Стоит ли доверять электронным автомобильным "помощникам"?

В последние годы производители совершили маленькую революцию в техническом оснащении своих автомобилей. Стоит ли доверять электронным нововведениям
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

То, что раньше казалось выдумкой фантастов, сейчас активно используется в серийных машинах. Это адаптивные круиз-контроли, радары мертвых зон, системы автоматической остановки перед препятствием. Стоит ли доверять электронным мозгам и отключать свою голову?

В дилерских центрах эти электронные игрушки — настоящий мейнстрим. Нет уважающего себя менеджера, который не поспешил бы обратить на них внимание. При этом рассказывают удивительные истории о том, как можно совсем не смотреть на дорогу и чуть ли не спать за рулем. Мол, машина сама остановится, припаркуется и подобьет подушку. Неудивительно, что на дороге уже можно увидеть сумасшедших, которые бросают педали в пробке, надеясь, что машина сама остановится перед чужим бампером.

Невидящее око

Впереди планеты всей по части таких штуковин немцы и скандинавы. Автопроизводители хвалятся, что бортовой компьютер научился правильно реагировать на ту или иную дорожную ситуацию с вероятностью 90%. И поначалу цифра действительно впечатляет, но она значит лишь то, что почти каждое седьмое решение компьютера может быть неверным.

Поэкспериментируем с адаптивным контролем на отечественных дорогах, где манера вождения в корне отличается от европейской. Встаньте за фурой в сравнительно свободном потоке и посчитайте, сколько раз вас опасно подрежут лихачи или сколько раз потребуется сбавлять скорость, чтобы пропустить таких вот адреналинщиков?

Словом, за такими вот персонажами нужен глаз да глаз. Однако адаптивный круиз-контроль их не видит. Если автомобиль вклинится между вами и фурой, да еще начнет тормозить, а фура, наоборот, будет ускоряться, то и круиз-контроль первое время поддаст газу. Скорее всего, он увидит лихача в последний момент и даже нажмет на тормоза, но кивок будет неприятным, а машины позади вас тоже нервно заерзают за кормой. Во внезапном хаосе электроника теряется. Поэтому приходится всегда держать ногу наготове.

Попробуем, как адаптивный круиз-контроль чувствует себя на загородной двухполосной трассе. Здесь тоже есть свои тонкости. Курсовой радар понравится тем, кто любит ехать со скоростью 80 км/ч за какой-нибудь фурой и думать о прекрасном. Достаточно долгое время он эффективен. Но если на крутом повороте фура уходит вбок, в этот момент электроника теряет грузовик из виду и, думая, что тот мгновенно перенесся в параллельную вселенную, весело бьет по газам. В повороте, да еще и скользком! И здесь надо успеть забыть о фантазиях и легонько наступить электронике на горло. Круиз-контроль обиженно выключается и ждет перезапуска. Так что слежение за дорогой заменяется постоянным слежением за шалостями круиз-контроля.

Чемодан не человек

Еще одной модной игрушкой последнего времени стала система остановки перед препятствием. Знающие люди распространяют в сети фейки о том, как автомобиль без водителя замечательно тормозит. Особо ретивые рискуют коленками и встают перед бампером. Действительно, автомобиль в полуметре от них кивает носом.

Однако положите на дороге большой чемодан или сумку. Они будут с превеликим удовольствием смяты машиной. Почему? Потому как по габаритам они не подходят под человека. Поставьте перед автомобилем высокий столбик со светоотражателями. Машина встанет как вкопанная. Водрузите такой же серый лист картона и увидите, как бампер с веселым хрустом подомнет его под днище. Попробуйте на машине подлезть под опускающийся шлагбаум со светоотражателями. Система увидит его, и тормоза сработают намертво. Пробуйте выставить бейсбольную биту на уровне лобового стекла. Машина впечатается в нее за милую душу. Почему? Здесь тонкостей много, одна из которых — отсутствие светоотражающих полосок. Кроме того, на работу автоматического тормоза влияют, к примеру, старый аккумулятор или просто системные ошибки.

Куда более распространены сегодня радары мертвых зон. Работают они на первый взгляд неплохо и любят перестраховываться. Мигают не только на машины, но и на капельки дождя, на снег, туман или просто без видимых причин. А иногда просто отключаются без объяснений, наутро как ни в чем не бывало просыпаясь вновь. Другими словами, они, нередко помогая, существуют в какой-то своей реальности.

Ошибочное решение

Наконец, еще одной модной фишкой стала система автоматического подруливания при уходе с полосы. При пересечении левыми колесами сплошной разметки бортовая электроника самостоятельно подтормаживает правый бок и уводит автомобиль в сторону от разметки. Ощущаешь, как железный конь кивает носом и мгновенно подкручивается вправо. Поначалу испытываешь море впечатлений. Мол, какая умная машина! Однако на дорогах без разметки система не просто теряется, она может принять за сплошную линию все, что ей вздумается. К примеру, запечатанный битумом продольный разлом в асфальте, дорожки масла, начерченные старыми грузовиками, снежную бровку в гололед, на котором резкое торможение может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому рука сама тянется к кнопке выключения. В общем, такая работа электронных систем как раз вписывается в те пресловутые 90% вероятности правильных решений, что доступна современной электронике. Чтобы повысить их надежность, необходимо вкладывать большие деньги и проводить дальнейшие разработки, чем, собственно говоря, инженеры ведущих автоконцернов и занимаются.

Пока же 10% вероятности ошибки грозят неприятностями. Поэтому лучше не доверять электронике безоговорочно. Подобные системы — только помощники, но не заменители собственных мозгов. Кстати, именно это юристы пишут в соглашении, которое автовладелец подтверждает каждое утро, нажимая кнопку Ok в ответ на появление какого-то текста на экране в своей машине.