НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Совет варягов: за что "Нафтогаз" и "Газпром" судятся в Стокгольме

Стокгольмский арбитраж между "Нафтогазом" и "Газпромом" разбирает нюансы соглашения Путина и Тимошенко в 2009 году. Delo.UA вспоминает, как подписывался контракт и почему так долго тянули с его пересмотром

Новогодние праздники 2009 года в Украине и России проходили под сводки с газового фронта. В конце 2008 года премьер-министр Юлия Тимошенко решила избавиться от посредника в закупках газа для Украины — "Росукрэнерго" олигарха Дмитрия Фирташа. Предполагалось, что без него цена на российский газ для Украины снизится и разрешится проблема с задолженностью в $2 млрд (которая накопилась у "Росукрэнерго" перед "Газпромом").

Плюс — долгосрочный контракт должен был избавить Европу от вечных опасений лишиться российского газа в разгар отопительного сезона. А россияне хотели обезопасить свои рынки сбыта от перманентного политического кризиса в Украине.

Иронично, но в тот год сбылись и надежды, и опасения всех участников. Долгосрочный контракт был заключен, а Украину и Европу вдоволь напугали и поморозили, чтобы отбить охоту спорить с "Газпромом".

20 дней в начале 2009 года Украина жила без контрактов на поставку и транзит газ. Россияне так искренне хотели продавать и поставлять газ в Украину и Европу, что в разгар отопительного сезона сначала снизили поставки голубого топлива в 4 раза, а затем и вовсе остановили транзит.

Из-за ограничений поставок в Украину пострадал транзит газа, что не добавило симпатии к украинцам со стороны ЕС.

В Европе стояли аномальные морозы, что в совокупности с малыми запасами газа в ее подземных хранилищах привело к настоящей панике. На второй неделе ограничения поставок газа в Европу и Украину, совет министров энергетики Евросоюза призвал Россию и Украину немедленно возобновить поставки газа в ЕС.

Был подписан отдельный документ о транзите. В диспетчерских "Нафтогаза" и "Газпрома" побывали европейские наблюдатели, которые засвидетельствовали, что газ не поступает со стороны России.

На таком фоне "Нафтогаз" должен был договориться с "Газпромом" о новых условиях работы. До наступления 2009 года контракт согласовать не успели, так что дело кончилось визитом Юлии Владимировны в Москву и подписанием контрактов в присутствии премьеров Украины и РФ.

ФОТО: Олег Дубина (слева) и Алексей Миллер подписывают контракт в присутствии Юлии Тимошенко и Владимира Путина

Контрактные обязательства

Чтобы сохранить лицо и перед западными странами, и перед украинцами после подписания знаменитого контракта от 2009 года между "Нафтогазом Украины" и российским "Газпромом", обе стороны рекламировали его как "европейский". Ведь аналогичные контракты были подписаны "Газпромом" с несколькими компаниями восточной и центральной Европы. А россияне и вовсе представляли контракт как "гуманитарный". Ведь скидки Украине в 2009 году казались действительно значительными до того, как Газпром начал давать скидки остальным покупателям.

Владимир Путин, занимавший тогда должность премьер-министра РФ, даже заявил, что "Газпром" предлагает украинским партнерам покупать газ по $250 за 1 тыс. кубов из соображений гуманитарного характера.

Контракты подписали 19 января 2009 года: изначально "Нафтогаз" должен был ежегодно покупать по 52 млрд куб. м газу "Газпрома". Базовая цена устанавливалась на уровне $450 за 1 тыс. куб. м, и должна была пересматриваться ежеквартально — из-за привязки к средней цене нефти за 9-месячный период.

При этом Москва изначально поставила Киев в "неравное" положение: в транзитном контракте тариф на транспортировку газа в Европу зафиксировали на 10 лет (до конца действия соглашения), в обмен на 20% дисконт, который действовал только в 2009 году. С его учетом голубое топливо тогда обходилось Украине по $277 за 1 тыс. кубов.

Дальше газ мог дорожать или дешеветь, но ставка транзита оставалась прежней.

При этом в контракте присутствовала мера "бери или плати", которую "Газпром" навязывал в то время всем и везде — безусловное наказание за недобор газа. Выглядело это так: если "Нафтогаз" покупает меньше 94% оговоренного объема, то должен оплатить 300% стоимости всего невыбранного газа в период с апреля по сентябрь, и 150% — с октября по март.

Для Украины базовый объем для выборки установили на уровне 52 млрд куб. м в год. Но экономический кризис привел к сокращению промпроизводства и, соответственно, потребления газа. Сокращались закупки и благодаря внедрению мер энергоэффективности, а также росту собственной добычи.

