НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Сланцевый проект Shell: ушли, но обещали вернуться

Нефтегазодобывающая компания Shell заявила о завершении совместного с государственной "Укргаздобычей" проекта по добыче природного газа в Харьковской области. Скептики от энергетики усматривают в этом конец добычи сланцевого газа в Украине, в самой компании от украинского "сланца" пока не отказываются

Для украинских апологетов добычи сланцевого газа прозвучал новый тревожный звоночек. Спустя нескольких месяцев после заявления американской Chevron об остановке своей деятельности на территории Украины с похожим заявлением выступила и британо-нидерландская Shell. Компания 12 марта заявила о прекращении бурильной деятельности по проекту совместной работы с ПАО "Укргаздобыча" в связи с экономической нецелесообразностью. По какой причине один из крупнейших мировых нефтегазовых концернов решил отказаться от украинского материкового газа и что это может означать для отечественной газодобычи в целом?

Проекты по добыче сланцевого и нетрадиционного (уплотненных пород) газа считались чуть ли не панацеей для страдающей от дефицита "голубого топлива" Украины. Так, в 2014 году по данным НАК "Нафтогаз Украины" было потреблено 42,6 млрд куб. м, а добыто лишь 20,17 млрд кубометров природного газа. Разницу государство добирает при помощи импорта, который до 2012 года преимущественно шел из РФ, позже начались реверсные поставки из Европы.

Взятый в последние годы курс на энергетическую независимость страны, а также растущая до недавнего времени стоимость ресурса (к примеру, в 2013-м российское топливо обходилось в $420/тыс. кубометров) вынуждали правительство искать новые способы добычи, в частности сланцевого и труднодоступного газа. Помочь решить данную проблему вызвались две компании — Shell на восточной Юзовской (Харьковская и Донецкая области) газоносной площади и Chevron на западной Олесской (Львовская и Ивано-Франковская области). Суммарные прогнозные извлекаемые запасы природного газа на этих участках оценивались украинскими специалистами в 22 трлн кубометров, американскими — в 3,6 трлн кубометров. Конкурсы по разработке этих месторождений прошли в 2012-м, а соглашения по разделу полученной продукции должны были быть в полном объеме подписаны спустя год. Но судьба сланцевых проектов сложилась по-разному.

Американцы так и не смогли начать деятельность, поскольку соглашение по добыче и поиску углеводородов с местными властями не было подписано. В итоге сделка сорвалась, и в декабре 2014 года Chevron приняла решение уйти из Украины. Shell начала работы раньше, и к началу 2015 года у компании действовали два проекта: совместный договор с "Укргаздобычей" и соглашение о разделе продукции (СРП) для Юзовской площади. Украинское сообщество критически настроенных в отношении "сланцевой революции" экспертов после новости о решении Shell и "Укргазодобычи" прекратить действие договора о совместной деятельности (СД) начали усматривать в этом разрыве отношений конец нетрадиционной газодобычи для государства. Однако в пресс-службе компании подчеркивают — два проекта следует различать, а принятое решение поясняют экономической нецелесообразностью дальнейшего продолжения совместного проекта.

Мартовское заявление касается СД, работы по которому стартовали еще в 2011 году. Договор, долевое участие компаний в котором составляет 50/50, предусматривает бурение трех поисковых скважин, разведку и добычу углеводородов в уплотненных песчаниках на площади около 1,3 тыс. кв. км на территории Харьковской области. Две из них компания пробурила: Беляевская-400 (Первомайский район) и Ново-Мечебиловская-100 (Близнюковский район). По информации источников Delo.UA, на обеих скважинах дебет газа оказался чрезвычайно низким.

Еще одной причиной, по мнению аналитиков, стали изменения в налоговом законодательстве. В конце декабря 2014 года Верховная Рада увеличила рентную ставку на недропользование для компаний, работающих по договорах СД с 20% до 70%. По мнению старшего аналитика ИК Dragon Capital Дениса Саквы, при установлении такой ренты совместные проекты становятся нерентабельными. "Это были поисковые скважины. Сейчас с введением ренты в 70% на совместную деятельность с госкомпаниями такие проекты теряют смысл", — говорит он. Впрочем, эксперт не исключает, что Shell продолжит поисковые работы самостоятельно из-за более низкой рентной ставки, которая для частных компаний составит 55%.

Но не все отраслевики разделяют допущение Саквы. Энергоэксперт Валентин Землянский отмечает, что прекращение проекта Shell в Харьковской области вызвано совокупностью факторов. Он допускает, что к такому шагу иностранную компанию могла подтолкнуть неудача сланцевого проекта в соседней Польше. "Там пробурено 68 скважин. Ни одна не дала нормального дебета в промышленных объемах. Shell приняла решение свернуть там проекты. У нас не было и этого, что не дало возможности оценить перспективы получения дебета, поскольку необходимо порядка 45-50 скважин для понимания реальной картины", — детализирует Землянский.

Также эксперт указал на общую тенденцию мировых нефтегазодобывающих компаний к сокращению инвестиций в проекты. К примеру, та же Shell недавно уже свернула масштабный многомиллиардный проект по разведке и добыче сланцевого газа в Южной Африке. Как пишет Financial Times, представители компании объяснили свое решение неблагоприятной ситуацией на рынке, сложившейся в связи с резким падением цен на нефть — за последние полгода сырье подешевело более чем вдвое, до $53 за баррель марки Brent. "Низкая цена на нефть означает сокращение бюджетов, в связи с чем компаниям приходится приостанавливать перспективные проекты", — заявил в интервью изданию аналитик Аниш Кападья из инвестиционного банка Tudor Pickering Holt.

Как бы то ни было, в самой Shell уверяют, что не намерены бросать Юзовский сланцевый проект. В ноябре 2014 года глава украинского филиала компании Shell Грэхэм Тайли констатировал снижение темпа разведки Юзовского месторождения на территории Харьковщины в результате проведения антитеррористической операции. Сейчас же, по словам главы пресс-службы компании Анны Думанской, по этому проекту объявлен форс-мажор. "Но технические работы по его реализации продолжаются: анализируются экологические данные, продолжается взаимодействие с университетами", — обрисовала ситуацию спикер компании.

Продолжение Юзовского проекта подтверждают и местные власти. Как сообщает ИА "Интерфакс-Украина", 13 марта заместитель главы Харьковской областной государственной администрации (ОГА) Евгений Шахненко заявил, что Shell не уходит. По его словам, на недавней встрече с руководством Харьковской ОГА представители Shell подтвердили свои планы по разработке Юзовской площади в Барвенковском и Изюмском районах Харьковской области. "На этой площади — они ее считают очень перспективной, — они будут продолжать работать", — подчеркнул Шахненко.