- Дата публикации
Связанные одной сетью: как OKKO Group объединяет разные бизнесы
Примером такой отраслевой синергии является OKKO Group с его флагманом — сетью автозаправочных станций ОККО
Если раньше мы слышали ОККО и подразумевали "заправка", то теперь это забытое прошлое. Сегодня с этим брендом ассоциируется не только топливо, но и рестораны, услуги в сфере корпоративного питания. Также бизнесы группы успешно работают в сфере жилищного и коммерческого строительства, производят хлебобулочные изделия, есть и собственное производство автокосметики и бытовой химии, четыре года назад холдинг начал активно развивать аграрный бизнес.
Комплексное начало
Первая автозаправочная станция ОККО открылась в 1999 году в Стрые Львовской области. Годом позже во Львове был открыт первый автозаправочный комплекс компании, где можно было не только заправиться, но и помыть машину, отовариться в магазине и перекусить в кафе. Уже через два года сеть насчитывала 55 подобных АЗК.
В 2008-м их количество выросло до 250. Вскоре стали появляться рестораны быстрого обслуживания A la minute. Итальянская кухня представлена Pasta Mia, паназиатское направление появилось существенно позже, но это первый ресторан сети, который вышел за пределы заправки в городской формат. Сейчас Meiwei можно встретить в Киеве, в том числе в торговых центрах. Сеть росла не только количественно во всех регионах Украины, но и качественно. В 2012 году компания открывает свою первую станцию подзарядки электромобилей.
В 2014 году динамичное развитие ОККО вывело ее на 126-е место в рейтинге топ-500 компаний Центральной и Восточной Европы, который подготовила консалтинговая компания Deloitte. В 2019 году ОККО владела порядка 400 заправочными комплексами и управляла десятью нефтебазами. За это время в структуре компании появилась собственная газонаполнительная станция в Золочеве Львовской области, где можно одновременно хранить 2 тыс. куб. м сжиженного газа. Так ОККО стала первой крупной сетью АЗК в Украине, которая создала такую станцию с нуля. Новаторов не остановила ни технологическая сложность, ни длительный срок окупаемости проекта. Как отмечает первый вице-президент компании Василий Даныляк, оперируя собственной газонаполнительной станцией, сеть ОККО становится более независимой от ресурсных перепадов на рынке и способна своевременно и в полном объеме обеспечивать качественным проверенным LPG владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием и В2В-партнеров.
В том же году ОККО реализовала проект, который считает своей гордостью: смонтировала на фасаде 7-этажного здания центрального офиса во Львове крупнейшую в Западной Украине фасадную солнечную электростанцию, годовое количество производимой энергии которой 200 тыс. КВт/ч. Годом ранее компания получила лицензию на поставку электроэнергии, а за два года до этого — импортного природного газа.
Сегодня комплексы ОККО оснащены целым спектром сервисов, без которых сложно представить эту заправку. Это и терминалы для оплаты услуг, установленные вместе с партнером компании EasyPay, и совместная с Meest Express сеть почтоматов и мини-отделений, и сервис OKKO Pay (бесконтактная оплата заправки и порядка 100 товаров в магазинах и кафе). В этом году компания совместно с сервисом Glovo запустила доставку продуктов с АЗК.
Новый поворот
Несмотря на традиционную отрасль, с которой началась компания, она гибко реагировала на тренды и в других отраслях. Даже если они не были связаны с топливным бизнесом, в ОККО сумели их гармонично объединить.
Одним из таких непрофильных направлений стал аграрный бизнес. Сельскохозяйственное направление в холдинге развивает "ОККО Агротрейд". Оператор поставляет фермерам топливо, минеральные удобрения и природный газ, а взамен получает сельхозпродукцию, в том числе и масличные культуры, которые перерабатываются на отечественных предприятиях и продаются за рубеж. Как отмечают в группе, все большее значение приобретает и поставка минеральных удобрений: направление прирастает на 40-50% в год.
"В 2019 году мы профинансировали аграриев по форвардной программе чуть более чем на 1 млрд грн. Сколько будет в этом, посмотрим, но показатели прошлого года мы уже перевыполнили. Общая стоимость обработанных компанией заявок от аграриев за все время работы форвардной программы — более 10,1 млрд грн", — отмечает вице-президент ОККО Юрий Кучабский.
Под аграрное направление группа перепрофилировала две свои нефтебазы для хранения сыпучих удобрений и открыла новый склад в Винницкой области для жидких типа КАС. Кроме того, для перевозки удобрений инвестировала 100 млн грн в собственный автопарк. Подчеркивает значение агробизнеса для ОККО и тот факт, что в этом году компания открыла кредитные линии у своих давних финансовых партнеров — IFC и ЕБРР. Часть средств пойдет как раз для развития агросектора: в холдинге планируют расширять программы закупок минеральных удобрений под обеспечение форвардных программ, продолжать развивать сеть хранилищ и автопарк.
Дело с душой
Социальные проекты — один из признаков устойчивого бизнеса. В ОККО это стало стандартом корпоративной жизни. Так, в 2014 году был запущен проект "Умоляю, живи! Безопасность на дороге", цель которого — повышение уровня безопасности и снижение смертности на дорогах. Компания работает с самыми чувствительными темами: отказ применять ремень безопасности, детские автокресла; использование гаджетов за рулем; необходимость ношения светоотражающих элементов в темное время суток.
Принципам социальной ответственности ОККО осталась верна и в период коронавирусной эпидемии. Компания запустила несколько проектов, направленных на поддержку отечественной медицины. Еще в марте откликнулась на инициативу Минздрава и профинансировала более 50 тыс. поездок медиков через сервисы Uber, Bolt, Uklon и Opti, закупила восемь аппаратов искусственной вентиляции легких для больниц Львова и области, предоставила топливо для скорых во Львове, а также закупила средства защиты для львовских и киевских медиков. Речь идет о миллионах гривен, и эта цифра постоянно растет.
И все это на фоне уменьшения потребительского спроса и падения продаж, которые ударили по ОККО: только за первый месяц карантина реализация в топливном сегменте упала более чем на треть.
Новая реальность
Кризис — это стресс-тест на живучесть бизнеса. Основатель группы Виталий Антонов называет карантин мощным катализатором: многие решения пришлось принимать в режиме цейтнота и внедрять буквально в течение считанных недель или даже дней.
"Особенность нашего бизнеса в том, что более 70% персонала — это сотрудники АЗК, нефтебаз, лабораторий, которые не могут работать на удаленке. Это те, кто работает на передовой. И наша задача — обеспечить им и нашим гостям максимальный уровень защиты. Каких-либо изменений в структуре не произошло, за исключением сотрудников ресторанов A La minute и Pasta mia, которые оказались на вынужденном карантине. Офисные сотрудники работают удаленно с начала карантина", — отмечает Антонов.
С началом пандемии ОККО пересмотрела свою бизнес-стратегию. Были свернуты все новые инвестпроекты. Финансирование продолжилось только для тех, которые были начаты до карантина или являются критически важными для бизнесов. В компании стараются реагировать на новую реальность с максимальной оперативностью, тем более что условия такой устойчивости были заложены уже давно.