НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Темная лошадка: как фармацевтической отрасли Украины удалось стать драйвером экономики

Фармацевтическая отрасль в последние три года демонстрирует колоссальный рост. В 2015 году продажи лекарств, произведенных в Украине, достигли 767 млн упаковок. Отметим, что всего за год на внутреннем рынке было реализовано около 1 млрд упаковок. Такая популярность препаратов, произведенных "в родных стенах", объясняется хорошим качеством и невысокой ценой продукции. Немаловажно, что развитая промышленная инфраструктура позволила производителям удовлетворить высокий спрос украинцев на лекарства

Украина всегда могла похвастать не только своей тяжелой и аграрной промышленностью, но и фармацевтической отраслью. Так, на конец 2015 года работало 620 украинских фармацевтических производителей, которые занимались выпуском препаратов made in Ukraine. А по словам самих игроков рынка, внутреннее производство может обеспечивать до 80% потребности Украины в лекарствах.

Так почему при таком развитом промышленном комплексе о фармацевтической отрасли как о драйвере экономики заговорили лишь недавно? Все дело в том, что в стабильной экономической ситуации большая часть потребителей при выборе лекарств обращали внимание исключительно на импортные, так как считали их более качественными.

Начиная с 2013 года, в условиях девальвации нацвалюты львиная часть импорта для населения стала недоступна. Немаловажную роль в поддержке местного фармпроизводства сыграло введение 7% НДС при импорте лекарств. Цены на зарубежные препараты, по данным Proxima Research, взлетели в среднем до 107 грн за упаковку (данные за 2015 год). Покупатель начал смотреть в сторону украинских лекарств, средняя стоимость которых в этом году составляла 22,7 грн за упаковку. К тому же ведущие фармпроизводители в 2000-х годах перешли на европейские стандарты производства лекарств. Такой шаг позволил препаратам не только подняться в глазах украинского потребителя, но и котироваться на мировых рынках.

Все эти факторы привели к тому, что уже к концу 2015 года продажи украинских лекарств как в натуральном выражении, так и в деньгах достигли своего максимума. Украинские производители продали 767 млн упаковок лекарств, что составляло 76,7% от продажи всех лекарств на внутреннем рынке. В гривневом выражении доля продаж украинских фармпроизводителей выросла до 40,9% — 17,4 млрд грн. Доля продаж украинских лекарств продолжила расти и в 2016 году.

Кроме продаж на внутреннем рынке, украинские производители экспортируют свою продукцию. Только за первое полугодие 2016 года на экспорт было отправлено почти 5 тыс. тонн лекарств отечественного производства (данные Госстата). При этом фармпроизводители завели в Украину $81,4 млн валютной выручки. Основными покупателями украинских лекарств остаются страны СНГ. В последнее время новыми покупателями для Украины становятся страны Евросоюза.

[graph_920]

Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации "Артериум"

Какие основные этапы развития фармацевтического рынка вы можете выделить?

Первый этап — это стремительный выход на украинский рынок огромного количества иностранных лекарств, осознание отечественными производителями сложившейся конкуренции и полная перестройка всех их внутренних механизмов в этих условиях. В этом периоде украинская фармпромышленность провела техническую модернизацию, научилась современным методам разработки и продвижения лекарственных средств.

Второй этап — при неизменном импортозамещении генерических продуктов украинские производители берут курс на закрепление на традиционных рынках СНГ. Наша стратегия в данном направлении — развитие сложившегося доверия потребителей этих стран к высокому качеству наших лекарственных средств. Также происходит капитализация на этих рынках достижений наших ведущих брендов в Украине. Некоторые продукты "Артериум" на экспорт продаются в больших количествах, чем в Украине.

Третий этап только начинается. Наши предприятия понимают, что выживание в условиях глобальной конкуренции обеспечивается более широким географическим присутствием. Только так можно сгенерировать достаточно ресурсов для построения инновационной модели развития. Осваиваются рынки Юго-Восточной Азии, Европы и Латинской Америки.

Обозначьте момент, в который фармацевтика стала экономически успешной отраслью.

Фармацевтика всегда была успешной отраслью. При этом необходимо отметить, что конкуренция заставляет направлять всю прибыль в разработку новых продуктов, производство, повышение качества процессов и продуктов. Ведь требования к этим вопросам у нас в стране не уступают ни европейским, ни мировым.

Как вы считаете, на сегодняшний день на какой стадии развития находится отечественная фармацевтика, если сравнивать с мировым рынком?

В Украине уже внедрены и соблюдаются европейские требования к производству и качеству лекарственных средств.

С какими сложностями столкнулся рынок сегодня ?

