НБУ курс:

USD

41,93

+0,02

EUR

43,58

--0,38

Наличный курс:

USD

42,07

42,05

EUR

44,10

43,90

Топ-10 инвестиций в портовую отрасль Украины

Топ-10 инвестиций в портовую отрасль Украины
Морские порты привлекут в экономику Украины почти миллиард долларов в ближайшие годы. Delo.ua составило рейтинг крупнейших инвестиционных проектов

Без малого миллиард долларов — $926,65 млн — именно столько портовая отрасль Украины привлечет в ближайшие несколько лет. Львиная доля этой суммы — проекты государственно-частного партнерства, для которых порты, АМПУ и Министерство инфраструктуры еще должны найти инвесторов.

Морпорты уже стали "буксиром" украинской экономики. Через них на мировой рынок отгружается сельхозпродукция, ставшая основной статьей украинского экспорта. Зерно уже занимает 30% в структуре перевалки, и его доля будет расти. В зерновые терминалы вкладывают отечественные аграрии и стивидоры, мировые аграрные гиганты и перевозчики.

В 2018 году морские порты нарастили обработку грузов почти на 3 млн тонн по сравнению с предыдущим годом. Лидерство удерживает МТП "Южный", за второе и третье место борются Николаевский и Одесский морпорты.

 

10 место $22,7 млн Инвестор: CMA CGM  Объект инвестиций: Одесский морской порт

В декабре 2018 года французская CMA CGM, ООО "Бруклин-Киев Порт", Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ГП "Одесский морской торговый порт" подписали меморандум о сотрудничестве. Компаний CMA CGM — третья на глобальном рынке контейнерных перевозок, ее флот насчитывает около 500 судов. Французские партнеры готовы вложить около 20 млн евро в реконструкцию причалов Хлебной гавани Одесского морпорта с целью увеличения объемов грузоперевалки. Компания "Бруклин-Киев Порт" работает на рынке с 2006 г. — оператор контейнерного терминала в Хлебной гавани, а CMA CGM — один из учредителей "Бруклина". В целом же французские перевозчики работают в портах 160 стран мира.     

9 место $27 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов)  Объект инвестиций: Бердянский морской порт

В конце октября 2018-го был презентован новый план развития Бердянского МП на ближайшие двадцать лет. В будущие инвестиционные проекты планируется инвестировать как государственные, так и частные средства. Предполагается, что до 2038 г. порт реконструирует четыре причала и "прирастет" еще двумя. В документе заявлен проект реконструкции зернового терминала ЧАО "Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования" на $22 млн (чуть больше $2 млн уже проинвестировано). Также ожидаются вложения (около $5,5 млн) в зерновой терминал компании "Новая Хортица". Уже существующие мощности этого объекта реконструируют и достроят новые.

8 место $30 млн Инвестор: ООО "Компания Евровнешторг"  Объект инвестиций: зерновой терминал в порту "Ольвия" 

В течение всего 2018 года "Компания Евровнешторг" строила зерновой терминал в морском порту "Ольвия" (г. Николаев) совместно с инвестиционной группой BT Invest. Ее владельцы — Раймондсс Туменас и Игорь Беззуб — бывшие акционеры "Сандоры". Среди известных проектов BT Invest также сеть супермаркетов Novus, киевский ТРЦ Retroville и другие. Первую партию зерна перевалили через терминал "Евровнешторг" в конце прошлого года — груз был отправлен в Ливан. К концу этого года в компании хотят перевалить 1 млн тонн зерновых. После завершения всех очередей строительства годовой объем перевалки возрастет до 4 млн тонн. Общие инвестиции в проект составят около $30 млн.  24 января 2019 г. новый терминал уже внесли в Реестр морских портов Украины.

7 место $30 млн Инвестор: COFCO  Объект инвестиций: Николаевский морской порт

В ноябре 2018 года Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции, провел ряд рабочих встреч в Пекине, КНР. После стало известно, что китайская государственная корпорация COFCO готова продолжить финансирование своих инфраструктурных проектов в Николаевском морском порту. Объемы ежегодной перевалки всех портовых терминалов корпорации оцениваются в 55 млн тонн (для сравнения — в 2018 году 13 морпортов Украины перевалили 40,3 млн тонн зерновых). При этом представители COFCO включили "Николаев" в свой стратегический проект "Один пояс — один путь", называя этот порт одной из важнейших точек перевалки с/х грузов в Восточной Европе. В частности, китайские партнеры планируют инвестировать в причал "Николаева" $30 млн. Напомним, что в Николаевском МП уже три года работает зерновой терминал COFCO Agri (мощность перевалки 2,5 млн тонн в год, $75 млн инвестиций).

