- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
"Старая Европа — это не место для стартапов", — интервью с директором Startup Grind Kyiv
В феврале в Кремниевую долину, на конференцию Startup Grind полетит делегация, состоящая из 15-ти лучших стартапов в Украине. Их отобрали из 160-ти участников на Startup Grind Kyiv, который прошел в Киеве в конце декабря. Стартапы-победители получили право участия в одной из самых глобальных тех-конференций, которая проходит в США, свой выставочный стенд, промо, PR-поддержку от организаторов и возмещение финансовых затрат на логистику.
Delo.ua поговорило с директором Startup Grind Kyiv, Катериной Дегтярь, о том, каково это вообще работать с украинскими стартапами, есть ли в нашей стране возможности для создания технологического бренда, узнаваемого во всем мире и стоит ли переезжать из Украины, чтобы развивать свой бизнес.
Екатерина, расскажите про Startup Grind конференцию подробнее.
— Это первая официальная делегация. Я надеюсь, что это будет первый и успешный полет. Если говорить про Startup Grind конференцию в Кремниевой долине, то она уже десятый год проходит. Там всегда был большой стартап-павильон и 10 сцен. А сейчас это еще мощная стартап программа. К тому же, за счет того, что это Кремниевая долина, там всегда присутствуют топовые фонды, корпорации и эксперты из различных индустрий.
Вообще, эта идея пришла не мне. Это было предложение главного менеджера Startup Grind всем региональным отделениям. И в сентябре, совместно с Startup Grind Kyiv Chapter Co-Director — Ханной Зенн, мы начали поиск партнеров для реализации данного проекта.
Те ребята, которые поедут в США — будут соперничать с участниками Startup Grind от других стран?
— Не то, что соперничать. Это не соревнования, это бизнес экспо. Там будет 10 сцен. Со сцен будут выступать различные спикеры. Также отведено время нашим стартапам. Для того, чтобы привлечь больше внимания к себе, представители этих стартапов будут выходить и проводить свой питч, продолжительностью всего одну минуту. А дальше все будет зависеть только от того, как они проведут этот питч. Если смогут заинтересовать потенциальных инвесторов — будут с ними общаться после официальных презентаций.
Кто с вами поедет от министерства цифровой трансформации?
— От министерства поедет руководитель экспертной группы по развитию международных программ цифрового сотрудничества Диана Ракус.
Сколько билетов вы оплачиваете участникам?
— У нас есть 4 билета на один стартап. Плюс свой стенд на самом мероприятии. Участники могут их на себя регистрировать, могут официальных бизнес партнеров пригласить. Плюс мы выделяем конкретную сумму на проживание, на 5 суток, для двоих человек. Дорога и проживание оплачивается совместно с партнерами.
Как отбирались стартапы для поездки в США? Сколько претендентов было изначально?
— Мы сделали open call. Каждый мог подаваться. Также информацию разместили на сайте министерства, на сайте Startup Grind Kyiv, на Facebook, на своих страничках тоже написали. За 6 дней мы собрали 160 заявок. Это еще раз подтверждает востребованность подобных ивентов. Есть запрос от украинских проектов и стартапов.
Фото: Facebook Катерины Дегтяр (в центре)
Единственное "но" — это должны были быть уже работающие стартапы. Не идея. Должны быть продажи или другой процесс близкий к монетизации. Ну, и сам проект или стартап должен себя публично позиционировать, как украинский.
Опираясь на свой опыт, расскажите, как вы оцениваете возможность создания в Украине продукта, который приобретет мировую узнаваемость. Как Skype в Эстонии, например.
— Это уже случилось. Grammarly, например. Я сейчас много путешествую, летаю. В основном, в Европу. И там Grammarly все очень хорошо знают.
А еще что-то из глобальных, успешных проектов можете назвать?
— На уровне личной коммуникации я часто спрашиваю у знакомых, что у них установлено на телефон. Многие используют Readdle. Или PDFfiller. Тут другой момент — сколько есть вообще глобальных брендов, которыми мы пользуемся каждый день? В телефоне 3-4 экрана, на которые помещаются 30, может, 40 приложений. Таких супер приложений-бестселлеров, в силу человеческих потребностей и размеров телефона, не так уж много.
Не обязательно говорить конкретно про приложение. Речь о том, есть ли у нас условия для создания глобальных продуктов?
— Есть. Потому что количество и качество технического таланта в Украине очень высокое. Основатели стартапов из других стран, у которых компании сделали первое IPO (Initial Public Offering — Первичное публичное предложение) делают потом второй, третий бизнес. И приезжают сюда снова искать команды разработчиков.
И тут даже вопрос не в дешевизне рабочей силы. Это фактор опыта. Мы переходим в стадию качества, когда аккумулированный опыт есть уже у многих компаний, в разных индустриях, с разными проектами. Если посмотреть, то украинская разработка уже не такая дешевая.
На мой взгляд, ситуацию нужно было бы развернуть немного в другую сторону. Когда таланты остаются здесь. А технологические компании приезжают в Украину, регистрируются здесь и развиваются.
Остается ли еще актуальным тот факт, что Украина является источником недорогого аутсорса для иностранных компаний?
— В большой мере является. У нас есть компании тысячники, которые зарабатывают на аутсорсе и это их бизнес. С другой стороны, это создает и среду, и возможности, чтобы потом появлялись продуктовые компании. Не было бы ранней волны аутсорса, не было бы вообще ничего. Это не плохо и не хорошо. Это просто эволюция, которую все проходят.