Поэтому был предусмотрен механизм утверждения новых объемов. Например, в 2010 году "Нафтогаз" должен был купить 36,5 млрд куб. м. Об этом "Нафтогаз" и "Газпром" без проблем договорились в Москве. Еще одной уступкой в контракте предполагалась возможность снижения закупочных объемов примерно на 20% от ранее оговоренных с уведомлением за несколько месяцев.

Но уже в 2010 году фактическая цена газа для Украины подросла до $330. Для номинального снижения стоимости газа для Украины тогдашний президент Виктор Янукович решил проблему. Фактически обменял продление базирования Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года на скидку в $100 за 1 тыс. куб. м. (так называемые "Харьковские соглашения"). Последняя политическая скидка тоже досталась Януковичу, когда он поехал в Москву в октябре-2013 заключать пакет соглашений с Путиным. Тогда Украина получила в кредит $15 млрд и 30% скидку к цене на газ (с расчетом на создание консорциума с "Газпромом" на базе украинской газотранспортной системы).

Когда Россия оккупировала Крым и началась война на Донбассе, контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом" окончательно перешел в политическую плоскость. Из-за оккупации Крыма Россия отменила обе последних скидки: по "Харьковским соглашениям", ведь за стоянку российского флота в Крыму больше платить не нужно, и скидку за "консорциум". В итоге цена на газ для "Нафтогаза" с апреля 2014 года выросла с $268,5 до $485,5 за 1 тыс. куб. м.

Из-за постоянных ссор, а также долгов за газ, накопленных Украиной, угрозой новой газовой войны с повторением "перекрытия вентиля-2009" в диалог вмешалась Европа в лице Еврокомиссии. С тех пор цена на голубое топливо, а также закупочные объемы согласовывались в трехстороннем формате поквартально, с отдельной фиксацией в дополнительных соглашениях к основному договору.

Газ при этом покупался в РФ по предоплате.

ФОТО: Алексей Миллер (слева) и Андрей Коболев подписывают документ в присутствии представителя Еврокомиссии

И конечно, "Нафтогаз" не имел права продавать голубое топливо, купленное у "Газпрома" по этому контракту, за пределы Украины. Однако "Газпром" мог продавать газ другим покупателям в Украине, причем — по другим ценам.

За что судились в Стокгольме

По оценке "Газпрома", "Нафтогаз" должен $2,2 млрд за поставки газа в 2013-2014 гг. "Нафтогаз" не мог платить по ценам контракта-2009, тем более "Газпром" уже продавал европейцам газ куда дешевле. В апреле 2014 года "Нафтогаз" направил арбитражную претензию "Газпрому" относительно цены. "Газпром" отправил свою претензию — за неплатежи по поставкам конца 2013 г. — начала 2014 г.

Затем "Нафтогаз" и "Газпром" в один день, 16 июня 2014 года, подали в арбитраж взаимные иски по контракту-2009. Российская сторона требовала около $4,5 млрд за поставленный газ (с ноября 2013 года по май 2014 года) плюс проценты за задолженность. "Нафтогаз" требовал пересмотреть цены на газ "задним числом" с 20 мая 2011 года по октябрь 2015, компенсацию свыше $12 млрд за переплаты и отмену запрета реэкспорта купленного газа. В НАКе считают, что за этот период переплатили "Газпрому" $14,1 млрд.

После всех уточнений взаимные требования сторон по контракту на поставку газа достигли $77,4 млрд: "Нафтогаз" требовал $30,3 млрд, "Газпром — $47,1 млрд

При этом параллельно "Нафтогаз" пытается изменить второй контракт — на транспортировку газа в Европу. В частности, речь идет о передаче по правилам Третьего энергопакета функции транспортировки "Укртрансгазу", гармонизации контракта с законодательством Украины и ЕС (в том числе, изменив тариф согласно европейским и украинским нормам), а также о компенсации от "Газпрома" за снижение объемов транзита газа.

По российскому законодательству, "Газпром" — единственный экспортер газа из РФ. И контракт фактически бронирует всю мощность украинской газотранспортной системы (свыше 170 млрд куб. м) на 10 лет. Но используется менее половины.

По подсчетам "Нафтогаза", упущенная выгода от таких условий — $12,3 млрд при стоимости транспортировки $1,7 на 100 км на каждую тысячу кубов.

Объемы транзита через ГТС Украины на протяжении 2012-2017 гг., млн куб. м

I квартал

2017

2016

2015

2014

2013

2012

Объемы транзита,

млрд куб. м

23,187

82,2

67,079

62,197

86,125

84,261

*Данные Минэнергоуглепром и Укртрансгаз

Параллельно "Газпром", используя страх европейцев перед возможным прекращением поставок газа, успешно построил магистральный газопровод "Северный Поток" в консорциуме с европейскими компаниями. Готовит к реализации его вторую очередь. Руководство "Газпрома" не раз заявляло, что после завершения транзитного контракта в 2019 году, прекратит поставлять топливо в Европу через Украину.

