НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

Сомнительный клуб: компания "Электроклуб Украина" как образец сетевого маркетинга на авторынке

Вчера в Киеве состоялась презентация сообщества "объединенных общими интересами владельцев и потенциальных владельцев электромобилей, основанного на принципах эко-кооперации". За этой расплывчатой формулировкой — новосозданная киевская компания "Электроклуб Украина", которая на волне возросшего интереса к электромобилям решила заняться их продажей в Украине. Однако выбранная фирмой схема ведения бизнеса должна насторожить тех, кто в ближайшем будущем планирует покупку электрокара
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

"Электроклуб Украина" не является официальным дилером ни одной из компаний, выпускающей нынче электромобили, а работает по принципу "серого" дилера, покупая машины у зарубежных (прежде всего европейских) дилеров Nissan, Renault и Tesla. Причем основная ставка делается не на новые электрокары (хотя можно заказать и такой), а на "бэушные". По словам Оксаны Прикоп, директора по развитию "Электроклуб Украина", это будут демонстрационные экземпляры из дилерских шоурумов с минимальным пробегом 2–5 тысяч километров.

При этом нет ясности, как именно будет осуществлять растаможка электрокаров, которые, напомним, пока не освобождены от уплаты таможенной пошлины и НДС (соответствующие законопроекты готовятся ко второму чтению в парламенте). По словам представителей компании, растаможивать машины будет отдельная и формально не связанная с компанией "Электроклуб Украина" фирма. И это первый тревожный звоночек.

На сегодняшний момент "Электроклуб Украина" озвучила следующий модельный ряд и цены. Желающим сменить бензинового коня на электрический предложены малоизвестный у нас гонконгский хэтч Bio Eva 4 (от 11 тыс. долларов), а также раскрученные модели Nissan Leaf (от 17 тыс. долларов), Renault Fluence Z.E. (от 19 тыс. долларов), Renault Zoe (от 25 тысяч), Renault Kangoo Van ZE (от 35 тысяч) и Tesla (от 70 тысяч). Однако по таким ценам машины сможет купить лишь член клуба, заплатив взнос — а это ни много ни мало 2500 долларов (2400 долларов в качестве первоначального взноса на авто и 100 долларов за операционные услуги).

И здесь начинается самое интересное. Теоретически, электрокар может обойтись покупателю именно в эту смехотворно малую сумму. Однако чтобы стать владельцем модной "зеленой" машины за копейки, придется вспомнить основы сетевого маркетинга. За каждого нового приведенного в клуб человека на персональный счет поступает 1000 баллов, что эквивалентно тысяче долларов. Новый член клуба платит 2500 долларов и, в свою очередь, отправляется вербовать новых "электроклубовцев". И так до тех пор, пока не наберется достаточное количество баллов для покупки выбранной модели. А разнообразные бонусные и партнерские программы (они тоже конвертируются в баллы) лишь усиливают аналогию с печально известными компаниями, прежде использовавшими такую схему.

При этом "Электроклуб Украина" анонсирует скорое появление кредитной и лизинговой программ, хотя на сегодняшний момент банка-партнера у компании нет. И, честно говоря, удивительно, если появится: вряд ли кто-то из банкиров в здравом уме откроет кредитную линию "сетевой" компании.