НБУ курс:

USD

41,44

+0,12

EUR

43,47

+0,48

Наличный курс:

USD

41,76

41,70

EUR

44,10

43,93

Сносу нет: за счет чего рос обувной рынок в этом году

Фото: Татьяна Довгань
Фото: Татьяна Довгань
Положительная динамика на украинском обувном рынке продолжилась и в 2017 году. Но инвестиции придут на рынок, только если удастся побороть засилье теневого рынка, контрабанду и контрафакт
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Рынок обуви в Украине подвержен влиянию тех же факторов, что и весь легпром. Есть, конечно, несколько специфических моментов, но падают и растут обувщики вместе со всей отраслью.

Если до кризиса в Украине продавали 150-170 млн пар отечественной обуви, то в 2015 году, по данным Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий "Укркожобувьпром", рынок упал до 70 млн пар (без учета оккупированного Крыма и неконтролируемых территорий Донбасса). При этом 30 млн пар составлял товар украинского производства. Только восточные регионы производили, по данным Госстата, около 20% всей обуви.

Однако в 2016-м, как отмечает президент "Укркожобувьпрома" Александр Бородыня, наметилась положительная динамика — рынок немного вырос до 80 млн пар (при этом его емкость при стабильной экономической ситуации составляет 120-140 млн пар). Подобная тенденция сохранилась и в 2017-м.

Если учитывать, что средняя минимальная отпускная цена кожаных туфель в прошлом году составляла 650-800 грн (данные "Укркожобувьпрома"), то объем обувного рынка Украины можно оценить в 52-64 млрд грн. Доля отечественной продукции на украинском обувном рынке, которая до этого традиционно составляла 20-25%, в 2016 году выросла до 30-40%.

Совокупно обувщики и кожевенники занимают 14% рынка легкой промышленности страны, объем которого оценивается экспертами от 125 млрд грн до 250 млрд грн.

В первой половине 2017 года ситуация была похожа на прошлогоднюю, возможно, по итогам года будет отмечен небольшой рост.

Фото: Татьяна Довгань

По оценкам аналитиков, емкость украинского рынка обуви при стабильной экономической ситуации — это 120-140 млн пар (из расчета населения страны в 40 млн человек, по 3-4 пары на человека в год). В долларах емкость рынка оценивают в $1,5-2 млрд. При этом доля рынка, которую потенциально могут занять украинские обувщики, составляет $0,9-1,3 млрд.

Без толлинга

По данным "Укркожобувьпрома", в Украине насчитывается около 1,5 тыс. производителей обуви и предприятий кожевенной промышленности. Среди них много небольших (до 50 сотрудников), десятки производств, где работают 100-200 сотрудников, и несколько крупных фабрик, оставшихся со времен СССР на 1,5-2 тыс. сотрудников, таких как, например, черниговская "Берегиня".

При этом активными игроками являются 350-400 производителей, среди которых запорожская Mida, днепропетровская Viko, броварские Caman и Bistfor, харьковская Strado, львовская Stepter, работающие для масс-маркета в сегменте "средний" и "средний минус". Получается удачно работать в "среднем плюсе" броварской Tuto, одесской L.A.P.T.I., львовской Kasandrа, киевской Kachorovska atelie, которые удерживают клиента за счет более выгодной, чем у зарубежных брендов, цене при сопоставимом качестве.

В отличие от текстильной отрасли, где 80-90% объема рынка обеспечивают предприятия, работающие по толлинговым схемам (производство на условиях давальческого сырья), в обувной промышленности это не более 15% объема рынка, а предприятия, работающие по давальческим схемам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, такие предприятия имеют иностранных инвесторов. Например, компанией "Риф-1" (заводы в Житомире и Бердичеве) владеет итальянская корпорация Condor Trad. Компания совмещает работу по давальческой схеме с собственным производством. Продукция под ТМ InBlu продается как на внутреннем рынке, так и в Беларуси, Казахстане, России, Италии, Германии и Польше. Качество держат за счет технологий из Италии, а среднерыночную цену — за счет масштаба производства.

Причина столь низкой популярности толлинга среди производителей обуви в отличной от швейников технологии производства. Обувщикам требуется больше различных машин и комплектующих, в частности, они используют ручной раскрой в отличие от компьютеризированного у швейников. Все это увеличивает добавленную стоимость и делает толлинговый заказ менее выгодным. Так, пошив пары обуви может стоить $12-15.

