 человек, которые сидят в офисе, работают в мастерских, занимаются логистикой и садом.

Существуют ли трудности с подбором кадров на архитектурном рынке?

Да, они определенно существуют. Очень остро чувствуется нехватка профессионалов и фанатов своего дела. У нас мало людей, которые попали в бюро с улицы. В команде друзья-друзей, знакомые и люди, которых мне рекомендовали. Так как я являюсь выпускником КИСИ, то зачастую беру студентов вуза на стажировку. При приеме на работу я обращаю внимание на профильное образование, но в последнее время на передний план для меня выходит не "корочка", а ум, талант и способность проявить себя. Не все в команде архитекторы с КИСИ, есть также ребята с Харьковского строительного и Художественной академии. Поскольку большинство работников имеют отношение к стройке, они должны быть дипломированными и сертифицированными специалистами. А вот художников, дизайнеров и визуализаторов можно брать и без образования.

А как находили своих первых клиентов?

Это были мои друзья, их знакомые и знакомые знакомых. Одним словом — работало сарафанное радио. Это помогло мне выработать правило: всегда делать качественно и вовремя. И самое главное вовремя, так как это одна из самых распространенных проблем наших архитекторов. У нас есть отдел проджект менеджеров, которые следят за тайм-менеджментом. Не скажу, что мы всегда на 100% придерживаемся сроков, но на 98% — точно.

Вам важно, какой дизайн и для какого клиента делать?

Конечно. У нас есть правило, сначала мы слушаем всех клиентов. А случаи были разные. Еще в начале моей карьеры, к нам приходили люди, которые хотели видеть в своем доме или квартире расцвет эпохи рококо с колонами и витражами, что казалось абсолютно нелепыми и неуместными даже для реалий того времени. С такими клиентами было сложно, но интересно. Как-то к нам пришел клиент с большим домом в классическом стиле, который мечтал дополнить багетами, колонами и венецианской штукатуркой.

Но когда мы рассказали ему свое видение и показали наш вариант с деревом и бетоном, он полностью поменял свои взгляды на то, как должен выглядеть интерьер. И это не единичный случай.

Если ко мне приходят за интерьером не в моем стиле, я никогда не отказываюсь сразу, всегда пытаемся с командой предложить такое решение, чтобы "обратить клиента в нашу веру". Уже сейчас большинство клиентов понимают к кому они обратились и какие дизайнерские решения их ждут.

Вы работаете и за пределами Украины. С иностранными клиентами работать легче?

Когда о нас стали говорить в иностранных СМИ, я думал, что это успех, но это была лишь верхушка айсберга. Несколько лет назад о дизайне от Sergey Маkhno Architects узнали в США, Европе, Франции, ОАЭ и на Ближнем Востоке. Мы делали разного типа объекты от хореки (отели, рестораны, кафе) до жилых домов. Западный рынок довольно специфичен, я ждал от него большего.

Но зарубежным клиентом часто работать проще — они умеют сформулировать свои желания. К примеру, у них другое понимание того, как должен выглядеть проект презентации перед клиентами. У них это просто эскиз карандашом. Мы же прорисовываем абсолютно все, включая зубочистки на кухонной столешнице, то есть 99% того, как будет выглядеть их дом.

И какое количество международных заказов вы выполняете?

В прошлом году делали срез и оказалось, что 30% наших работ это международные проекты. Мне кажется, что для нас это мало и в планах на следующий год вырасти до 50%.

А сколько проектов вы делаете за год?

За 10 лет существования компании до 2013 года мы сделали 100 проектов — это и строительство домов, и интерьеры, и предметный дизайн. В период с 2013 года по 2017 мы уже сделали в пять раз больше.

Мы стали делать больше жилых проектов, в нашем портфеле их где-то 60%. Все остальное — это хорека.

Сколько стоит дизайн от Махно?

Интерьерный проект — $50 за м², архитектура — $100 за м², кураторский надзор — еще $50 за м². Минимальная цена реализации проектов — $350 за м². Но есть дизайны, где цена на метр достигает и $10 тыс. Зависит от сложности, наполнения интерьера и материалов.

После реализации ряда проектов я осознанно выбрал быть дорогим специалистом. Есть такая интересная особенность — ценят больше то, что досталось с трудом. В нашем случае — дорогое. А если делаешь скидку или предлагаешь дешевле указанной цены, то твою работу часто не ценят.

Поговорим о конкуренции на рынке

Классных архитектурных дизайн компаний не больше двух десятков. Это где-то 1% рынка. Тут стоит отметить Дроздова, Ryntovt Design, Юнакова, Зотова, 2group, Yod design, Беленко, Soesthetic, SVOYA Studio, Not design.

Все остальные, по моему мнению, делают жлобские интерьеры.

Экосистема украинского рынка все еще на стадии формирования. В последнее время качество коллег выросло в разы, и я этому только рад. Сейчас почти каждое кафе, которое открывается, уже с индивидуальным, интересным дизайном. Безусловно, я не говорю о том, что именно классный дизайн поможет им просуществовать долго на украинском рынке, но люди уже задумываются об оформлении помещения. В сознании предпринимателей формируется понимание того, что если ваш продукт или интерьер выглядит не привлекательно, то никто на него не будет тратить свое время. Такие же тенденции отслеживаются и в жилых интерьерах. Людям важно, где они будут жить и что их будет окружать. Такой подход потребителей движет рынок в позитивную сторону.