НБУ курс:

USD

41,42

--0,06

EUR

44,83

+0,08

Наличный курс:

USD

41,40

41,30

EUR

45,12

44,90

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Страховка, психолог и гибкий график: как бизнес может позаботиться о ментальном здоровье команды

Горим и выгораем — под таким девизом существовал рынок на протяжении всего карантина. Осенью 2020 года Harvard Business Review проанкетировали более 1500 респондентов из 46 стран.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

По результатам:

  • 62% ощущали выгорание за последние три месяца "часто" или "очень часто";
  • 57% заметили, что пандемия "серьезно повлияла" на их работу или "полностью ее перевернула";
  • 55% чувствуют, что лишены рычагов управления на работе и в жизни вообще;
  • 21% оценил свое состояние как "хорошее", всего 2% — как "отличное".

С послаблением карантина ситуация мало изменилась, поскольку выгорание подобно снежному кому: эффект идет не только по накопительной, но и по инерции. Выгорая, люди покидают компанию в поисках "лучшей жизни". Не проработав причины выгорания на старом месте, они уходят в другие компании. В результате сталкиваются там с теми же проблемами, что и ранее. Более того, иногда дело не только в компании, а и в недовольстве человека своим образом жизни в целом. И вот, не проработав первопричины, у человека не получается устранить последствия. А значит, выгорание будет только накапливаться вне зависимости от места работы.

У компаний есть возможность создать внутри условия стабильности, что снизит фактор стресса и повысит продуктивность. Поэтому на рынке становится все более актуальным внедрение программ заботы о ментальном здоровье команды. Расскажу подробнее о вариантах активностей, опыте их внедрения и подводных камнях.

Говоря о Mental Health

Под Mental Health в рамках компаний чаще всего имеется в виду организация благополучия команды. Так называемый well-being. А значит, речь идет не столько о решении проблем, сколько о создании условий внутри компании для избежания этих проблем. И если вы приняли решение внедрять программу Mental Health, все ваши дальнейшие действия должны быть направлены на создание и поддержание среды, которая позволяет людям чувствовать себя комфортно на своей позиции, в команде, позволяет им реализовываться, развиваться, чувствовать себя защищенными и мотивированными.

Все это позволяет избежать выгорания на работе и легче переносить стресс в личной жизни. К тому же внедрение такой программы создает у команды ощущение защиты и поддержки, а значит, повышает лояльность к компании и уменьшает текучку. Это бесспорный плюс для бренда работодателя, поэтому если вы еще не тестировали подобные активности у себя, рекомендую дать им шанс.

Покрываем необъятное

В принципе, понятие Mental Health объединяет в себе такие аспекты жизни:

  • физическое благополучие — поддержание достойного уровня жизни.

В разрезе сотрудничества с компаниями люди обращают внимание на конкурентную оплату труда, комфортное место работы, медицинское страхование, обеспечение медикаментами, витаминами и массажами и так далее.

  • социальное благополучие — организация среды, способствующей комфортному сосуществованию, финансовая и юридическая грамотность.

Сюда включается полный цикл погружения команды в общие ценности по компании. К примеру, если у вас не транслируется культура делиться своими проблемами, люди будут молчать, "вариться" в недовольствах, а потом просто покинут компанию, потому что их проблемы не решаются. И в этом будет вина не людей, а скорее, системы. Ведь команда будет открыто выражать беспокойство только в том случае, если чувствует себя безопасно, если знает, что за этим не последует наказание.

  • эмоциональное благополучие — конкретные активности, которые инициирует компания для обеспечения эмоционального комфорта. К примеру, встречи с психологами или вебинары.

Как этого достичь, на этот вопрос попробую ответить дальше.

Меряем температуру по палате

Главный совет, к которому я пришла на практике, — не стоит предполагать или делать, как у всех. По нашему опыту, зачастую люди посещают именно те мероприятия, которые связаны с болезненной для них темой. Поэтому сначала рекомендую собрать запрос с команды: что у них болит, с чем есть сложности, какие вопросы актуальны. А в соответствии с этим подбирать активности.

К примеру, у нас в команде самыми частыми запросами стали:

  • work-life balance,
  • вопросы выгорания,
  • wellness, а именно все, что влияет на физическое и эмоциональное благополучие (спорт, здоровое питание, экологичное окружение и забота о себе),
  • эмоциональный интеллект,
  • межличностные отношения и конфликты.

Подбирайте разноплановые темы. Можно поискать статистику по проблемам, набирающим обороты сегодня, и проявить инициативу, предложив коллегам пройти вебинар на эту тему, даже если у них не было на нее конкретного запроса. А затем собираем обратную связь: если тема окажется актуальной, продолжаем ее разбор.