Мне кажется, когда люди объединяются и создают какой-то стартап и он достигает определенного успеха, многие мечтают или хотят потом уехать в Кремниевую долину или просто заграницу. Опять-таки, тоже по разным причинам.
— Понятно, что желание появляется. Но, мне кажется, если бы наши люди чаще путешествовали, эти желания были бы более взвешенными. Всегда хочется чего-то эдакого, но не надо путать трэвел туризм и культурную адаптацию, потому что в конце концов, то, где ты живешь, определяет, какой у тебя будет баланс между жизнью, работой и твоим личным счастьем.
Фото: Facebook Катерины Дегтяр (вторая слева)
Я училась и жила 2 года в Стамбуле, у меня был полный грант для МВА-программы мирового класса. Но поняла, что в Киеве мне действительно комфортно, здесь я чувствую себя свободно и культурно мне это ближе. Да, иногда в интересах бизнеса нужно переехать куда-то на пару месяцев, на полгода, год. Потому что есть такие рынки, где без личного присутствия ничего не выйдет.
Но, в целом, переезд на всю жизнь куда-то — это же не только бизнес. Это еще близкие люди, интересы, ощущение комфорта. И тут надо принимать решение очень взвешенно.
Если появится украинский стартап, который прогремит на весь мир — на сколько велики шансы, что он останется в Украине, будет здесь платить налоги?
— Разработка и R&D остается здесь у многих и сейчас. Взять тот же Grammarly, у них количество офисов только растет в Киеве. Для каждого предпринимателя это вопрос и бизнес среды, и личной воли, и требований от инвесторов. Это все переговорный процесс, в котором важную роль играет не только государство, налоги и законодательное поле. Тут много аспектов. Поэтому задача со стороны государства — создать привлекательные условия. Но каждый человек сам принимает свое бизнес-решение.
Какие в нашей стране преимущества для создания и развития своего стартапа перед другими странами?
— Это лучше спрашивать у фаундеров. Безусловный и неоспоримый плюс — это технологический талант и его качество в балансе со стоимостью.
А минусы?
— Продукт надо тестировать с теми пользователями, от которых вы ожидаете, что они заплатят. Мы просто тестируем у себя, а потом продаем на международном рынке. Валидацию востребованности своих продуктов на внешних рынках нужно делать как можно раньше.
Еще один минус — у нас опыт в смарт бизнесе не очень большой. Да и в целом, в бизнесе — тоже не большой, так как 60-е, 70-е, 80-е мы прожили без этого опыта. 90-е были довольно экстравагантными. И только в 2000-е начался цивилизованный бизнес. Это не очень много. Но мы пытаемся наверстать упущенное.
Какая разница между, например, Венгрией, Испанией и Хорватией, по сравнению с Украиной, если я буду там развивать свой стартап?
— Я подозреваю, что в названных странах нет КПИ, нет Львовской политехники и т.д. Во-первых, их ВУЗы не имеют такого большого массива технологических специальностей и студентов. Во-вторых, школа математики и физики там не настолько мощная. Европейское образование более гуманитарное. Кроме того, если мы посмотрим, то во многих европейских колледжах учат больше проектному менеджменту и работе в команде. У нас же хорошо учат теории, причем в сольном зачете, не в командном.
Поэтому, все-таки в стране, где нет больших политехнических универов, будет немного сложнее найти технологические таланты.
Названные страны не являются столицами венчурного капитала. Там точно также люди пакуют чемодан и поедут в США за инвестициями для раунда А и даже для позднего Seed. Ангельские инвестиции, как правило, можно найти в своей стране.
Столицами венчурного капитала сегодня являются Кремниевая долина, Лондон, Китай. Но Китай — это специфическая история, потому что там очень много программ для стартапов, но они все должны быть в Китае и для Китая, в первую очередь. Старая Европа — это не место для стартапов.
То есть, с западными европейскими странами мы находимся в одном положении, а по некоторым позициям даже выигрываем, в плане стартапов?
— В плане соотношения того, сколько зарабатывает айти сектор и того, сколько стоит жизнь в Украине — конечно, мы выигрываем.
Фото: Facebook Катерины Дегтяр
Закончился 2019-й год. Оглядываясь назад, вы можете оценить, каким было прошлое десятилетие для Украины?
— Это был классный период. Я думаю, что именно это можно назвать переломным моментом. Создание министерства цифровой трансформации говорит о том, что сама отрасль настолько уже зрелой стала, что это полноценная индустрия. Следующий шаг — это, конечно, появление большего количества продуктовых компаний. И задача всех нас сделать так, чтобы эти продуктовые компании оставили здесь свои офисы.
Что будет в украинской стартап-сфере в следующие 5-10 лет?
— Рост. Есть позитивная инерция, которую так легко не остановишь. Сейчас в нашей стране происходят бизнес процессы, которые затрагивают тысячи-тысячи человек. Их невозможно просто так остановить.
Также я вижу присутствие Украины в международном пласте. Очень хотелось бы, чтобы продолжалось наращивание присутствия бизнеса, увеличивались внешние бизнес-контакты. Потому что это единственный путь того, как правильно, адекватно создавать продукт, исходя из понимания рынка.
Сейчас очень классный потенциал в ребятах, которые основали и руководят компаниями по 30-40 человек. Это небольшие аутсорсы. Им просто нужно дать шанс, пусть они больше путешествуют, развивают свои деловые контакты. Это золотой ресурс Украины. Люди, которые еще могут создать не один бизнес. Именно они могут в ближайшие лет 5 создать свои продукты.