НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Те, которых нет: Как увеличить продажи электрокаров в Украине

В парламенте уже не первый месяц лежат несколько законопроектов, авторы которых предлагают ввести льготы на импорт электромобилей — освободить их на пять лет от уплаты таможенных пошлин, акциза и НДС. Однако дело все никак не сдвинется с мертвой точки. Более того, некоторые депутаты во всеуслышание заявляют о том, что, дескать, электромобилей в Украине нет, они никому не интересны, а следовательно, и вводить для них льготы — дело пустое. В Delo.UA разбирались, какова ситуация на самом деле
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В настоящее время мировые продажи электромобилей невелики: в 2014 году в топ-10 стран с наибольшей популярностью электромобилей (США, Япония, Китай, Нидерланды, Франция, Норвегия, Германия, Великобритания, Канада и Швеция) их совокупно было продано чуть больше 700 тыс. Капля в море: только на крупнейшем в мире американском рынке в год продается свыше 15 млн автомобилей. Однако динамика роста красноречива: в США в прошлом году продажи электрокаров увеличились на 68,7% (со 172 до 291 тыс. штук), в Японии — на 46% (с 74 до 108 тыс. штук), в Китае — и вовсе на 115,6% (с 38 до 83 тыс. штук).

Еще более впечатляет популярность электромобилей в Нидерландах и Норвегии: в 2014 году в этих маленьких европейских странах их было продано соответственно 45 и 43 тыс. единиц (увеличение продаж к предыдущему году на 57 и 113% соответственно). У этого феномена простое объяснение. Тамошние правительства всячески способствуют продвижению электромобилей: ни тебе пошлин при покупке, ни платы за парковку на муниципальных стоянках. Более того, государство еще и субсидирует покупку таких машин, возмещая часть их стоимости (5-7 тыс. евро). Вот почему даже на фоне нынешнего снижения мировых цен на нефть продажи электромобилей в этих странах не падают, а наоборот, растут: в 2014 году в Норвегии доля электромобилей составляет 13,8%, а по итогам первых двух месяцев 2015 года — 21%.

Украина на этом фоне явно отстает. В 2014 году было импортировано меньше 500 электромобилей, причем почти все они ввезены частными компаниями или отдельными энтузиастами. Причина проста — ведь вкупе с немалой ценой, которая на 20-40% выше, чем у обычного автомобиля аналогичного класса, никакие льготы и компенсации покупателям электрокаров в Украине не предусмотрены. И это одна из причин, почему на нашем рынке официально не представлены электромобили, выпускаемые под марками Mitsubishi, Renault, Nissan, Tesla и др.

Популяризацией электромобилей в Украине занимаются в основном небольшие частные компании. Например, проект shooter.ua, одной из недавних инициатив которого стал запуск электротакси во Львове. Кроме того, несколько фирм организовали поставки и обслуживание электрокаров Renault и Tesla. Еще одна фирма из Киева уже не первый год пытается продвигать на нашем рынке простенькие электрокары Bio из Гонконга.

Есть адепты электротранспорта и среди официальных импортеров. Самый заметный из них — компания "Нико Украина", которая поставляет на наш рынок автомобили Mitsubishi. Несколько лет назад она пыталась начать продажи электрохэтчбека Mitsubishi i-MiEV, но дело ограничилось поставкой десятка машин в корпоративные парки двух крупных украинских компаний. Теперь "Нико Украина" планирует начать поставки гибридного кроссовера Mitsubishi Outlander, который благодаря запасу хода и вместимости имеет куда большие шансы снискать популярность украинцев.

Однако в "Нико Украина" не скрывают, что основной сдерживающий фактор — отсутствие благоприятной законодательной основы и связанная с этим позиция компании Mitsubishi Motors: японцы не видят смысла в регулярных поставках своих электрокаров в страну, в которой электромобили не интересны государству и отсутствует необходимая инфраструктура (зарядные станции).

Что до инфраструктуры, то прошлый год стал переломным. Если еще в начале 2014 года количество зарядных станций для электрокаров в Украине можно было пересчитать по пальцам одной руки, то теперь счет идет на десятки. Наиболее масштабным стал совместный проект владельцев сети заправок ОККО и Tesla Club Ukraine: на расположенных в Киеве и трассе Киев-Одесса заправках ОККО появились 34 зарядных терминала для электромобилей. В нынешнем году партнеры рассчитывают открыть еще несколько электрозаправок. Кроме того, и сама компания Tesla рассматривает Украину как дальнейший плацдарм для продвижения своих машин: в следующем году она планирует запустить у нас две станции быстрой зарядки.

Поэтому пора и депутатам заметить растущий интерес к электромобилям. Конечно, при нынешнем состоянии отечественной экономики на субсидии рассчитывать не приходится, но что мешает превратить лежащие в парламенте законопроекты в законы и тем самым хотя бы на ближайшие 5 лет снизить, а то и вовсе отменить налоги и пошлины на ввоз электромобилей? Ведь только это, по оценке руководителя проекта shooter.ua Константина Евтушенко, позволило бы существенно снизить цены на такие машины. "Суммарная доля ввозной пошлины, акциза и НДС в цене электромобиля нынче доходит до 40%", — уверяет он.

Надо полагать, в правительстве опасаются уменьшения поступлений в бюджет, ведь счет пойдет уже не на десятки, а на сотни ежегодно проданных машин.

К счастью, не все депутаты игнорируют назревшую необходимость изменений "электромобильного" законодательства. Так, по словам руководителя ВААИД (Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров) Олега Назаренко, в Министерстве финансов пришли к мнению, что бюджет не пострадает от отмены ввозных и иных налогов на электромобили, а это позволяет рассчитывать, что в ближайшие месяцы соответствующие законопроекты таки окажутся на рассмотрении депутатов.