НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

45,25

45,00

Топ-10 инвестиций в портовую отрасль Украины

Топ-10 инвестиций в портовую отрасль Украины
Морские порты привлекут в экономику Украины почти миллиард долларов в ближайшие годы. Delo.ua составило рейтинг крупнейших инвестиционных проектов
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Без малого миллиард долларов — $926,65 млн — именно столько портовая отрасль Украины привлечет в ближайшие несколько лет. Львиная доля этой суммы — проекты государственно-частного партнерства, для которых порты, АМПУ и Министерство инфраструктуры еще должны найти инвесторов.

Морпорты уже стали "буксиром" украинской экономики. Через них на мировой рынок отгружается сельхозпродукция, ставшая основной статьей украинского экспорта. Зерно уже занимает 30% в структуре перевалки, и его доля будет расти. В зерновые терминалы вкладывают отечественные аграрии и стивидоры, мировые аграрные гиганты и перевозчики.

В 2018 году морские порты нарастили обработку грузов почти на 3 млн тонн по сравнению с предыдущим годом. Лидерство удерживает МТП "Южный", за второе и третье место борются Николаевский и Одесский морпорты.

 

10 место $22,7 млн Инвестор: CMA CGM  Объект инвестиций: Одесский морской порт

В декабре 2018 года французская CMA CGM, ООО "Бруклин-Киев Порт", Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ГП "Одесский морской торговый порт" подписали меморандум о сотрудничестве. Компаний CMA CGM — третья на глобальном рынке контейнерных перевозок, ее флот насчитывает около 500 судов. Французские партнеры готовы вложить около 20 млн евро в реконструкцию причалов Хлебной гавани Одесского морпорта с целью увеличения объемов грузоперевалки. Компания "Бруклин-Киев Порт" работает на рынке с 2006 г. — оператор контейнерного терминала в Хлебной гавани, а CMA CGM — один из учредителей "Бруклина". В целом же французские перевозчики работают в портах 160 стран мира.     

9 место $27 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов)  Объект инвестиций: Бердянский морской порт

В конце октября 2018-го был презентован новый план развития Бердянского МП на ближайшие двадцать лет. В будущие инвестиционные проекты планируется инвестировать как государственные, так и частные средства. Предполагается, что до 2038 г. порт реконструирует четыре причала и "прирастет" еще двумя. В документе заявлен проект реконструкции зернового терминала ЧАО "Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования" на $22 млн (чуть больше $2 млн уже проинвестировано). Также ожидаются вложения (около $5,5 млн) в зерновой терминал компании "Новая Хортица". Уже существующие мощности этого объекта реконструируют и достроят новые.

8 место $30 млн Инвестор: ООО "Компания Евровнешторг"  Объект инвестиций: зерновой терминал в порту "Ольвия" 

В течение всего 2018 года "Компания Евровнешторг" строила зерновой терминал в морском порту "Ольвия" (г. Николаев) совместно с инвестиционной группой BT Invest. Ее владельцы — Раймондсс Туменас и Игорь Беззуб — бывшие акционеры "Сандоры". Среди известных проектов BT Invest также сеть супермаркетов Novus, киевский ТРЦ Retroville и другие. Первую партию зерна перевалили через терминал "Евровнешторг" в конце прошлого года — груз был отправлен в Ливан. К концу этого года в компании хотят перевалить 1 млн тонн зерновых. После завершения всех очередей строительства годовой объем перевалки возрастет до 4 млн тонн. Общие инвестиции в проект составят около $30 млн.  24 января 2019 г. новый терминал уже внесли в Реестр морских портов Украины.

7 место $30 млн Инвестор: COFCO  Объект инвестиций: Николаевский морской порт

В ноябре 2018 года Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции, провел ряд рабочих встреч в Пекине, КНР. После стало известно, что китайская государственная корпорация COFCO готова продолжить финансирование своих инфраструктурных проектов в Николаевском морском порту. Объемы ежегодной перевалки всех портовых терминалов корпорации оцениваются в 55 млн тонн (для сравнения — в 2018 году 13 морпортов Украины перевалили 40,3 млн тонн зерновых). При этом представители COFCO включили "Николаев" в свой стратегический проект "Один пояс — один путь", называя этот порт одной из важнейших точек перевалки с/х грузов в Восточной Европе. В частности, китайские партнеры планируют инвестировать в причал "Николаева" $30 млн. Напомним, что в Николаевском МП уже три года работает зерновой терминал COFCO Agri (мощность перевалки 2,5 млн тонн в год, $75 млн инвестиций).

