- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Совет варягов: за что "Нафтогаз" и "Газпром" судятся в Стокгольме
Новогодние праздники 2009 года в Украине и России проходили под сводки с газового фронта. В конце 2008 года премьер-министр Юлия Тимошенко решила избавиться от посредника в закупках газа для Украины — "Росукрэнерго" олигарха Дмитрия Фирташа. Предполагалось, что без него цена на российский газ для Украины снизится и разрешится проблема с задолженностью в $2 млрд (которая накопилась у "Росукрэнерго" перед "Газпромом").
Плюс — долгосрочный контракт должен был избавить Европу от вечных опасений лишиться российского газа в разгар отопительного сезона. А россияне хотели обезопасить свои рынки сбыта от перманентного политического кризиса в Украине.
Иронично, но в тот год сбылись и надежды, и опасения всех участников. Долгосрочный контракт был заключен, а Украину и Европу вдоволь напугали и поморозили, чтобы отбить охоту спорить с "Газпромом".
20 дней в начале 2009 года Украина жила без контрактов на поставку и транзит газ. Россияне так искренне хотели продавать и поставлять газ в Украину и Европу, что в разгар отопительного сезона сначала снизили поставки голубого топлива в 4 раза, а затем и вовсе остановили транзит.
В Европе стояли аномальные морозы, что в совокупности с малыми запасами газа в ее подземных хранилищах привело к настоящей панике. На второй неделе ограничения поставок газа в Европу и Украину, совет министров энергетики Евросоюза призвал Россию и Украину немедленно возобновить поставки газа в ЕС.
Был подписан отдельный документ о транзите. В диспетчерских "Нафтогаза" и "Газпрома" побывали европейские наблюдатели, которые засвидетельствовали, что газ не поступает со стороны России.
На таком фоне "Нафтогаз" должен был договориться с "Газпромом" о новых условиях работы. До наступления 2009 года контракт согласовать не успели, так что дело кончилось визитом Юлии Владимировны в Москву и подписанием контрактов в присутствии премьеров Украины и РФ.
ФОТО: Олег Дубина (слева) и Алексей Миллер подписывают контракт в присутствии Юлии Тимошенко и Владимира Путина
Контрактные обязательства
Чтобы сохранить лицо и перед западными странами, и перед украинцами после подписания знаменитого контракта от 2009 года между "Нафтогазом Украины" и российским "Газпромом", обе стороны рекламировали его как "европейский". Ведь аналогичные контракты были подписаны "Газпромом" с несколькими компаниями восточной и центральной Европы. А россияне и вовсе представляли контракт как "гуманитарный". Ведь скидки Украине в 2009 году казались действительно значительными до того, как Газпром начал давать скидки остальным покупателям.
Владимир Путин, занимавший тогда должность премьер-министра РФ, даже заявил, что "Газпром" предлагает украинским партнерам покупать газ по $250 за 1 тыс. кубов из соображений гуманитарного характера.
Контракты подписали 19 января 2009 года: изначально "Нафтогаз" должен был ежегодно покупать по 52 млрд куб. м газу "Газпрома". Базовая цена устанавливалась на уровне $450 за 1 тыс. куб. м, и должна была пересматриваться ежеквартально — из-за привязки к средней цене нефти за 9-месячный период.
При этом Москва изначально поставила Киев в "неравное" положение: в транзитном контракте тариф на транспортировку газа в Европу зафиксировали на 10 лет (до конца действия соглашения), в обмен на 20% дисконт, который действовал только в 2009 году. С его учетом голубое топливо тогда обходилось Украине по $277 за 1 тыс. кубов.
При этом в контракте присутствовала мера "бери или плати", которую "Газпром" навязывал в то время всем и везде — безусловное наказание за недобор газа. Выглядело это так: если "Нафтогаз" покупает меньше 94% оговоренного объема, то должен оплатить 300% стоимости всего невыбранного газа в период с апреля по сентябрь, и 150% — с октября по март.
Для Украины базовый объем для выборки установили на уровне 52 млрд куб. м в год. Но экономический кризис привел к сокращению промпроизводства и, соответственно, потребления газа. Сокращались закупки и благодаря внедрению мер энергоэффективности, а также росту собственной добычи.