Ищем свою целевую аудиторию

В разрезе программы психологической поддержки я выделила для себя четыре основных типа людей:

  • те, у кого нет проблем,
  • те, у кого есть проблема, но они ее не видят,
  • те, у кого есть проблема, которую они видят, но не хотят решать или не верят в методы,
  • те, кто видят проблему и готовы ее решать.

Несмотря на это, основная целевая аудитория программы Mental Health в компании — это последний тип людей. Важно понимать, что целью компании не является убедить человека в необходимости каких-то активностей. Главное — это дать возможность удовлетворить запрос, если такой имеется или появится в будущем. Будьте готовы, что не всем подойдет программа Mental Health и не все будут в ней заинтересованы. К примеру, наши онлайн-вебинары с психологами посещает до 15% команды. Но заставлять людей нельзя.

Обосновываем профит

Помимо увеличения лояльности к компании и, соответственно, снижения уровня текучки, о которых мы говорили ранее, внедрение программы Mental Health поможет привлекать новых специалистов. Несмотря на то что забота о психологическом благополучии команды становится все более распространенной, особенно на IT-рынке, процент вовлекающихся в это компаний все еще крайне низок. А значит, это будет преимуществом для вашего бренда работодателя и поможет привлечь к вам новых кандидатов.

Из менее очевидного можно назвать также значительную экономию денег. Это обусловлено снижением показателей абсентеизма и презентеизма.

Абсентеизм — желание человека как можно чаще отсутствовать на работе. Уставая и выгорая, люди чаще берут отпуска и используют все доступные им больничные дни. Виной этому психосоматика или реальное ухудшение самочувствия.

Презентеизм — присутствие человека на работе, сопровождающиеся низкой продуктивностью и эффективностью труда. К примеру, человек приходит на работу, однако очень часто ходит за кофе, много общается с коллегами по нерабочим вопросам, выполняет задачи дольше обычного без веских на то причин.

Оба показателя напрямую зависят от усталости и уровня выгорания коллектива. И в подтверждение этому Deloitte в 2017 году проводила исследование метрики абсентеизма. После внедрения практик Mental Health этот показатель улучшился: люди стали медленнее уставать и реже уходить в отпуск. Но что примечательно, по подсчетам компании, благодаря этому они сэкономили около 7 миллиардов долларов. Презентеизм компания не измеряла, поскольку тут тяжело получить объективные данные: мало кто признается себе и другим, сколько часов он отлынивает от работы, а иногда это можно даже не замечать.

Из более глобальных исследований институт Гэллапа обнаружил, что люди, испытывающие выгорание:

  • на 63% чаще просят больничный,
  • на 23% чаще оказываются в больнице,
  • в 2,6 раза чаще активно ищут другую работу.

И каждый такой не вовлеченный в работу сотрудник в среднем стоит компании 34% от его годовой зарплаты.

Действуем

Разберем конкретные шаги, которые вы можете предпринять у себя в компании для решения самых распространенных проблем.

Не начинайте с верхушки айсберга, а именно с "плюшек". Бездумно вбрасывая активности, вы не получите эффективного результата. Начинать стоит с базы: ценностей компании, отлаженных процессов, профессионального менеджмента. Ведь если нет культуры обратной связи и честности, на вебинаре с психологом люди будут попросту бояться задавать волнующие их вопросы, чтобы этого не увидел руководитель.

Обсудим самые простые и не требующие финансового вовлечения компании методы избавиться от выгорания на работе:

  • минимизируем рутинные задачи или строим рабочий процесс так, чтобы была возможность менять вид деятельности в течение дня (к примеру: документы, брейншторминг, отчеты, креативная задача);
  • даем возможность работать в гибком графике;
  • создаем страницу на внутреннем портале, куда регулярно публикуем выступления психологов и мотивационных спикеров, полезную литературу и даже видеозанятия по медитации и йоге;
  • внедряем в компании No-meetings Day, чтобы каждый мог выбрать для себя день без встреч, сконцентрироваться на нужном задании, не пытаясь втиснуть его между встречами. В идеале — выбрать один фиксированный день по компании, чтобы проще было состыковать графики членов команды;
  • обучаем руководителей команд эмпатии и культуре обратной связи;
  • настоятельно предлагаем взять отпуск. А если у вас есть такая возможность и специалист действительно ценный для компании, то отправляем его в саббатикал;
  • поддерживаем качественный отдых своей команды. Не стоит поощрять переработки, если в этом нет крайней необходимости. Отдохнувший сотрудник завтра будет работать эффективнее, чем уставший сегодня. Это же касается и отпуска: продолжая писать по рабочим вопросам, вы не даете коллеге расслабиться, повышаете его тревожность, обязываете помочь и погрузиться в работу. Этого лучше избегать, если вопрос можно отложить или направить другому члену команды. Транслировать эту идею в компании помогает наличие всем доступных сигналов, что сотрудник уже закончил рабочий день, ушел в отпуск или на больничный. У нас, к примеру, с этой задачей справляются статусы в Slack. Главное, чтобы всем были видны эти статусы, а в компании была культура их уважать.