6 место $34,2 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов) Объект инвестиций: Мариупольский морской торговый порт

Летом 2018-го ГП "Мариупольский МТП" представил проект строительства комплекса по перевалке зерновых. Директор предприятия Александр Олейник заявил, что инвестирует в проект примерно $19,3 млн (около 500 млн грн). Уже на тот момент ГП устанавливало 10 силосов по 5,7 тыс. тонн, монтировало суднопогрузочную машину мощностью 1 тыс. тонн в час, обеспечивало возможность автомобильной и ж/д разгрузки. Это первая очередь проекта. На вторую очередь, вложения в которую Олейник оценил в $14,9 млн (387 млн грн), государство ищет частного инвестора. Это все та же инфраструктура для железнодорожной разгрузки, дополнительные силосы, суднопогрузочные машины, а также зерносушилка и причальная конвейерная галерея. После завершения проекта мощность комплекса составит 2 млн тонн в год.

5 место $52 млн Инвестор: ТИС Объект инвестиций: ТИС-Контейнерный терминал

Около $52 млн было инвестировано на протяжении двух лет в развитие контейнерного терминала ТИС (порт "Южный", Одесская область). На контейнерном терминале запущено четыре регулярных контейнерных поезда (в Киев, Тернополь, Харьков и Днепр). Приобретены краны-перегружатели, достраивают ж/д станцию "Химическая" и развивают железнодорожную инфраструктуру. Сегодня это самый глубоководный контейнерный терминал в Украине.

4 место $66 млн Инвестор: компания "Кернел" Объект инвестиций: экспортный терминал в Черноморском морском порту

Агрохолдинг "Кернел" построит экспортный терминал в Черноморском МП стоимостью $66 млн. В строительство будут инвестированы как собственные ресурсы компании, так и заемные средства европейских финансовых организаций. В декабре минувшего года агрохолдинг привлек $250 млн от Европейского инвестиционного банка. Средства будут инвестированы в различные инфраструктурные проекты "Кернела", включая "Черноморск". В целом до 2022 г. компания потратит на развитие своего бизнеса около $540 млн. "Кернел" обеспечивает 8% мирового производства подсолнечного масла и экспортирует его в 60 стран мира. Акции "Кернела" котируются на Варшавской бирже с 2007 г.,  а крупнейшим пакетом акций — 39,93% — владеет Андрей Веревский.

3 место $150 млн Инвестор: ООО "М.В. Карго" и продовольственная корпорация Cargill Объект инвестиций: Зерновой терминал MV Cargo в МП "Южный"

В конце прошлого года украинская компания MV Cargo получила от Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) финальный транш на реализацию крупнейшего инвестиционного проекта в портовой отрасли Украины. Речь идет о зерновом терминале MV Cargo в морпорту "Южный". Его мощность достигнет 5 млн т/год. Терминал сможет хранить — 290 тыс. тонн зерна одновременно. Зерновой терминал MV Cargo — совместный проект украинской компании MV Cargo (владельцы — Андрей Ставницер и Егор Гребенников) и мировой продовольственной корпорации Cargill. Также они строят новый причал для приема судов класса Post-Panamax. Стоимость проекта — $150 млн. Примерно половину этой суммы ($74 млн) — в течение нескольких лет предоставили IFC и ЕБРР.

2 место $193,5 млн Инвестор: АМПУ Объект инвестиций: МП "Южный"

В начале февраля 2018-го ГП "Администрация морских портов Украины" презентовала пятилетний план развития крупнейшего украинского морпорта "Южный". Из него следует, что АМПУ готово инвестировать в портовую железнодорожную инфраструктуру. В частности, речь идет о строительстве новой станции "Западный берег". Она будет иметь 11 путей приемо-отправочного и 11 путей сортировочного парка и располагаться между станциями "Промышленная" и "24 км". Также планируется вкладывать средства в строительство станционных путей (69,5 км), железнодорожных путей (62,5 км), эстакаду и уже построенные станции "Химическая", "Береговая" и "Черноморская". Общая сумма инвестиций АМПУ в эти инфраструктурные проекты составит $193,5 млн.

1 место $672,7 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов) Объект инвестиций: МП "Ольвия" и Херсонский морской порт

В декабре 2018 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, представители ЕБРР и Международная финансовая корпорации презентовали проекты передачи в концессию МП "Ольвия" и Херсонского морского порта. Проект концессии "Ольвии" рассчитан на 35 лет и 17,3 млрд грн вложений. Реализация проекта в Херсонском МП рассчитана на 30 лет и "потянет" на 1,4 млрд грн. То есть по двум концессионным проектам суммарно необходимо около $672 млн инвестиций. Ожидается, что благодаря этим средствам к 2030 г. перевалка в "Ольвии" и "Херсоне" вырастет на 130%. Среди потенциальных инвесторов — Louis Dreyfus Company, POSCO, COFCO, Bunge, Nectar Group, CEYGROUP, "Нибулон" и другие компании. Проект Закона Украины "Про концессии" (№8125 от 15.03.2018), который даст правовые основания передаче украинских портов частным инвесторам, на момент публикации принят в первом чтении.