Поэтому был предусмотрен механизм утверждения новых объемов. Например, в 2010 году "Нафтогаз" должен был купить 36,5 млрд куб. м. Об этом "Нафтогаз" и "Газпром" без проблем договорились в Москве. Еще одной уступкой в контракте предполагалась возможность снижения закупочных объемов примерно на 20% от ранее оговоренных с уведомлением за несколько месяцев.
Но уже в 2010 году фактическая цена газа для Украины подросла до $330. Для номинального снижения стоимости газа для Украины тогдашний президент Виктор Янукович решил проблему. Фактически обменял продление базирования Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года на скидку в $100 за 1 тыс. куб. м. (так называемые "Харьковские соглашения"). Последняя политическая скидка тоже досталась Януковичу, когда он поехал в Москву в октябре-2013 заключать пакет соглашений с Путиным. Тогда Украина получила в кредит $15 млрд и 30% скидку к цене на газ (с расчетом на создание консорциума с "Газпромом" на базе украинской газотранспортной системы).
Когда Россия оккупировала Крым и началась война на Донбассе, контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом" окончательно перешел в политическую плоскость. Из-за оккупации Крыма Россия отменила обе последних скидки: по "Харьковским соглашениям", ведь за стоянку российского флота в Крыму больше платить не нужно, и скидку за "консорциум". В итоге цена на газ для "Нафтогаза" с апреля 2014 года выросла с $268,5 до $485,5 за 1 тыс. куб. м.
Из-за постоянных ссор, а также долгов за газ, накопленных Украиной, угрозой новой газовой войны с повторением "перекрытия вентиля-2009" в диалог вмешалась Европа в лице Еврокомиссии. С тех пор цена на голубое топливо, а также закупочные объемы согласовывались в трехстороннем формате поквартально, с отдельной фиксацией в дополнительных соглашениях к основному договору.
ФОТО: Алексей Миллер (слева) и Андрей Коболев подписывают документ в присутствии представителя Еврокомиссии
И конечно, "Нафтогаз" не имел права продавать голубое топливо, купленное у "Газпрома" по этому контракту, за пределы Украины. Однако "Газпром" мог продавать газ другим покупателям в Украине, причем — по другим ценам.
За что судились в Стокгольме
По оценке "Газпрома", "Нафтогаз" должен $2,2 млрд за поставки газа в 2013-2014 гг. "Нафтогаз" не мог платить по ценам контракта-2009, тем более "Газпром" уже продавал европейцам газ куда дешевле. В апреле 2014 года "Нафтогаз" направил арбитражную претензию "Газпрому" относительно цены. "Газпром" отправил свою претензию — за неплатежи по поставкам конца 2013 г. — начала 2014 г.
Затем "Нафтогаз" и "Газпром" в один день, 16 июня 2014 года, подали в арбитраж взаимные иски по контракту-2009. Российская сторона требовала около $4,5 млрд за поставленный газ (с ноября 2013 года по май 2014 года) плюс проценты за задолженность. "Нафтогаз" требовал пересмотреть цены на газ "задним числом" с 20 мая 2011 года по октябрь 2015, компенсацию свыше $12 млрд за переплаты и отмену запрета реэкспорта купленного газа. В НАКе считают, что за этот период переплатили "Газпрому" $14,1 млрд.
При этом параллельно "Нафтогаз" пытается изменить второй контракт — на транспортировку газа в Европу. В частности, речь идет о передаче по правилам Третьего энергопакета функции транспортировки "Укртрансгазу", гармонизации контракта с законодательством Украины и ЕС (в том числе, изменив тариф согласно европейским и украинским нормам), а также о компенсации от "Газпрома" за снижение объемов транзита газа.
По российскому законодательству, "Газпром" — единственный экспортер газа из РФ. И контракт фактически бронирует всю мощность украинской газотранспортной системы (свыше 170 млрд куб. м) на 10 лет. Но используется менее половины.
По подсчетам "Нафтогаза", упущенная выгода от таких условий — $12,3 млрд при стоимости транспортировки $1,7 на 100 км на каждую тысячу кубов.
Объемы транзита через ГТС Украины на протяжении 2012-2017 гг., млн куб. м
I квартал 2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
|
Объемы транзита, млрд куб. м |
23,187 |
82,2 |
67,079 |
62,197 |
86,125 |
84,261 |
*Данные Минэнергоуглепром и Укртрансгаз
Параллельно "Газпром", используя страх европейцев перед возможным прекращением поставок газа, успешно построил магистральный газопровод "Северный Поток" в консорциуме с европейскими компаниями. Готовит к реализации его вторую очередь. Руководство "Газпрома" не раз заявляло, что после завершения транзитного контракта в 2019 году, прекратит поставлять топливо в Европу через Украину.