В первую очередь это квалифицированные кадры. Практически весь процесс обучения персонала компании проводят сами.

Кроме того, определенные трудности существуют из-за отсутствия в Украине развитого финансового рынка. Есть сложности в привлечении средств на долгосрочные проекты развития.

По какому пути должен развиваться рынок в ближайшие 5 лет, чтобы продолжить свой рост?

Сейчас мы наблюдаем органический рост, и он будет продолжаться. Наверняка необходимо скорейшее внедрение известных и работающих во всем цивилизованном мире механизмов страхового и/или государственного возмещения стоимости лекарственных средств конечному потребителю. Это, в комплексе с систематическим внедрением всеми без исключения, операторами рынка стандартов качества производства, промоции и реализации лекарств, должно обеспечить рост до уровня развитых стран. Следует помнить и о развитии медицинских стандартов в стране, поскольку фармацевтическая индустрия следует за потребностями медицины.

Дмитрий Федорук, партнер Редклифф Партнерз

Какие типы транзакций с участием компаний сектора происходят чаще всего?

Глобальный фармрынок известен в первую очередь крупнейшими в мире M&A-сделками. Совсем недавно, например, стало известно о выкупе части бизнеса американского гиганта Allergan Inc., представленной в Украине израильской компанией Teva Pharmaceutical Industries Ltd. Несколько ранее американская Abbott купила российского игрока "Верофарм" с бизнес-интересами в Украине за более чем полмиллиарда долларов США.

В украинском сегменте рынка знаковые транзакции происходят относительно нечасто. В течение последних двух лет были успешно закрыты лишь две примечательные сделки. Так, в октябре 2015 года на национальный рынок, выкупив местное предприятие "Фарма Старт", пришел швейцарский производитель Acino Pharma AG. За несколько месяцев до этого фармкомпания "Дарница" приобрела 30 процентов акций Борщаговского химико-фармацевтического завода.

Таким образом, юридическая работа на фармрынке Украины — это в основном сопровождение текущей деятельности клиента, и лишь достаточно редко — реализация проектов роста бизнеса. Несмотря на это, в последние пять лет украинский рынок медикаментов показывает стабильный рост.

Как вы оцениваете нормативно-правовое регулирование отрасли? С какими вопросами компании отрасли приходят к юридическим фирмам?

Ключевыми для клиента в фармакологической отрасли являются вопросы регистрации медикаментов, получения лицензий на их производство и реализацию, соблюдения требований к рекламе товара. Повышенный спрос также на консультации по вопросам антимонопольного права, так как фармацевтические компании не единожды подвергались штрафным санкциям со стороны АМКУ. Совершенно недавно швейцарская Alcon Pharmaceuticals Ltd была оштрафована за манипулирование ценами в договорах с дистрибьюторами.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что в последнее время деятельность украинских фармкомпаний подвергается все большему влиянию права Европейского Союза. Статья 474 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС обязывает нашу страну постепенно имплементировать определенные нормы acquis communautaire в украинское право.

Соответственно, многие регуляторные акты последнего времени, в частности акты Министерства здравоохранения, напрямую основаны на соответствующих директивах ЕС. Для правильной интерпретации и применения таких актов важно наличие практического опыта работы с законодательством ЕС непосредственно в государствах-членах ЕС.

Существуют ли регуляторные стимулы в отрасли?

Предметный разговор о регуляторных стимулах относительно фармакологической индустрии — это скорее разговор о попытках регулятора или же самого рынка исправить существующие проблемы. Тем не менее, постепенное внедрение общеевропейских правил формирует в целом положительную тенденцию. Нормы Соглашения об ассоциации Украина — ЕС также дополнительно гарантируют соблюдение Украиной международных правил защиты интеллектуальной собственности, изложенных, в частности, в Соглашении ТРИПС. Наконец, развитию фармакологического рынка ощутимо способствуют успешная реформа механизма государственных закупок и ратификация Украиной Соглашения ВТО о государственных закупках.

Каковы основные регуляторные барьеры в отрасли?

На мой взгляд, первоочередного решения требуют две проблемы фармакологической отрасли. Во-первых, это непрозрачные в применении правила ценообразования. Одним из последствий является неоправданно высокая цена на импортные медикаменты. Доля импорта на украинском рынке медпрепаратов не превышает 30%, при этом в денежном выражении на продажи импортных лекарств приходится больше половины годового оборота рынка. Во-вторых, это коррупция в разрешительной и лицензионной сферах.

Наиболее серьезные правовые риски для компаний отрасли — это…

…нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение требований к рекламе продукции, коррупционные факторы в бизнесе, нарушение технических стандартов безопасности и качества лекарств и медицинских изделий, неправомерное использование интеллектуальной собственности.