НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Свои люди: почему промышленные холдинги отказываются от сторонних услуг

Украинские промышленные холдинги несколько лет назад пережили волну вывода некоторых функций на аутсорсинг. Сейчас пришла очередь инсорсинга. Мы разбирались, что это такое и какие выгоды этот процесс дает крупным компаниям

В последние полтора-два года в Украине активизировалась работа по созданию автономных структурных единиц, занимающихся инсорсингом услуг, оказываемых промышленным активам той или иной бизнес-группы. В отличие от аутсорсинга, в этом случае сохраняется не только контроль за выполнением работ, но и ведутся они силами штатных работников, пишет "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины".

"Основной целью инсорсинга является попытка экономии расходов и повышение управляемости процессами. Инсорсинг могут использовать компании, которые представлены большим количеством филиалов, подразделений, дочерних компаний на территории Украины и за ее пределами", — рассказывает Елена Левшун, партнер консалтинговой компании EBS, руководитель практики аутсорсинга бухгалтерского учета и финансового менеджмента. В Украине подобная схема внедрена или внедряется в металлургии, добывающей и трубной промышленности, энергетике и машиностроении. Создаваемые для инсорсинга юридические лица имеют достаточно большие масштабы бизнеса среди предприятий сферы услуг, однако небольшие размеры по сравнению с материнскими структурами.

В энергетическом холдинге ДТЭК говорят, что процесс вывода непрофильных функций стартовал в 2011 году. "Мы провели бенчмарк, изучили рынок, оценили риски и приняли решение о целесообразности применения модели ин/аутсорсинга. Для тех сервисов, где не видим развитого рынка, или в случае, если сервис критично влияет на основную деятельность, применяем инсорсинг (ДТЭК Сервис). Во всех остальных случаях — аутсорсинг (например, клининг)", — рассказали "ТОП-100" в пресс-службе "ДТЭК Энерго". Большинство украинских компаний изучали иностранный опыт и советовались с экспертами в этой сфере. Однако в трубно-колесной компании "Интерпайп" при внедрении подобной практики обошлись без сторонней помощи. "Консультантов мы в этом проекте не привлекали, в том числе потому, что экономическая ситуация требовала принятия быстрых решений. Но ранее мы с ними сотрудничали в процессах по улучшению операционной эффективности. Поэтому взяли старые рекомендации и на их основе с учетом нашего видения создали модель, которую внедряем", — говорит директор по персоналу "Интерпайп" Руслан Звоненко, уточнив, что в компании проводится не централизация функций, а инсорсинг.

Действительно, "Интерпайп" — единственная из опрошенных бизнес-групп, где функции с предприятий передали управляющей компании. Такое решение позволило сократить расходы и ускорить процесс — перевод сотрудников с заводов в "Интерпайп" занял полгода. А вот в субхолдингах компании СКМ созданы отдельные юридические лица: ООО "ДТЭК Сервис", ООО "Метинвест Бизнес Сервис", ООО "Корум Сорс" (Corum Source).

В ДТЭК создали отдельное юрлицо, так как управляющая компания наравне с производственными предприятиями должна фокусироваться на поставленных перед ней ключевых задачах. В Corum Source отмечают, что в штате отдельной компании группа смогла собрать высококвалифицированных специалистов, поэтому совместно с бизнесом выстраивается эффективный прозрачный процесс и достигается того уровня качества, который требует внутренний заказчик. "Сотрудники же, участвуя в построении процессов, не воспринимают внедряемые изменения враждебно", — объясняет выбор инсорсинга директор Corum Source Светлана Сурова.

Как правило, инсорсинг охватывает кадровую, бухгалтерскую, финансовую юридическую службы и IT. В Украине есть консалтинговые компании, которые оказывают подобные услуги на условиях аутсорсинга. Однако их привлечение не всегда целесообразно, так как в крупных холдингах имеется достаточная внутренняя экспертиза и профессиональные кадры. Также респонденты отмечают риск утраты информации. Немаловажно и то, что услуги сторонних компаний с аналогичным опытом работы стоят дороже.

Одна из основных причин, по которой крупные промышленные холдинги идут на подобную трансформацию бизнеса, — оптимизация численности персонала. Так, на предприятиях "Интерпайп" в 2015 году количество сотрудников сократилось почти на 3000 человек. Существенную роль сыграл инсорсинг, однако в компании не раскрывают точные цифры сокращения, связанные именно с трансформацией оргструктуры.

"Количество персонала сократилось от 15% до 25% по функции", — говорит Звоненко. В Corum Group добились похожих результатов: с начала проекта по переходу неключевых функций на инсорсинг оптимизация численности персонала в среднем составила 18%. В ДТЭК вообще отрицают, что основной целью выделения непрофильных функций в инсорсинг и аутсорсинг была оптимизация численности. Энергетики говорят об улучшении качества оказываемых услуг, стандартизации и автоматизации процессов. При этом "ДТЭК Сервис" не только самостоятельно оказывает услуги для компании, но и контролирует работу внешних операторов по аутсорсинговым контрактам всех предприятий холдинга.

Руслан Звоненко среди позитивных последствий централизации выделяет ускорение принятия решений и то, что внутри компании удалось найти много талантливых людей, которые ранее работали на предприятиях, но их потенциал не был раскрыт.

Сокращение затрат при инсорсинге, как правило, достигается не только за счет кадровых решений. "Важно добавить, что более эффективно можно построить инсорсинг, концентрируя персонал в более дешевых с точки зрения стоимости труда регионах", — говорит Левшун. В таких городах можно сэкономить на аренде и других затратах. Однако из опрошенных "ТОП-100" компаний такой формат реализован лишь в "Метинвесте". Основной офис "Метинвест Бизнес Сервис" сейчас находится в Кривом Роге. В перспективе будет создан филиал в Мариуполе.

В "Интерпайп" говорят, что готовы внедрять централизованную операционную функцию: некоторые процессы в контроле качества, цепочке поставок, инвестиционной деятельности и т.д. "Это, наверное, самый сложный шаг, поскольку операционный блок занимает 90-95% численности компании", — рассказывает Руслан Звоненко.

Не стоит забывать, что компании, оказывающие услуги родственным предприятиям, в ряде случаев могут продавать свои услуги рынку. "К примеру, в 2015 году Corum Source продал услуг, связанных с лабораторными испытаниями, на сумму 560 тыс. грн. В текущем году компания планирует развивать это направление", — резюмирует Светлана Сурова.