- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Сохранить чтобы приумножить: почему аграрии замораживают строительство элеваторов
Экономическая нестабильность стала для многих аграрных компаний испытанием заявленных ранее планов по развитию элеваторных мощностей. Строительство элеваторных комплексов требует значительных финансовых инвестиций — на приобретение и установку оборудования, подключение коммуникаций и строительства инфраструктуры. Многие компании, как и внешние инвесторы, оказались не готовы вкладывать значительные финансовые средства в это направление. Мелкие и средние производители продолжают искать способы удешевить стоимость услуг по сушке и хранению зерна.
Ставка на экономию
В 2014 году собственники элеваторов были обеспокоены заявлениями Кабмина о возможном снижении поставок газа на промпредприятия. Все помнили 2013 год, когда нужно было сушить кукурузу после сезона дождей, а в 2014 год ее урожай был рекордным за весь период независимости. Готовясь к наихудшим сценариям, компании пытались обезопасить себя и переоснащать зерносушилки на альтернативные виды энергии. Но в октябре все вздохнули с облегчением: газ получили в необходимом объеме. Правда, с подорожанием на 70%. Лето 2015 года выдалось жарким, тратить много средств компаниям на сушку зерновых не придется. И это хорошо, ведь стоимость таких услуг существенно возросла — в 2,5 раза (если считать с начала 2014 года по средину 2015). Выросли в цене и услуги по доработке зерна, поэтому модернизация в направлении энергосбережения продолжилась.
Часть сельхозпроизводителей пытается переоборудовать сушилки с газа на альтернативные виды топлива. Однако этот подход значительно проще применить для небольших элеваторов, чем для больших комплексов. Причина — обеспечить большие объекты необходимым количеством альтернативного топлива непросто.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИщет альтернативу газу, в частности, компания "Агротрейд". "Мы в значительной степени перешли с природного газа на шелуху гречихи, которую получаем на собственном предприятии в результате очистки зерна. На элеваторах со старыми зерносушилками ДСП-32 мы планируем установление вихревых горелок, которые также будут работать на отходах от очистки подсолнечника и гречихи. Такой вариант даст нам двойную выгоду: мы получим бесплатное топливо и значительно сэкономим на утилизации отходов. Окупаемость таких проектов — один сезон. Поэтому использование отходов в любом случае выгодно", — говорят в компании. Работает в этом направлении и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины. К концу 2014 года 75 из 184 зерносушилок ГЗПКУ уже работали без газа.
Сейчас на рынке есть довольно много производителей оборудования, предлагающих бюджетные технологии хранения урожая, такие как модульные зернохранилища или хранения зерна в рукавах. Но, к сожалению, основной альтернативой хранению для большинства мелких и средних производителей сейчас является реализация продукции прямо с поля по менее выгодной цене. Дешевым и альтернативным традиционным методам хранения является хранение сельхозкультур в силобегах.
Заморозка проектов
В Украине, по разным данным, насчитывается от 700 до 780 элеваторов; их мощности оцениваются на уровне 32 и выше млн тонн. "Рынок еще нуждается в наращивании современных мощностей для хранения зерна, поскольку в периоды активного сбора урожая имеющиеся элеваторы не всегда в состоянии принять необходимые объемы. Большая часть из них устарела и не соответствует нынешним стандартам, что часто приводит к значительным издержкам качественных и количественных показателей зерна при хранении", — считает эксперт аграрных рынков ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Виталий Кордыш. В 2015 году, по оценкам Минагропрода, урожай зерновых составит 59-60 млн тонн.
В последние годы наблюдалось активное развитие элеваторной отрасли в Украине. Параллельно со строительством новых элеваторов происходит закрытие старых (в прошлом — коммунальных предприятий), которые предоставляли более низкий уровень качества услуг, чем современные зернохранилища. Регионально элеваторы сосредоточены в областях, где собирают наибольшие урожаи. Больше всего хранилищ расположено в Полтавской области — 63, Винницкой — 60, Харьковской– 59, Днепропетровской — 51, Кировоградской — по 50. Наименьшее количество элеваторов — в Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой областях, но там и урожай ниже.
Многие компании заморозили проекты по строительству элеваторных комплексов. В частности, "Кернел", "Сварог Вест Групп". "Укрлэндфарминг" Олега Бахматюка приостановил планы по созданию элеваторной сети на 3,5 млн тонн из-за проблем с финансированием. Тем не менее, за 2014 год агрохолдингу удалось построить новые мощности в Тернопольской, Житомирской, Львовской, Ивано-Франковской областях. Активно наращивала свои мощности группа компаний "Прометей", которая приобрела элеваторы в Киевской и Николаевской области (на 80 тыс. тонн) для дальнейшей модернизации этих хранилищ.
Ввиду ограниченных финансовых ресурсов новые мощности появляются, в основном, за деньги внешних инвесторов. В мае 2015 году началось строительство первого в Украине кооперативно зернового элеватора на 36 тыс. тонн в пгт. Васильковка Днепропетровской области на базе сельскохозяйственного обслуживающего кооператива "Зерновой". Проект профинансирует Министерство иностранных дел, международной торговли и развития Канады (DFATD). Финансирование на строительство элеваторов от международных организаций (Европейского инвестиционного банка) привлекли "Мироновский хлебопродукт" и "Астарта".
Развитие аграрной инфраструктуры невозможно без решения "земельного вопроса" и ликвидации коррупционных схем в органах власти. Минагропрод неоднократно заявлял о заинтересованности иранских и китайских компаний поучаствовать в развитии элеваторной инфраструктуры, но пока заявления остаются лишь заявлениями.
Вплавь по Днепру
Не идут дальше заявлений и проекты по дноуглубительным работам Днепра, которые активно лоббирует крупнейший зернотрейдер "Нибулон". Компания и Мининфраструктуры обвиняют друг друга в срыве этого перспективного направления. Хотя министр Андрей Пивоварский отмечает, что со своей стороны сделал многое, нерешенным остаются многие проблемные моменты, в частности, отсутствие законодательной базы (не принят закон о внутреннем водном транспорте); высокая плата за шлюзование и разведение мостов; изношенная речная инфраструктура.
За последние пять лет структура перевозок в Украине значительно изменилась. Доля железнодорожных перевозок сократилась с 70% до 60%, автоперевозок — выросла с 27% до 35%. Доля речных перевозок остается критически низкой, хотя с экономической точки зрения это выгодно. Днепром перевозить груз в два раза дешевле, чем железной дорогой и в четыре раза — чем автотранспортом. Но поскольку Украина не имеет своего собственного флота (точнее он есть, но это всего 635 суден, включая буксиры), то необходимо разрешить пользоваться внутренними водами иностранным компаниям, которые имеют свои собственные суда. Этот момент и прописан в законопроекте "О внутреннем водном транспорте".
Летом 2015 года гендиректор "Нибулона" Алексей Вадатурский заявил, что в случае решения всех сложностей в ближайшие два года намерен построить 8 речных предприятий и таким образом довести общие элеваторные мощности до 2,5 млн тонн (сейчас мощности по хранению компании составляют 1,7 млн тонн). Первый из этих элеваторов оборачиваемостью 200 тыс. тонн зерновых в год будет построен за $15 млн в Черкасской обл.
Эксперты, однако, не верят в скорую реализацию проектов на Днепре, как и в быстрое восстановление темпов строительства новых элеваторных мощностей в Украине. Независимый бизнес по предоставлению услуг по хранению зерна в Украине не развит. В основном элеваторы используются для собственных нужд, а их строительством в нынешних условиях могут заниматься только крупные компании, в виду отсутствия средств у более мелких игроков рынка.