Такие угрозы привели к повышению ставок на транспортировку газа по нашей территории, и вводу платы за вход и выход из газотранспортной системы Украины для участников газового рынка. Повышение ставки в "Нафтогазе" объяснили ускоренной амортизацией, которую проходит украинская ГТС из-за того, что судьба ее после 2019 года еще не ясна.

При этом "Газпром" отказывается платить новые тарифы на транспортировку газа через Украину.

Второе разбирательство по иску "Нафтогаза" как раз и должно разрешить этот вопрос.

Исковое заявление

Иск "Нафтогаза" в Стокгольмский арбитраж касался контракта и его последствий. НАК просил пересмотреть документ или привести его в соответствие с европейскими стандартами, пытаясь отменить требование о годовом объеме закупок, а также изменить цену для Украины и тариф на транспортировку газа в Европу.

По мнению представителей "Нафтогаза", оба контракта (на поставку и транзит) содержат положения, которые отклоняются от европейских стандартов.

Например, принцип "бери или плати" в контракте на закупку газа является нарушением европейского и украинского законодательства о конкуренции, а вместе с требованием о назначении газа (запрет продавать купленный газ вне Украины) является злоупотреблением доминантным положением со стороны "Газпрома".

"Газпром" изначально готовился 16 июня 2014 года просто отключить Украине газ, пересматривать цену уже поставленного газа россияне не желали.

По словам представителя компании Сергея Куприянова, оспаривать контракт в арбитраже нужно было раньше, ведь он был подписан в 2009 году и "действовал все это время". Поскольку "Нафтогаз Украины" выполнял контракт, значит, он признавал документ.

Но "Газпром" все же успел на "стокгольмский поезд" — 16 июня 2014 года подал иск против "Нафтогаза". Российский премьер Дмитрий Медведев тогда заявил, что "такого рода арбитражные рассмотрения являются альтернативой произволу, применению силы и пренебрежению правом" и что "лучше встречаться в судах, чем решать эти споры иначе".

При этом у "Газпрома" уже был негативный опыт в арбитражных разбирательствах с другими газовыми контрактами. В 2012 году компания проиграла в арбитражном суде Вены по иску на взыскание $524 млн с чешской RWE Transgas за невыполнение условий контрактных обязательств "бери или плати" в 2008–2010 гг. Добиться снижения цен удалось и немцам из E.On — еще в 2011 году.

Но в случае с Украиной российский монополист утверждал, что контракты должны оставаться неприкосновенными. Соответственно, от "Нафтогаза" требовалось выполнить обязательства по требованию "бери или плати" и заплатить $34,5 млрд за незакупленный газ 2012-2014 гг., третьем квартале 2015 года и 2-4 кварталах 2016 года. Плюс накопившиеся штрафы, пеню и $2,2 млрд за газ, отобранный в четвертом квартале 2013-го и втором квартале 2014 года (по этим объемам "Нафтогаз" и "Газпром" не договорились о цене).

Арбитраж объединил оба иска и 31 мая 2017 года выпустил отдельное решение, которое дает оценку всех юридических и фактических вопросов.

Как уточнили Delo.UA в пресс-службе "Нафтогаза", в нем зафиксированы принципы, тогда как на подсчет сумм потребуется несколько недель. Поэтому окончательное решение по контракту на поставку газа арбитраж озвучит в июне 2017 года. Однако параметры отдельного решения обязательны для выполнения обеими сторонами.

Пока юристы "Нафтогаза" и "Газпрома" анализируют документ, известно только об общих выводах арбитража:

1) для "Нафтогаза" отменили самый дорогостоящий принцип "бери или плати";

2) цена на российский газ для Украины теперь будет привязана к котировкам газового хаба;

3) отменяется запрет на реэкспорт российского газа.

Резюме отдельного решения арбитров в переводе на деньги: "Нафтогазу" не придется платить $34,5 млрд за газ, который он не отбирал. А цена на газ будет устанавливаться исходя из ценообразования на бирже, а не путем новогодних переговоров в Москве.

Заместитель главы наблюдательного совета "Нафтогаза" Владимир Демчишин уточнил, что стоимость голубого топлива для Украины будет равняться цене "хаба" (пока не известно, на каком именно). Хотя НАК отстаивал "хаб минус" — цена на европейской бирже минус транспортировка до восточной границы Украины.

В ближайшем будущем "Стокгольмский арбитраж" даст выводы по транзитному контракту, который может стоить "Газпрому" $12,3 млрд. Арбитры должны определиться с ценой транспортировки газа из России в Европу по территории Украины.