- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Трудности перевоза: как изменяется рынок почтовой логистики Украины
По итогам 2015 года объем рынка почтовой логистики в денежном выражении вырос почти на 39% и в целом (с учетом внутренней и международной доставки) составил 5,3 млрд грн (данные Украинской ассоциации директ-маркетинга, УАДМ). При этом на долю внутренних отправлений пришлось почти 72% (3,8 млрд грн), международных — 28% (1,5 млрд грн). Об этом пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".
"Стоимость услуг в 2015 и 2016 годах поднималась. В марте 2015-го произошло падение гривни, был рост цен на топливо, исходя из этого и увеличились затраты на транспортировку. Большинство компаний подняли цены на услуги доставки: в сравнении с ценами 2014 года рост составил от 20% и выше. Крупный игрок рынка — "Нова пошта" — в 2015 году поднял цены на 25%, в 2016-м некоторые услуги также дорожали. Так, например, увеличилась стоимость посылок весом до 1 кг и до 2 кг на 5 грн (для типа услуги "отделение-отделение") и для пелетированных грузов на 100 грн", — отмечают в компании Pro-Consulting.
В топ-5 игроков — без перемен. Первое место по-прежнему занимает "Укрпочта": по данным УАДМ, ей принадлежит 32,4% рынка почтовой логистики. Второе место у "Нова пошта" (ей принадлежит 31,5% рынка), третье место — у Meest Express c долей рынка 12,2%, на четвертом — госпредприятие "Спецсвязь", у которого 2,8%, и замыкает список компания "Ин-тайм", ей принадлежит 2,5%.
В этом списке стоит отметить "Нова пошта", которая за год, по данным УАДМ, сумела нарастить свою долю почти на 10%, догнав "Укрпочту". "За 2015 год компания доставила более 93 млн отправлений, из них 14,3 млн пришлись на сегмент рынка e-commerce. При этом скачок по сравнению с показателем 2014 года составил 44%, или на 4,4 млн посылок больше. В прошлом году увеличилась и доля адресного обслуживания: за 2015-й рост сотавил до 15% по сравнению с 12% в 2014-м. По итогам года адресное обслуживание компании осуществило доставку более 11 млн отправлений, что на 69% превышает аналогичный показатель 2014 года", — отмечают в "Нова пошта". В 2015 году сеть "Нова пошта" расширилась до 3500 отделений, включая около 1400 почтоматов. В 2016 году в планах компании увеличить количество доставок до 112 млн.
Е-commerce остается движущей силой рынка доставки. Например, "Нова пошта" в течение января-сентября 2016 года доставила почти 18 млн заказов для клиентов из этого сегмента, что на 85% больше, чем за первые три квартала прошлого года.
Среди трендов последних двух лет прослеживается активное формирование рынка фулфилмента или складской логистики на аутсорсинг. Так, компания "НП Логистик", которая входит в группу "Нова пошта" и работает по формуле "фулфилмент + доставка", в 2016 году планирует удвоить количество заказов и обработать 2 млн посылок по сравнению с 1,2 млн в 2015-м.
С оборота колеса
Рынок автомобильных грузовых перевозок претерпел более серьезные изменения. По данным Государственной службы статистики, по итогам 2015 года объемы таких перевозок упали почти на 20%, до 147 млн тонн, грузооборот сократился почти на 10%, до 34431,1 млн/ткм.
Однако за 9 месяцев 2016 года ситуация улучшилась. Рост по сравнению аналогичным периодом прошлого года по объемам грузовых перевозок автомобильным транспортом составил почти 15%, до 123 млн тонн, грузооборот вырос на 9%, до 27380,5 млн/ткм. И это на фоне усиления весового контроля на дорогах, который удорожил для грузоотправителей доставку как минимум на 60%.
Так, по итогам девяти месяцев этого года на перевозки автомобильным транспортом пришлось 27% всех перевезенных грузов, за аналогичный период прошлого года — 24%.
Перевозки железнодорожным транспортом по итогам 2015 года также продемонстрировали спад: железная дорога перевезла 350 млн грузов, что на 10% меньше, чем в 2014-м.
В этом году железная дорога также продолжает снижать объемы: по итогам девяти месяцев этого года грузоперевозки железнодорожным транспортом упали на 2%, до 252,9 млн тонн. В первую очередь на такую тенденцию повлияла общая экономическая ситуация в стране, но свою роль здесь сыграл и рост тарифов: в апреле этого года железная дорога подняла на 15% расценки на перевозки.
Такие меры заставили грузоотправителей экономить. "По крупногабаритным перевозкам прослеживается тенденция совместных доставок, когда несколько производителей либо отправителей в одном совместном контейнере доставляют свою продукцию при условии, что груз необходимо доставить в одну и ту же локацию", — отмечают в Pro-Consulting.
Воздушные замки
В общем объеме грузоперевозок на авиацию приходится менее 0,5%. Сейчас грузоперевозками в Украине занимается 19 авиакомпаний, причем почти 75% объемов приходится на пять игроков рынка: "Авиалинии Антонова", "Урга", "МАУ", "ЗетАвиа" и MaximusAirlines.
По данным офиса эффективного регулирования BRDO, в 2014 году украинские аэропорты приняли 38 тыс. тонн груза, в 2015-м — 34,4 тыс. тонн.
