НБУ курс:

USD

41,54

-0,00

EUR

45,00

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,30

45,10

Трезвый расчет: украинцы переходят на потребление некрепких спиртных напитков

Трезвый расчет: украинцы переходят на потребление некрепких спиртных напитков
Потребительская корзина украинца заметно пополнилась новым некрепким алкоголем
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Население Украины переходит на потребление некрепких спиртных напитков. Возрастает популярность виноградного вина, сидров и ликеров. Вместе с тем сокращается спрос на водку, по крайней мере, официально произведенную. Наши соотечественники активно приобщаются к новым алкогольным вкусам.

По данным аналитиков, за последние пять лет потребление вина среднестатистическим украинцем возросло более чем на 0,5 л в год. Этот тренд уже стал устойчивым, а 2019 год создал все предпосылки для ускорения тенденции. Дело в том, что по итогам прошлого года на внутреннем рынке виноградного вина оказалось на 40,4 млн л больше, чем годом ранее. Рыночное предложение астрономически возросло не только за счет традиционного увеличения импорта, но и благодаря катастрофическому падению экспорта украинского продукта. И если производители и экспортеры вина сетуют на убытки, понесенные в прошлом году из-за неурожая винограда, то импортеры считают прибыли и продолжают баловать потребителей иностранными вкусами.

Только за прошлый год в Украину было импортировано 45 млн л виноградных вин на $146,7 млн (в таможенных ценах). Это рекордный объем за последние пять лет, отмечают в УКАБ. Крупнейшими поставщиками тихого вина на украинский рынок стали Италия, Грузия, Испания, Молдова и Франция. 51% импорта в литраже поступило из Европы, констатирует Госстат. Прирост иностранного объема за год превысил 19%. И в основном эту прибавку обеспечили нам Италия, Испания и Франция, в общей сложности они увеличили отгрузку вина в Украину на 7,4 млн л. На фоне проблем в отечественном виноделии экспансия вышеназванных трех стран сродни тихой культурной революции на украинском винном рынке.

Импорт вина сейчас демонстрирует высокую динамику роста, поэтому особое внимание уделяется именно винному сегменту, отмечают в Bayadera Group. Основной объем  импорта — итальянские, французские, испанские, чилийские и немецкие вина, уточняют в холдинге.

Украинский рынок сидра растет двухзначными темпами

Также существенно возросло в 2019 году потребление сидра в Украине. Его совокупное предложение увеличилось за год на 12 млн л, прирост превысил 22%. Причем сезон оказался удачным не только для импортеров этого напитка, но и для местных производителей. Выпуск отечественных сидров возрос на 7,7 млн л, импортные поставки — на 4,3 млн л (против показателей 2018 года).

Украинский рынок сидра растет двухзначными темпами, хотя он еще и небольшой, отмечает гендиректор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко. Быстрый рост этого рынка, по его мнению, обусловлен тем, что украинский потребитель становится более разборчивым и ищет новые интересные напитки и вкусы, следуя европейским трендам.

Активизировали поставки продукции на внутренний рынок также производители ликеров и слабоалкогольных напитков крепостью до 8,5%. Рыночное предложение в каждой из категорий возросло за 2019 год на 11,4 млн л. Ценителей легкого ароматного алкоголя в Украине с каждым годом становится все больше.

Среди молодых людей становится немодным употреблять крепкий алкоголь, они предпочитают качественное вино. Это тенденция ближайших 10-15 лет, считает президент УКАБ, гендиректор ИМК Алекс Лисситса.

В компании "Олимп" отмечают, что у молодежи пользуются популярностью экстравагантные алкогольные напитки, алкоголь с необычными цветом и вкусом. В марте 2020 года здесь представили новую линейку винных газированных напитков Caprizo с фруктовыми ароматами в дополнение к уже выпускаемым легким напиткам — сидру и вермутам (ликерному и десертному).

Среди молодых людей становится немодным употреблять крепкий алкоголь, они предпочитают качественное вино

Растут аппетиты и у любителей оригинального импортного пива в Украине. Спрос на него повышается уже несколько последних лет. Только за 2019 год поставки импортного солодового в нашу страну возросли на 9,6 млн л. И это при том, что предложение отечественных пивоваров огромное как по объему, так и по ассортименту. В среднем они варят 1,8 млрд л пива ежегодно. Основной импорт поступает в Украину из Германии, Мексики, Бельгии и Чехии. В 2019 году на эти страны пришелся 61% объема зарубежного солодового. А основной прирост импорта обеспечили не только Германия и Мексика, но также Латвия и Нидерландов.

"Увеличение спроса на импортное пиво связано с развитием рынка и ростом разнообразия импортной линейки, в которой каждый может найти пиво по душе. Только в 2019 году мы запустили несколько сортов американского пива Goose Island, а также английский эль Boddingtons Pub Ale, бельгийский эль Tripel Karmeliet и новое фруктовое пиво Hoegaarden Cranberry. Импортный сегмент продолжает стабильно расти. Но все же он не заменяет украинский продукт, который сохраняет большую долю на рынке", — поясняет маркетинг-директор компании "AB InBev Efes Украина"Анна Руденко и отмечает, что в планах компании дальнейшее расширение импортного сегмента пива в Украине.

Способствует росту продаж некрепкого алкоголя и маркетинговая активность производителей. Например, в AB InBev Efes одним из наиболее эффективных маркетинговых проектов 2019 года называют "Книгу легендарных вечеринок BUD" — хронику украинских вечеринок и рейвов начиная с 90-х годов и по сегодняшний день.

"Успешным был и перезапуск бренда "Белый Медведь", который мы построили на инсайте о дружбе, рассказав о возвращении этого бренда как старого друга, с которым потребитель давно не виделся, но хорошо его помнит, немного по нему скучает и ждет. Мы попали в настроение рынка, и бренд был очень положительно им воспринят, показав позитивную динамику роста", — отмечает Анна Руденко.

Рост популярности некрепкого, экстравагантного алкоголя происходит на фоне снижения потребления традиционного для украинцев крепкого напитка. Причем падает не только легальное производство водки, но и ее импорт (доля контрафакта предположительно неизменна). Производство, согласно официальной статистике, обвалилось до рекордных 109 млн л. Только за прошлый год оно сократилось на 15%, а за последние восемь лет упало в три раза.