В "Укркожобувьпроме" замечают, что частично уходят с рынка мелкие предприниматели, а большинство маленьких ликвидируется как компания, но продолжают работать в черную в подвалах, не видя возможности платить рабочим обязательную минимальную зарплату — 3 200 грн.

"Такая ситуация ведет к параличу, — комментирует тенденцию Александ Бородыня. — Государство должно сразу сказать, что у него такие-то правила игры, и они являются необходимыми для выплаты пенсий, содержания армии и т. п. В бизнесе важно, чтобы конкурент платил налоги тоже. Иначе, какой бы ты не был умный, — проиграешь".

Сырьевой аспект

Еще одной особенностью украинского обувного рынка является то, что почти вся обувь производится из натуральной кожи — таковы предпочтения отечественного потребителя. Кожа не только импортная, но и наша. И хотя украинские кожевенники активно поставляют полуфабрикаты за рубеж, что-то остается и для внутреннего рынка. Но рынок кожи сдерживает сокращение поголовья скота. При этом перспективность его развития достаточно высок, так как внутренний производитель способен обеспечить постоянный спрос при условии нормальной экономической ситуации. Примером инвестиций (причем украинских инвестиций) в эту отрасль стало строительство кожзавода "Ультра" в Барышевке.

Закупают сырье в основном в Италии и Турции. Цена на кожу в валюте не изменилась и составляет 30 центов за дм2, в гривне подорожала пропорционально росту курса доллара, что сказалось на ценах на обувь.

Совсем не производят в Украине химические препараты для кожи, их приходится импортировать, а это до 40% себестоимости производства.

Фото маркета "Всі. Свої"

С подошвами дела обстоят лучше: 80% изготавливают на украинских предприятиях. Основную долю производят на пяти фабриках. Но часто сами обувщики открывают параллельное производство подошв, чтобы контролировать качество. Так сделали "Берегиня", Mida, Stepter. Каблуки и фурнитура также в основном импортные, но уже открываются предприятия для их производства.

Оборудование для кожевенных и обувных производств также полностью завозится из-за рубежа. Потому существенным облегчением для предпринимателей станет отсрочка на 36 месяцев по уплате НДС с импортированного оборудования.

Фактор цены

Обувщики, как и текстильщики, очень осторожно поднимали цены. В 2016 году средняя цена кожаной обуви украинского производства в магазине составляла 1 000-1 200 грн (в 2015-м — 700-800 грн, а в 2014-м — 600-700 грн). Такая обувь стоит за рубежом дороже — 60-90 евро, то есть 1 700-2 500 грн.

При этом наценка магазина на отечественную обувь составляет 50-70%, на импортную — 200-300%. Но так как рынок высококонкурентный, то маржа у производителя получается небольшая — от 5% до 15%. Например, себестоимость пары спортивной обуви сегодня составляет 500 грн.

Иногда маржа уменьшается до нуля или даже переваливает в минус. "Это реальности нестабильной экономики, — констатирует Александр Бородыня. — Производитель закупил материалы, оборудование, оплатил труд рабочих, аренду, рассчитывая на определенный объем продаж, но тут рынок падает, и вся маржа съедается".

Крупной компании выстоять в кризис легче, так как есть возможность держать низкие цены за счет товарооборота. По такому пути пошла, например, запорожская "МИДА", развернув широкую сеть своих магазинов — в 2016 году их насчитывалось 100. Объем сбыта рос и в 2015, и в 2016, и в 2017 году.

При таких условиях выстоять в кризис легче крупным производителям, которые могут держать низкие цены за счет высокого товарооборота. По этому пути пошла, например, запорожская Mida, развернувшая широкую сеть магазинов по всей Украине — в 2016 году их уже насчитывалось 100, что позволило наращивать объем сбыта и в 2017 году.

Фактор девальвации

Девальвация стала тем фактором, что повлиял на конкурентноспособность украинских компаний — привел потребителя в магазины за украинской обувью, которая оказалась более доступной по цене, чем резко подорожавшая импортная. Это длилось, пока украинский производитель мог работать не повышая зарплат, пока у него не увеличились расходы на электороэнергию и т. п.