Также стоит помнить, что выгорание возможно не только из-за работы, а и по личным причинам, проблемам со здоровьем или общей усталости. Чтобы заметить это, HR-менеджеру стоит следить за эмоциональным и психологическим состоянием своих "подопечных", брать фидбэк руководителей о продуктивности и конфликтности их команды, общаться, предлагать помощь или поддержку тем, кто по визуальным признакам в ней может нуждаться. Выделяйте время на общение с командой и старайтесь выстраивать доверительные отношения.

Если эти шаги не помогают или их недостаточно для вашей команды, можно обратиться к более дорогостоящим вариантам.

Обеспечьте физическое благополучие

Предоставьте медицинскую страховку, массажные кресла в офисе, скидки на спортзалы или йогу или обустройте зону для спорта в офисе. Организовывайте участие в спортивных мероприятиях, стимулируйте здоровое питание в офисах, поставляя полезные снеки.

Можно также нанять корпоративного массажиста в офис, однако мы пока от этого варианта отказались, поскольку много кому может быть некомфортно проходить такую процедуру в офисе. А также в карантинное время необходимы дополнительные гигиенические условия, что будет забирать время у массажиста, и за день он не сможет охватить всех желающих.

Организуйте встречи с внешними специалистами

Организовывайте коллективные вебинары с психологами на различные тематики.

Вы также можете нанять корпоративного психолога. Однако будьте готовы, что к нему будет ходить до 15% команды в среднем. Ведь у тех, кто готов решать проблемы, часто уже есть личный специалист, с которым ведется работа. Также наличие психолога в офисе нарушает конфиденциальность и анонимность процесса, поскольку коллеги могут случайно услышать разговор, офисная атмосфера не способствует полному эмоциональному расслаблению. Если же психолог будет частью команды и ежедневно посещать офис, у коллег не будет гарантии в конфиденциальности, что их тайны не раскроют случайно за кофе, обсуждая новости.

В идеале рекомендуем сотрудничать с внешним агентством на их локации, а также заключить договор с несколькими психологами, чтобы у людей была возможность выбрать того, кто им ближе. Вы же как компания можете покрывать определенное количество визитов, а также если ваши финансы позволяют, организовать первую пробную встречу с каждым специалистом бесплатно, чтобы можно было понять, кто ближе.

Организуйте гибкую систему выходных

На рынке существует практика Self-care Day. Это регулярный (каждый квартал или полгода) выходной день, который человек может взять для заботы о себе. Это дополнительный оплачиваемый выходной, который можно взять в более краткие сроки, чем обычный отпуск. Этот день предназначен для медицинских "чекапов", посещения косметических салонов, тренировки по танцам, на которую хотелось попасть, хобби или мастер-классов. В общем, для всего, на что обычно неловко взять выходной, но что делает личную жизнь более полной, расслабляет и радует человека. Для компании это выгодно не только с точки зрения лояльности команды.

Мы же внедрили у себя схожую практику — Day-Off-ы. Их можно брать по одному по упрощенной схеме. В такие дни люди могут посвятить решению горящих вопросов или просто отдыху. Подобные практики избавляют от кейса, когда человек выходит с работы в обед на 15 минут, чтобы подписать документы, процесс задерживается, и голодный опаздывающий на работу человек в стрессе бежит в офис, выпадая из рабочего процесса. Часто пропущенные часы не отрабатываются. С другой стороны, лучше взять выходной и без стресса закрыть все важные для себя дела, а потом без отвлекающих факторов приступить к работе.

Напоследок добавлю, что, работая над корпоративной программой Mental Health, придется смириться, что спасти всех не удастся. Скорее всего, вы не получите 100% и даже 50% явки на ваши активности, потому что это не для всех. Многое зависит от желания, готовности и потребностей самого человека. Подобные программы — это лишь поддерживающий инструмент, а не универсальна таблетка. Зато создав экологичную среду и возможности для удовлетворения запроса, вы покажете свою заботу о команде и выстроите доверительные отношения, сглаживая любые острые углы.