НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Труба раздора: из-за чего поссорились атомщики и промышленники

Украинские производители труб говорят, что "Энергоатом" ставит их отрасль на грань выживания, начав подготовку к ремонту третьего энергоблока Запорожской АЭС с привлечением итальянских конкурентов. Энергетики в недоумении отклоняют притензии. А все из-за тендера на 500 млн гривень
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В 2017 году оператор украинских атомных станций НАЭК "Энергоатом" хочет потратить более 500 млн грн на ремонт конденсатора паровой турбины на третьем энергоблоке Запорожской АЭС.

Вместе с "Турбоатомом" (Харьков), который является проектантом, энергокомпания разработала проект модернизации оборудования и хочет использовать сравнительно новый для Украины в подобных проектах тип труб — сварные (шовные) нержавеющие трубы. Они заменят бесшовные (цельнотянутые), которые были установлены на украинских станциях еще при СССР и отработали 30 лет.

Среди прочих требований "Энергоатома" — использование марки стали с усиленными коррозионноустойчивыми свойствами.

В "Турбоатоме" подсчитали, что использование таких цельнотянутых труб обойдется в несколько раз дороже, чем сварных.

Поэтому машиностроители внесли изменения в проект ремонта конденсатора — сменили тип труб и марку стали. Харьковский производитель оборудования планирует закупить эти трубы в Италии, где их производство поставлено на поток. Беда в том, что из общей стоимости оборудования — 530,488 млн грн, стоимость труб составляет около 70%. Для украинских металлургов и трубных заводов такие действия выглядят как типичная "зрада".

Глава ГП "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности им. Я.Е. Осады" (ГП "НИТИ") Радомир Король утверждает, что"Энергоатом", купив трубы за границей, совершит ужасную ошибку. По его мнению, это может привести к экологическим проблемам и подорвать вконец украинскую трубную промышленность.

"Два украинских производителя стали "Днепроспецсталь" и "Днепропресс Сталь" подтвердили, что эта марка (стали — Delo.UA) в Украине изготавливается. Трубники подтвердили, что они ранее изготавливали трубы для этих конденсаторов, таких же типоразмеров и длин", — рассказал Король.

В "Турбоатоме" с ним соглашаются, но отчасти. Прежде всего в компании уточняют, что переход на сварные трубы никак не повлияет на безопасность турбины или станции в целом.

"Тип выбранной трубы абсолютно не влияет на безопасность работы конденсатора, турбины и станции в целом. Мировая практика подтверждает широкое применение сварных труб для теплообменников АЭС", — отвечает проектант и производитель украинских турбин "Турбоатом".

Король напоминает, что с 2004 по 2008 года украинские трубные заводы обеспечили "Турбоатом" трубами для выполнения российских заказов по модернизации конденсаторов. Трубы были цельнотянутые, той же марки стали, что и итальянские, которые хочет заказать "Турбоатом" для нового контракта с "Энергоатомом".

Но и здесь "Турбоатому" есть чем парировать: украинские цельнотянутые трубы дороже в несколько раз, а сварные такого типа в Украине не производятся. "Да и производственные мощности отечественных предприятий не позволяют выпускать необходимый объем труб в срок, указанный в тендерной документации", — настаивает "Турбоатом".

Сроки — важное требование атомщиков в данном тендере.

Кроме "Турбоатома", свое оборудование "Энергоатому" предлагали еще три компании — I&C Energo a.s., Balcke-Dürr GmbH и KRÁLOVOPOLSKÁ, a.s.. Все иностранцы. Но оператор АЭС им отказал: из-за недостаточного опыта, несоответствия предложения техническим условиям, срокам изготовления и поставки.

"Во-первых, сроки нас не устраивают. В следующем году третья турбина и третий блок Запорожской АЭС идет на продление эксплуатации. Это длительный ремонт, порядка 150 суток. В этот ремонт очень удобно заменить конденсатор. А иначе — нам придется останавливаться через год, и это уже будут соответствующие миллиардные потери", — объясняет отклонение заявок иностранных компаний главный специалист исполнительной дирекции "Энергоатома" Вадим Булгаков.

Любопытно, что ГП "НИТИ" обратило внимание на тему труб для атомной энергетики именно в 2016 году. Ведь аналогичная продукция уже поставлялась на Южно-Украинскую АЭС в 2015 году — во время замены половины конденсатора на втором энергоблоке станции.

И претензий тогда институт не высказывал.

По словам представителей "Турбоатома", предприятие располагает письмом, в котором Король сообщает, что его институт в 2015 году дал разрешение на использование сварных труб в конденсаторе на Южно-Украинской АЭС.

На вопрос Delo.UA — почему "НИТИ" сначала разрешил использовать сварные трубы, а сейчас возражает, Король сообщил, что лично он не видел данное разрешение и вероятно его предоставил бывший директор института Сергей Горгуль.

"У нас отсутствуют в архивах эти документы. Мы не знаем, что согласовывали. По телефону представитель дирекции "Энергоатом" господин Пышный утверждал, что имеется это согласование в "Энергоатоме" и харьковском "Турбоатоме". Нам они его не предъявили", — пояснил Король.

Как удалось выяснить Delo.UA обычно атомщики публично не проводят подобные тендеры, а заключают контракт с отечественным производителем оборудования по итогам переговоров. Однако в этот раз попытка стать более публичными привела к скандалу, в основе которого две основные причины: сроки и цена. На кону существенный для украинских производителей нержавеющих труб заказ, поэтому они и всполошились.

Продление срока эксплуатации энергоблока АЭС — процесс, который длится несколько лет и состоит из десятков действий. Например, на энергоблоке №1 ЗАЭС, которому в сентябре на 10 лет продлили срок эксплуатации, выполнили более 60 мероприятий.

"Турбоатом" разрабатывает технические условия для ряда из них, и, соответственно, — в курсе сроков, условий и потребностей. Вероятно, компания могла бы заблаговременно обратиться к украинским трубопроизводителям за помощью в разработке и производстве труб для этого проекта. В процессе переговоров возможно удалось бы прийти к какому-то компромиссу.

С другой стороны — украинские промышленники традиционно считают, что спад на внешних рынках должен компенсировать внутренний потребитель. Но Украина не настолько богатая страна, чтобы позволить себе все и сразу. Поэтому пока в выигрыше машиностроители, а трубникам и металлургам, вероятно, придется надеяться на будущие заказы. И готовиться к ним.