- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Тугой УЗел: что происходит вокруг "Укрзализныци"?
Вчера сайт ЦТС опубликовал интервью с Войцехом Балчуном, главой ПАО "Укрзализныця", где польский менеджер выразил возмущение тем, что о недовольстве его работой со стороны Мининфраструктуры он узнает из других источников.
Владимир Омелян, министр инфраструктуры отреагировал мгновенно: "Почитал интервью Войцех Балчуна ЦТС. Так и не могу понять, когда я мешал больше: когда отстаивал право Балчуна стать руководителем УЗ наперекор всем или теперь, когда требую от польской команды работать прозрачно, эффективно и системно, а не заниматься интригами и кулуарными договоренностями", — написал он на своей странице в соцсети.
Трудности перевода
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПублично обмениваться любезностями Омелян с Балчуном начали еще неделю назад. Министр, через СМИ, обвинил польского менеджера в том, что тот слишком долго адаптируется к процессу и слишком медленно внедряет реформы на предприятии. Но выяснять отношения при всех главы этих двух организаций не рискуют.
Сегодня польского главу поддержал премьер-министр Владимир Гройсман. "Я готов поддерживать инициативы по реализации этого плана (представленного Войцехом Бальчуном —Delo.UA). Я готов уничтожать какую-либо мафию, которая может приблизиться к "Укрзализныце", — заявил он глава правительства на заседании Кабинета министров.
В ответ Владимир Омелян попросил премьер-министра организовать совместную встречу с руководителем "Укрзализныци", руководством МИУ, правлением "Укрзализныци" и набсоветом предприятия, чтобы обсудить реальное состояние дел, которые происходят на "Укрзализныце".
До этого, отвечая на вопрос кореспондента агентства УНИАН о том, рассматривается ли возможность очередной смены руководства "Укрзализныци", Омелян сказал: "Если он будет эффективным менеджером, то я с удовольствием поддержу. Я хочу видеть, что это двустороннее желание".
Источники Delo.UA, которые работали с нынешним министром инфраструктуры говорят, что такое поведение ему не свойственно. "Омелян — осторожный политик, он всегда старается уйти от конфликта, такое поведение ему не свойственно. Все его последние заявления в адрес руководства железной дороги говорят, что конфликт — серьезный", — считает собеседник Delo.UA.
Вагонные споры
Официально, в МИУ, главной претензией к польским менеджерам называют медленный переход к реформам и отсутствие результатов. " У нас есть хорошие презентации, но нет локомотивов. Финансовое состояние, когда мы передавали "Укрзализныцю", был более чем удовлетворительным. На счетах было более 5 млрд грн. Проблема была в том, что в первые полгода вместо того, чтобы заниматься "долговхождением" приступать сразу к работе", — заявил сегодня Владимир Омелян на заседении Кабмина. Добавив, что программы развития компании, подготовленные Балчуном, "далеки от совершенства" и "не соответствуют духу европейской компании".
"Это средства (5 млрд гривен — Delo.UA) были предназначены для ускорения реформ и реализации плана инвестирования", — уточняют в пресс-службе МИУ.
Сейчас на предприятии большие финансовые проблемы: кредитный портфель компании свыше 43 млрд грн (из них 83% — в иностранной валюте) И это признает сам Бальчун. "Фактически с апреля длится технический дефолт", — прокомментировал он ситуацию.
Но едва ли это новость — кредиты предприятие брало задолго до прихода поляка на должность руководителя железной дороги. И об этом писали много лет подряд все деловые СМИ.
Также, не совсем ясны претензии по дефициту подвижному состава. То, что вагонов не хватает — не новость много лет подряд. Причем дефицит сильнее всего ощущается, с сентября по декабрь, — в этот период аграрии свозят зерновые в порты. К слову, железной дорогой они перевозят более 60% своих грузов.
При этом, проблема усугубляется не по вине железной дороги. Дело — во всей цепочке логистики: именно из-за нее снижается оборачиваемость составов в пути: старое оборудование в портах не позволяет быстро разгружать вагоны, на сортировочных станциях железной дороги не успевают быстро их рассортировать, подвижной состав старый и часто выходит из строя. В этом году к этим проблемам добавились сложности с поставками топлива в "Укрзализныце".
Проще говоря, те претензии, которые публично озвучил министр инфраструктуры — не имеют отношения непосредственно к нынешнему руководителю железной дороги. Более того, есть ряд навязанных проблем — например, поставки энергетического угля. Топливо правительство решило завозить осенью, в период пиковой нагрузки на железную дорогу.
Найти кнопку
Что же на самом деле происходит в "Укрзализныце"?
По словам собеседников Delo.UA министр хочет сохранить влияние на "железную дорогу, потому настаивает на том, чтобы нынешний состав набсовета ПАО не менялся. Напомним, в состав набсовета железной дороги входит Евгений Кравцов, первый замминистра инфраструктуры. До этого он был советником генерального директора "Укрзализныци", когда ее возглавлял Александр Завгородний, с мая того же года Кравцов возглавлял департамент реформирования и корпоративного развития "Укрзализныци", а марта по августа этого года — был и.о главы предприятия. Кроме этого, Кравцов является одним из авторов устава ПАО "Украинская железная дорога" и последней редакции Закона Украины "О Железнодорожном транспорте".
Войцех Балчун еще летом назвал такое присутствие Евгения Кравцова в набсовете предприятия "кураторством", а в упомянутом интервью ЦТС и вовсе высказался за полную смену состава Набсовета: "Не соответствует общепринятым в мире стандартам и то, что у нас в одном лице — первый замминистра (Евгений Кравцов. — ЦТС) и глава Наблюдательного совета, причем, совсем недавно возглавлявший компанию и принимавший управленческие и кадровые решения".
Премьер-министр Владимир Гройсман также выступает за смену набсовета в ПАО "Укрзализныця". "Наша задача — изменить наблюдательный совет "Укрзализныци" на публичный, независимый. Там сегодня есть чиновники, а должны быть независимые специалисты", — сказал премьер в ходе часа вопросов к правительству в Верховной Раде в пятницу, 21 октября,
Собеседники Delo.UA говорят, сейчас идет борьба за сферу влияния на "Укрзализныцю" между бывшим главой Кабмина Арсением Яценюком и нынешним Владимиром Гройсманом. Владимир Омелян — квота Народного фронта.
О том, что новый глава правительства не очень охотно сотрудничает с руководителями госпредприятий предприятий, назначенных при бывшем премьер-министре, косвенно говорит и ситуация с назначениями в портах. Например, в большинстве морских портов не утверждены начальники — кандидатуры некоторых не согласовывает Кабмин и местные губернаторы.