НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Топ-200 агрокомпаний: почему падает производство сладостей и зачем кондитеры идут на Восток

Уже второй год кряду сокращается выпуск и экспорт украинской кондитерки, особенно изделий шоколадной группы. Производители стараются предложить внутреннему потребителю больший ассортимент в доступном ценовом сегменте, а также найти замену российскому рынку
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Последние два года были крайне тяжелыми для украинских кондитеров. Несчастья так и сыпались на их голову, не щадя ни сахаристую, ни шоколадную, ни мучную группы. По итогам 2014 года производство кондитерских изделий сократилось на 21,8%, до 710,8 тыс. тонн; экспорт в целом — на 30,1%, до 284,8 тыс. тонн; импорт — на 24,1%, до 69,2 тыс. тонн. "Мы балансируем по рентабельности на грани: ноль — плюс-минус, но отрасль падает вниз", — оценивает ситуацию на рынке президент профильной ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.

Жизнь без российского рынка…

Самым большим ударом стало закрытие российского рынка, куда ежегодно поступало 45% украинского экспорта. По итогам 2014 года экспорт в этом направлении упал на 67%, до $159,7 млн. В натуральном выражении падение было еще более резким — в 2,8 раза, до 61,8 тыс. тонн. Напомним, что Россия ввела запрет на поставки украинской продукции в сентябре 2014 года.

Ответных мер со стороны Украины не последовало, и российскую кондитерку до сих пор можно встретить в отечественных супермаркетах. Однако импорт сладостей из РФ сократился — в основном из-за их более высокой стоимости по сравнению с отечественной продукцией, а также вследствие бойкота украинцами российских товаров. Всего за 2014 год общий импорт кондитерских изделий уменьшился на 32%, до 14,6 тыс. тонн. Самое большое падение наблюдается в категории шоколадных изделий — в четыре раза, до 8,8 тыс. тонн. Международные компании, такие как Nestle, Mars, Ferrero и др., под давлением санкций отказались от импорта части своих брендов в Россию.

Тем не менее продукция украинских компаний присутствует в потребительских корзинах россиян: два крупнейших украинских игрока имеют мощности в РФ, которые были приобретены ими еще до политико-экономического кризиса в отношениях Украины и России. Правда, нормально работает лишь фабрика "Конти". Липецкая кондитерская фабрика Roshen Петра Порошенко неоднократно останавливалась, идут судебные разбирательства с налоговыми органами. Имущество фабрики на сумму в 1,5 млрд рублей по решению суда находится под арестом.

…и другие неприятности

Проблемы у украинских кондитеров возникли не только с Россией, но и с другой страной-соседкой — Беларусью. В мае 2014 года Совет министров Республики Беларусь принял постановление о лицензировании кондитерских изделий, ввозимых из-за пределов территории Таможенного союза. Этим документом Беларусь ввела для себя право административно устанавливать минимальные цены на продукцию украинских производителей. Единоразовую лицензию на импорт выдавало белорусское министерство торговли при согласовании с концерном пищевой промышленности "Белгоспищепром". Заявление о выдаче лицензии должно было сопровождаться договором об условиях поставок, в котором устанавливались минимальные цены на товар. Фактически до августа 2014 года конфликт был урегулирован, но только после вмешательства украинского правительства, которое пригрозило ввести ответные меры. В частности, речь шла о введении специальных импортных пошлин на белорусскую кондитерскую, молочную продукцию, электрические лампы, минеральные удобрения, а также холодильное оборудование в размере 55,29% и о 60,05%-ной пошлине на белорусское пиво, резиновые шины и ряд комплектующих для холодильного оборудования.

Казалось бы, вопрос поставок должен был быть исчерпан, но белорусы заинтересованы в наращивании собственного производства и продаж. И уже третий год подряд придумывают способы, как ограничить доступ на свой рынок украинских товаров. В 2015 году с 27 августа была введена обязательная санитарно-гигиеническая экспертиза импортной продукции. По состоянию на конец сентября текущего года "Укркондпром" оценил убытки отрасли в 40 млн грн из-за ограничения возможностей доступа украинских товаров в Беларусь. Ассоциация подала в Минэкономразвития Украины заявление на проведение расследования с целью установления дискриминационных и недружественных действий со стороны Беларуси относительно украинских производителей.

Болезненно отразилась на кондитерском рынке и потеря части мощностей на востоке страны. В зоне АТО остались две фабрики компании "АВК" (в Донецке и Луганске), две фабрики "Конти" (в Донецке и Горловке). Компании были вынуждены мобилизовать все силы для того, чтобы не "улететь в тартарары" и не потерять своего потребителя. По словам Александра Балдынюка, в предыдущие годы в зоне проведения АТО выпускалось до 180 тыс. тонн кондитерской продукции ежегодно. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2014 году производство в Донецкой и Луганской областях упало в три раза.