6 место $34,2 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов) Объект инвестиций: Мариупольский морской торговый порт

Летом 2018-го ГП "Мариупольский МТП" представил проект строительства комплекса по перевалке зерновых. Директор предприятия Александр Олейник заявил, что инвестирует в проект примерно $19,3 млн (около 500 млн грн). Уже на тот момент ГП устанавливало 10 силосов по 5,7 тыс. тонн, монтировало суднопогрузочную машину мощностью 1 тыс. тонн в час, обеспечивало возможность автомобильной и ж/д разгрузки. Это первая очередь проекта. На вторую очередь, вложения в которую Олейник оценил в $14,9 млн (387 млн грн), государство ищет частного инвестора. Это все та же инфраструктура для железнодорожной разгрузки, дополнительные силосы, суднопогрузочные машины, а также зерносушилка и причальная конвейерная галерея. После завершения проекта мощность комплекса составит 2 млн тонн в год.

5 место $52 млн Инвестор: ТИС Объект инвестиций: ТИС-Контейнерный терминал

Около $52 млн было инвестировано на протяжении двух лет в развитие контейнерного терминала ТИС (порт "Южный", Одесская область). На контейнерном терминале запущено четыре регулярных контейнерных поезда (в Киев, Тернополь, Харьков и Днепр). Приобретены краны-перегружатели, достраивают ж/д станцию "Химическая" и развивают железнодорожную инфраструктуру. Сегодня это самый глубоководный контейнерный терминал в Украине.

4 место $66 млн Инвестор: компания "Кернел" Объект инвестиций: экспортный терминал в Черноморском морском порту

Агрохолдинг "Кернел" построит экспортный терминал в Черноморском МП стоимостью $66 млн. В строительство будут инвестированы как собственные ресурсы компании, так и заемные средства европейских финансовых организаций. В декабре минувшего года агрохолдинг привлек $250 млн от Европейского инвестиционного банка. Средства будут инвестированы в различные инфраструктурные проекты "Кернела", включая "Черноморск". В целом до 2022 г. компания потратит на развитие своего бизнеса около $540 млн. "Кернел" обеспечивает 8% мирового производства подсолнечного масла и экспортирует его в 60 стран мира. Акции "Кернела" котируются на Варшавской бирже с 2007 г.,  а крупнейшим пакетом акций — 39,93% — владеет Андрей Веревский.

3 место $150 млн Инвестор: ООО "М.В. Карго" и продовольственная корпорация Cargill Объект инвестиций: Зерновой терминал MV Cargo в МП "Южный"

В конце прошлого года украинская компания MV Cargo получила от Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) финальный транш на реализацию крупнейшего инвестиционного проекта в портовой отрасли Украины. Речь идет о зерновом терминале MV Cargo в морпорту "Южный". Его мощность достигнет 5 млн т/год. Терминал сможет хранить — 290 тыс. тонн зерна одновременно. Зерновой терминал MV Cargo — совместный проект украинской компании MV Cargo (владельцы — Андрей Ставницер и Егор Гребенников) и мировой продовольственной корпорации Cargill. Также они строят новый причал для приема судов класса Post-Panamax. Стоимость проекта — $150 млн. Примерно половину этой суммы ($74 млн) — в течение нескольких лет предоставили IFC и ЕБРР.

2 место $193,5 млн Инвестор: АМПУ Объект инвестиций: МП "Южный"

В начале февраля 2018-го ГП "Администрация морских портов Украины" презентовала пятилетний план развития крупнейшего украинского морпорта "Южный". Из него следует, что АМПУ готово инвестировать в портовую железнодорожную инфраструктуру. В частности, речь идет о строительстве новой станции "Западный берег". Она будет иметь 11 путей приемо-отправочного и 11 путей сортировочного парка и располагаться между станциями "Промышленная" и "24 км". Также планируется вкладывать средства в строительство станционных путей (69,5 км), железнодорожных путей (62,5 км), эстакаду и уже построенные станции "Химическая", "Береговая" и "Черноморская". Общая сумма инвестиций АМПУ в эти инфраструктурные проекты составит $193,5 млн.

1 место $672,7 млн Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов) Объект инвестиций: МП "Ольвия" и Херсонский морской порт

В декабре 2018 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, представители ЕБРР и Международная финансовая корпорации презентовали проекты передачи в концессию МП "Ольвия" и Херсонского морского порта. Проект концессии "Ольвии" рассчитан на 35 лет и 17,3 млрд грн вложений. Реализация проекта в Херсонском МП рассчитана на 30 лет и "потянет" на 1,4 млрд грн. То есть по двум концессионным проектам суммарно необходимо около $672 млн инвестиций. Ожидается, что благодаря этим средствам к 2030 г. перевалка в "Ольвии" и "Херсоне" вырастет на 130%. Среди потенциальных инвесторов — Louis Dreyfus Company, POSCO, COFCO, Bunge, Nectar Group, CEYGROUP, "Нибулон" и другие компании. Проект Закона Украины "Про концессии" (№8125 от 15.03.2018), который даст правовые основания передаче украинских портов частным инвесторам, на момент публикации принят в первом чтении.