При этом украинские авиакомпании в 2014 году перевезли почти 78,2 тыс. тонн грузов, а по итогам пришлого года — 68,8 тыс. тонн, т.е. объемы грузоперевозок у них сократились почти на 12%.
Разбег между показателями грузообработки в аэропортах и данными авиакомпаний объясняется особенностью украинского рынка: грузовые перевозки авиационным транспортом в стране не востребованы, причем речь идет не только о доставке внутри страны, но и на внешних направлениях.
Основной поток перевозок грузов, около 80%, они осуществляют за границей — преимущественно работают в третьих странах, в рамках гуманитарных и миротворческих программ ООН.
На долю грузов иностранных компаний, которые обрабатываются в украинских аэропортах, приходится больше половины грузов, но в абсолютных цифрах это незначительная величина. Так, например, в прошлом году "Борисполь" переработал около 30 тыс. тонн, из которых на долю иностранных компаний пришлось 16,5 тыс. тонн, а украинских — 13,5 тыс. тонн.
По данным Госслужбы статистики, по итогам девяти месяцев этого года авиакомпании перевезли около 50 тыс. тонн грузов, что почти на 8% больше, чем транспортировали перевозчики за аналогичный период прошлого года. "Грузовое направление сегодня развивается, причем хорошими темпами. По итогам 9 месяцев 2016 года поток грузов по сравнению с прошлым годом увеличился на 17%. Мы уже вышли на докризисные объемы", — говорит Евгений Дыхне, и.о. гендиректора ГП "МА "Борисполь".
Грузы — в реки
Речные перевозки в Украине слаборазвиты. Собственного флота у нашей страны нет, а привлекать зарубежный для перевозок невыгодно: использование судна под иностранным флагом для внутренних перевозок обходится компании, в зависимости от количества шлюзов, в 4-6 раз дороже.
Речной грузовой транспорт есть только у оператора речных портов по Днепру: АК "Укрречфлот", ЧАО "Дунайское пароходство", KDM Shipping Public Ltd — холдинговой компании судоходного оператора ООО "Столичная судоходная компания", а также у сельхозпредприятия "Нибулон". С учетом всех судов мощностей хватит на перевозку 10-12 млн тонн грузов. Однако флот компаний на 80% изношен: часть судов формируют статистику, но они не пригодны для перевозок. К тому же свои суда "Нибулон" использует только для транспортировки собственных грузов.
Как сообщает Госслужба статистики, по итогам 2015 года по внутренним водам было перевезено около 4,2 млн тонн грузов, что почти на 0,5 млн тонн больше, чем было в 2014-м. В 2015 году на долю зерновых и масличных пришлось около1,5 млн тонн, остальное — продукция металлургов, минеральные удобрения, контейнеры и песок.
Синергия кризиса
2017 год может стать поворотным в истории логистики. Сейчас в Министерстве инфраструктуры Украины готовят пакет законопроектов, касающихся развития транспортной инфраструктуры.
Один из ключевых для логистики — законопроект "О внутреннем водном транспорте", он подразумевает упорядочивание сборов по реке и уменьшение их в 2,5 раза. Кроме того, документ предполагает либерализацию иностранного флота. "Это позволит увеличить грузооборот", — убежден Евгений Кравцов, первый замминистра инфраструктуры.
Развитие водного сообщения оправдано: сейчас это наиболее экономичный вид транспорта для грузоотправителей. Потенциал для перевозок огромный: в конце 80-х по внутренним рекам перевозилось около 70 млн тонн грузов в год.
Авиационное направление тоже может получить большую динамику. Сразу в нескольких аэропортах заявили о своем желании развивать грузовую инфраструктуру. Такие планы есть, как минимум, у МА "Харьков", МА "Одесса", МА "Запорожье" и "Борисполя".
Автомобильные перевозки останутся наиболее перспективными с точки зрения доставки небольших грузов.
Перевозки железнодорожным транспортом будут зависеть от объемов промышленного производства и аграрного сектора страны — это основные заказчики "Укрзализныци". По прогнозам экспертов Украинского клуба аграрного бизнеса на 2016-2017 МГ, объемы внешних поставок по сравнению с предыдущим МГ упадут на 2,5 млн тонн, до 34 млн тонн.
По данным Госстата, за январь-сентябрь 2016 года промпроизводство выросло только на 2%, и это слабый повод для оптимизма. Начиная с 2013-го промпроизводство в стране сокращалось, наиболее ощутимым падение было в 2015 году, когда этот показатель упал почти на 20%.
Рынок почтовой логистики продолжит рост. "Это связно с увеличением спроса на услуги доставки. Рынок имеет много перспектив: так как люди все больше предпочитают онлайн шоппинг и не боятся заказывать в интернете, расширяется география доставок", — считают в Pro-Consulting.
Кроме того, в крупных городах почтовые службы и логистические компании продолжат развивать сеть почтамтов и экспресс-доставку (это когда товар доставляется клиенту в течение 1-2 часов). Ставка на e-commerce, по мнению большинства участников рынка, останется главным трендом 2016-2017 годов. "Контакт с клиентом будет персонифицироваться и происходить по удобным для него каналам. Доставка будет ускоряться, операторы будут искать инновационные и digital-решения для того, чтобы сделать ее еще удобнее для каждого конкретного потребителя. Кроме того, в ближайший год доставка будет теснее связана с безналичными платежами, поскольку люди все больше ценят свое время и удобство сервиса", — резюмируют в "Нова пошта".