Такие угрозы привели к повышению ставок на транспортировку газа по нашей территории, и вводу платы за вход и выход из газотранспортной системы Украины для участников газового рынка. Повышение ставки в "Нафтогазе" объяснили ускоренной амортизацией, которую проходит украинская ГТС из-за того, что судьба ее после 2019 года еще не ясна.
Второе разбирательство по иску "Нафтогаза" как раз и должно разрешить этот вопрос.
Исковое заявление
Иск "Нафтогаза" в Стокгольмский арбитраж касался контракта и его последствий. НАК просил пересмотреть документ или привести его в соответствие с европейскими стандартами, пытаясь отменить требование о годовом объеме закупок, а также изменить цену для Украины и тариф на транспортировку газа в Европу.
По мнению представителей "Нафтогаза", оба контракта (на поставку и транзит) содержат положения, которые отклоняются от европейских стандартов.
Например, принцип "бери или плати" в контракте на закупку газа является нарушением европейского и украинского законодательства о конкуренции, а вместе с требованием о назначении газа (запрет продавать купленный газ вне Украины) является злоупотреблением доминантным положением со стороны "Газпрома".
По словам представителя компании Сергея Куприянова, оспаривать контракт в арбитраже нужно было раньше, ведь он был подписан в 2009 году и "действовал все это время". Поскольку "Нафтогаз Украины" выполнял контракт, значит, он признавал документ.
Но "Газпром" все же успел на "стокгольмский поезд" — 16 июня 2014 года подал иск против "Нафтогаза". Российский премьер Дмитрий Медведев тогда заявил, что "такого рода арбитражные рассмотрения являются альтернативой произволу, применению силы и пренебрежению правом" и что "лучше встречаться в судах, чем решать эти споры иначе".
При этом у "Газпрома" уже был негативный опыт в арбитражных разбирательствах с другими газовыми контрактами. В 2012 году компания проиграла в арбитражном суде Вены по иску на взыскание $524 млн с чешской RWE Transgas за невыполнение условий контрактных обязательств "бери или плати" в 2008–2010 гг. Добиться снижения цен удалось и немцам из E.On — еще в 2011 году.
Но в случае с Украиной российский монополист утверждал, что контракты должны оставаться неприкосновенными. Соответственно, от "Нафтогаза" требовалось выполнить обязательства по требованию "бери или плати" и заплатить $34,5 млрд за незакупленный газ 2012-2014 гг., третьем квартале 2015 года и 2-4 кварталах 2016 года. Плюс накопившиеся штрафы, пеню и $2,2 млрд за газ, отобранный в четвертом квартале 2013-го и втором квартале 2014 года (по этим объемам "Нафтогаз" и "Газпром" не договорились о цене).
Как уточнили Delo.UA в пресс-службе "Нафтогаза", в нем зафиксированы принципы, тогда как на подсчет сумм потребуется несколько недель. Поэтому окончательное решение по контракту на поставку газа арбитраж озвучит в июне 2017 года. Однако параметры отдельного решения обязательны для выполнения обеими сторонами.
Пока юристы "Нафтогаза" и "Газпрома" анализируют документ, известно только об общих выводах арбитража:
1) для "Нафтогаза" отменили самый дорогостоящий принцип "бери или плати";
2) цена на российский газ для Украины теперь будет привязана к котировкам газового хаба;
3) отменяется запрет на реэкспорт российского газа.
Резюме отдельного решения арбитров в переводе на деньги: "Нафтогазу" не придется платить $34,5 млрд за газ, который он не отбирал. А цена на газ будет устанавливаться исходя из ценообразования на бирже, а не путем новогодних переговоров в Москве.
Заместитель главы наблюдательного совета "Нафтогаза" Владимир Демчишин уточнил, что стоимость голубого топлива для Украины будет равняться цене "хаба" (пока не известно, на каком именно). Хотя НАК отстаивал "хаб минус" — цена на европейской бирже минус транспортировка до восточной границы Украины.
В ближайшем будущем "Стокгольмский арбитраж" даст выводы по транзитному контракту, который может стоить "Газпрому" $12,3 млрд. Арбитры должны определиться с ценой транспортировки газа из России в Европу по территории Украины.