Субъективная правда о предпринимательстве. Горько-сладкая

Какие стереотипы, заблуждения, клише и суждения о предпринимательстве существуют сегодня, и почему большинство из них не соответствуют действительности

Четыре года назад я стала предпринимателем. Обрела статус, о котором, как ни странно, никогда не мечтала и который не считала чем-то пленительным.

До этого двенадцать лет профессиональной деятельности были работой в найме. Временем динамичного, захватывающего, наполненного вызовами, ухабами и победами роста.

Когда момент выкупа бизнеса у его предыдущего собственника состоялся, многие отметили, что шаг был вполне логичным. Потому что на какой бы позиции в "Экономике" я ни была (а это три должности в период с 2006 по 2013 год), я всегда относилась к бизнесу, как к своему.

Но надо признать, что относиться "как к своему", когда дважды в месяц "на карточку гарантированно падает зарплата", есть страховка "сверху" и когда все риски только твои, — это кардинально разные вещи.

Занимаясь поддержкой малого и среднего бизнеса уже восемь лет (через проекты: школа предпринимательства GET, раздел "Предприниматель" на delo.ua, "В поисках Made in Ukraine", How2Do, "Бизнес воинов", "Бизнес на науке", "Бизнес вмЕСте", конкурс устойчивых решений в компаниях малого и среднего бизнеса СТАЛО, большой фестиваль для малого бизнеса GET Business Festival, менторский проект CEO4YOU и многие другие), в прошлом году мы как-то за обсуждением одного проекта начали вспоминать все стереотипы, которые существуют о предпринимательстве. Заблуждения, клише, суждения, которые мы слышали как от самих микро- и малых бизнесменов, так и от их коллег со стороны корпоративного бизнеса, власти и НГО.

Часть из них (около 10) команда ekonomika+ включила в программу GET Business Festival, который при генеральном спонсорстве Альфа-Банк Украина пройдет 14 ноября в НСК "Олимпийский". Чтобы лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Я же в своей колонке решила сопоставить свои четыре года в свободном плавании с предпринимательскими штампами, опыт и мнение по которым у меня сформировались.

Убеждение 1. МСБ — это круглосуточно и круглогодично

Скорее да, чем нет. Сейчас все люди, которые хотят расти, менять бизнес и экосистему вокруг своего бизнеса, работают не покладая рук и не соблюдая work-life-баланс. И корпоративный, и предпринимательский мир этим грешит.

Но второй — гораздо более серьезнее. Все менее ясно становится, где тот водораздел между работой и неработой. Связь отца или матери-основательницы бизнеса, или его первого лица со своим делом и его результатом формирует убеждение и поступки из серии "Не поработаешь — не заработаешь".

БОльшая ответственность чревата меньшей длиной отпусков и больше чем 40 часами рабочих недель (хотя все мы, конечно, знаем о том, что работать нужно не 8 часов в день, а головой).

Вовлеченность и ответственность все-таки у предпринимателей большая и со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому убеждению номер один я бы поставила "Да".

Убеждение 2. Партнерство в предпринимательстве всегда обман

В данной связи поделюсь историей, которая произошла со мной четыре года назад. Начиная свой путь как предприниматель, я отчего-то решила, что осилю этот путь, только если сразу же найду партнера. До того как стартовать, я пошла посоветоваться о том, как искать, как и где "соломки подстелить", к одному из бизнесменов, который не одно десятилетие ведет бизнес в партнерстве, с виду очень удачном.

Его ответ был однозначен: "Если есть хоть малейшая возможность двигаться без партнера, лучше самой. Партнерство — это постоянная дипломатия и поиск компромиссов. Это требует немало времени и сил. То есть замедляет".

Я не приняла его ответ на веру. И за последние годы раз сто проговорила этот аспект и в личных беседах, и в ходе интервью, и даже Business Wisdom Summit 2016 года посвятили теме партнерства в бизнесе.

И хотя долевого партнера в бизнесе ekonomika+ нет, но де-факто в моей плоской структуре топ-менеджмент компании — партнеры, мое мнение об убеждении номер два — "Не так однозначно".

Убеждение 3. Чтобы начать, нужна гора денег

Много историй, которые прошли через страницы delo.ua и womo.ua, начинались с большой идеи и малого количества сбережений. Искусство маленьких шагов работает, если они последовательны, постоянны и ведомые верой и энергией автора. В моем случае было без горы. И в тех идеях, которые населяют мою голову сегодня, есть разные сценарии под разные возможные суммы на развитие.

То есть здесь мое мнение таково: "Чтобы начать что-то свое грандиозное, стоит попрактиковаться на чуть менее грандиозном. А оно гору денег, как правило, не требует. Главное — начать".

Убеждение 4. No original: предпринимательство — это всегда копирование более крупного и более успешного дела

Очень (!) много примеров этого есть среди наших бизнесов. И немудрено: подражание — высшая форма лести. Отлично, если эта калька модифицирована и усилена. Но есть и прецеденты, когда Украина дает миру и продукты, и бизнес-модели. Такие примеры можно найти в разделе delо.ua How2Do.

Резюме по этому пункту: "Пока да, но исключения есть, и их количество растет".

Убеждение 5. Малый бизнес — это всегда "бизнес, основанный, скорее, на ошибках", чем "бизнес, основанный на образовании и опыте"

Здесь кратко: триггер к созданию Get Business Festival имеет прямую связь с этим убеждением.

P.S.

Были среди собранных нами суждений и "Развитие своего дела — это в основном талант и/или везение (то есть рождаются, а не становятся)", "Большинство стартапов основаны на деньги родителей/мужа/кума/брата/свата", "Все предприниматели — торгаши и спекулянты (наживаются на "простом люде")", "Кредит — это всегда грабеж", "Малый бизнес — это хобби или самозанятость, а не серьезное дело" или "МСБ не бизнес. Бизнес — это фабрики и заводы".

Не превращая эту колонку в бесконечную, хочу пригласить вас поделиться со мной самым нетривиальным или со знаком плюс и со знаком минус из клише о предпринимателях и предпринимательстве.

Авторам самых ярких формулировок — подарок: билет на большой фестиваль для малого бизнеса Get business festival.