Несладкий 2015 год

В 2015 году, по данным ассоциации "Укркондпром", падение производства, а также экспорта и импорта продолжилось. Так, за семь месяцев 2015-го выпуск кондитерской продукции сократился на 18% — до 335,5 тыс. тонн — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается отдельных видов продукции, то рост показали только сахаристые изделия (на 5%, до 108,3 тыс. тонн), куда входит карамель, мармелад, зефир, пастила и др. Выпуск шоколадных изделий уменьшился на 30% (89,3 тыс. тонн). Мучная группа за семь месяцев 2015-го сократилась почти на 24% (до 138,0 тыс. тонн).

Снижение производства во многом объясняется падением покупательной способности населения на фоне роста цен. Из-за резкой девальвации гривни в первой половине 2015 года импортная кондитерка для большинства украинцев оказалась недоступной. Отечественные производители также вынуждены были поднять цены. Особо резкое повышение произошло в шоколадной группе. Если в конце 2013 года плитку шоколада (100 г) можно было купить в среднем за 10-14 грн, то сейчас цены колеблются от 25 до 35 грн/шт. Естественно, потребитель выбирает другие, более дешевые категории товаров, переходя на зефир, мармелад, карамельные изделия.

Способствовал росту цен и введенный в начале 2015 года дополнительный импортный сбор в размере 10% на товарные группы 1-24 по УКТВЭД. В список попали какао-бобы, какао-масло и какао-порошок, необходимые для производства шоколада. Александр Балдынюк тогда прогнозировал сокращение экспорта кондитерской продукции на 6-9%. "В кондитерке 40–60% себестоимости составляет импортное сырье. Какао-бобы не растут в Украине, тропические орехи тоже. Итак, пошлины приведут к подорожанию нашей продукции ориентировочно на 5%", — говорил он.

Прогнозы эксперта сбылись. По информации Госстата, за шесть месяцев 2015 года экспорт шоколадных изделий сократился на 41%, до 27,3 тыс. тонн; в денежном выражении падение составило 56%, до $61,7 млн. Экспорт сахаристых кондизделий за указанный период в натуральном выражении хоть и продемонстрировал рост на 8%, до 35,4 тыс. тонн, но в денежном выражении показатель отрицательный — падение составило 21%, до $48,1 млн.

Импорт сокращался еще стремительнее: ввоз шоколадных изделий уменьшился на 56%, до 7,4 тыс. тонн, сахаристой продукции — на 64%, до 3 тыс. тонн. Импорт из России за первое полугодие 2015-го сократился в 3,3 раза, до 7,1 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

"На рынке ситуация с импортом изменилась. Доля РФ уменьшилась, на смену пришла продукция из других стран, в частности польская. В первом полугодии импорт из Польши вырос с 7,6% до 11,2%. Также увеличивались доли других стран", — рассказывает гендиректор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его данным, за первое полугодие доля РФ в общем объеме импорта составила 47,9% против 60,7% за аналогичный период 2014 года. В первые шесть месяцев текущего года Польша, Германия и Нидерланды потеснили Турцию со второго места на пятое.

Крупные игроки ищут возможности инвестировать в собственное развитие. В частности, корпорация Roshen продолжала развивать собственную розницу, открыв ряд магазинов в крупных городах Украины. Кроме того, компания может построить бисквитный комплекс в Киевской области

Сладости идут на Запад

В сложившихся условиях отечественные производители старались находить новые рынки, дабы заменить российский, и больше работать на внутреннего потребителя, изучая его потребности ввиду новых экономических вызовов. Для этого внедряли новые виды упаковки, расширяли ассортиментную линейку. Например, только за январь-июнь 2014 года корпорация "Бисквит-Шоколад" ввела 18 новых ассортиментных позиций, а ее продажи на внутреннем рынке выросли на 30%.

Продолжается осваивание внешних рынков, в первую очередь Казахстана, Азербайджана, Грузии. Украинские кондитеры активно осваивают рынки арабских стран. К примеру, по итогам прошлого года поставки продукции в Ирак выросли втрое. В связи с либерализацией торговли Украины с ЕС предприятия отрасли в 2014 году увеличили свои поставки в Латвию, Польшу, Германию и Эстонию. Хотя существенно нарастить экспорт в ЕС отечественным компаниям не удалось из-за ряда объективных причин. Этот рынок высококонкурентный, к тому же вкусовые предпочтения европейцев отличаются от украинских.

Успешным среди мелких кондпроизводителей можно назвать опыт компании "Ярыч". В начале 2014 года компания договорилась о сотрудничестве с Carrefour Polska и в октябре стала поставлять для этой торговой сети печенье под ТМ Petit Beurre. В целом "Ярыч" занимается только производством затяжного печенья и крекеров под ТМ Yarych, а также тортов под ТМ Rozalini. Корпорации "Бисквит-Шоколад" в первом полугодии 2015 года удалось увеличить экспорт продукции в ЕС на 90%. В будущем украинские компании будут стремиться расширять сотрудничество с Европой, наращивая экспорт. Пока договоренности об ассоциации с ЕС в сфере торговли ощутимых результатов не принесли, более перспективными остаются страны Ближнего Востока и СНГ.