Фото маркета "Всі. Свої"

Но позитив от девальвации, как известно, явление временное, длится около года. За это время увеличиваются внутренние расходы предпринимателя: он вынужден повысить зарплаты, у него стали больше счета за электорэнергию, увеличились расходы на материалы (кожу и фурнитуру), на оборудование и химию. Потому наступает необходимость повышать цены. За последние полтора года цены на обувь подросли, но не в три раза, как доллар, а в полтора-два.

Но к этому времени изменились в лучшую сторону потребительские настроения. Девальвационный шок у потребителя прошел, чему помогли стабилизация гривны и повышение зарплат. Как показывает официальная статистка, потребитель стал больше тратить. В розничном товарообороте на обувь пришлось 171,4 млн грн, что на 19% больше, чем в предыдущем году.

Спасительная Европа

В последнее время Украина экспортировала около 35% производимой на ее территории обуви — это 12-14 млн пар, в том числе 6-7 млн пар в страны ЕС. При этом экспорт в Европу практически компенсировал потерю российского рынка, во многом благодаря обнулению пошлин в рамках зоны свободной торговли.

Как отмечает Александр Бородыня, европейский рынок более чем привлекательный: в Европейском Союзе 500 миллионов человек в среднем потребляют по 5 пар в год — то есть на рыке реализуется около 2,5 млрд пар обуви в год, при этом обувь в странах ЕС практически не производят, отмечает эксперт. Европейские производители закрывают лишь 15-20% потребности рынка. Причина в том, что производство обуви требует высокой квалификации рабочих, а значит высокой зарплаты.

Вторым огромным рынком, импортирующим обувь, является Северная Америка: США и Канада. И эти страны также приоритетны для выхода на их рынки со своей продукцией.

Перспективу масштабного выхода украинских обувщиков на рынок ЕС увеличивает и то, что требования к производителям обуви в ЕС не такие жесткие, как к производителям одежды: для производства обуви может быть использовано любое сырье любого происхождения, она все равно будет считаться made in Ukraine.

В последние годы Украина экспортировала около 35% производимой на ее территории обуви.

Хорошая новость ожидала украинских обувщиков в середине лета. ЕС снизил пошлину на украинскую обувь до нуля, сообщила Наталья Микольская, заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины. Для рынка обнуление пошлин — это существенный прогресс. На конкурентном рынке это хорошие деньги, ведь большой прибыли там нет, процентов — 10-15%. При этом в 2017 году на обувь из натуральной кожи действовала пошлина в 5,3%, а на обувь из синтетики — 13,5%.

Одна из проблем, которая заботит обувщиков, также как производителей одежды и текстиля, — подписание соглашения ЗСТ с Турцией. В Лиге "Укркожобувьпром" детализируют в чем риски: соглашение ЗСТ снимает барьеры для торговли между странами. Украина традиционно продавала Турции химию и зерно. Турки везли нам одежду, обувь и другие товары легпрома, а так же курагу и прочие дорогие пищевые продукты. Если мы сейчас раскроем им рынок, то пустим их товары с высокой добавленной стоимостью, а они пустят к себе наше сырье.

Турция сейчас ведет себя очень активно на украинском рынке. В 2016 году турецкие предприниматели объявили, что намерены нарастить поставки обуви на 40-50%, которые рухнули в предыдущем году из-за падения покупательной способности населения в два раза до $13,2 млн.

Ассоциация "Укрлегпром" настаивает на том, чтобы не давать полное обнуление таможенной пошлины турецким товарам, оставив ее на готовые изделия: одежду, обуви, текстиль.

Что тормозит?

Проблемы, которые тормозят развитие производства обуви в Украине, те же, что и у рынка одежды: отсутствие честной конкуренции из-за теневого производства, засилья контрабанды и контрафакта. Инвестиции придут на рынок, только если удастся побороть серый импорт и контабанду, которые, по оценкам "Укрлегпрома" занимают 90% импорта.

Импорт — самый большой сектор, где процветает нечестная конкуренция на украинском рынке обуви, замечает Александ Бородыня. По его словам, рынок, немного подросший в 2016 году, начинает себя чувствовать тревожно. Эффект девальвации, бьющий по импорту закончился, и импорт растет. Если в январе было импортировано 2,7 млн пар обуви, то в феврале уже 5 млн пар. А внутри импорта львиная доля "серого". Сегодня 2/3 рынка или даже больше по любым товарам — в тени, замечает эксперт. Должна быть регуляция государства и равные правила для всех. Этого ожидают обувщики в 2018 году: и как первостепенный шаг — детенизация экономики.

Елена Гладских