Для того, чтобы в Украину зашло много новых инвесторов, в стране должен появиться стартап уровня Skype — бизнес-ангел Яника Мерило

Венчурный инвестор и основатель первого клуба бизнес-ангелов в Украине UAngel Яника Мерило о том, как стране перейти от аутсорсинга к созданию продуктовых компаний

Один из самых опытных и известных в Европе венчурных инвесторов, Яника Мерило уже полгода развивает экосистему стартапов и бизнес-ангелов в Украине. В интервью Delo.UA Яника поделилась наблюдениями за украинскими предпринимателями и советами, как Украине привлекать западные инвестиции и развивать свою ИТ-сферу.

В июне Вы запустили в Украине клуб бизнес-ангелов UAngel. Каких результатов удалось достичь за четыре месяца?

За первые четыре месяца у нас собралось 20 членов, мы вступили в Европейскую ассоциацию бизнес-ангелов EBAN, подключились к международной крупнейшей платформе стартапов и ангелов Gust, даже провели неожиданно популярное мероприятие в рамках IDCEE и 2 встречи ангелов и стартапов.

За время существования UAngel Вы уже смотрели на потенциальные стартапы, которые можно было бы предложить инвесторам?

Мы постоянно добавляем новые стартапы в базу Gust, где их уже могут видеть и оценить и наши ангелы. Также уже состоялось знакомство ангелов и стартапов, или pitching, на мероприятии открытия, и одно — в более неформальной обстановке Coffee Diligence. Второе мероприятие знакомства ангелов с проектами пройдет в конце октября, в планах проводить данные мероприятия раз в месяц; скоро планируем начать и обучение ангелов. Поступает уже достаточное количество интересных проектов, есть надежда и на первые сделки — это вопрос времени.

Вы считаете, в Украине есть стартапы, которые могут заинтересовать иностранных ангелов?

Да, конечно, есть. Хотя ангелы по своей сути более локальные и хотят инвестировать в проекты, с которыми могут постоянно и удобно общаться, я уверена, будут помогать. Также будут и совместные инвестиции местных и международных ангелов. Я думаю, самое вероятное — участие иностранных ангелов в сфере ИТ, где предприятия и команды меньше зависимы от страны и более глобальны. Но из-за глобальности, возможно, и наоборот. Например, недавно одна команда из EastLabs поступила в акселераторную программу в Эстонии, перспективно развивается и, надеемся, скоро будет общаться с эстонскими ангелами клуба EstBan.

Скажите, почему Вы решили развивать направление "бизнес-ангелов" в Украине?

Направление бизнес-ангелов крайне важно для развития экосистемы страны, а также малого и среднего предпринимательства, которое обычно является драйвером экономики — в мире 4 из 5 новых рабочих мест создают малые предприятия.

Например, в Европе в прошлом году в стартапы инвестировали 7,5 млрд евро. Из них венчурные фонды инвестировали 2 млрд, а ангелы — 5,5 млрд. Обычно ангелы инвестируют более маленькие суммы и на более ранних стадиях, поддерживая как раз самое трудное — начало. Крайне важно наличие этой прослойки — после денег предпринимателя и перед фондами ангелов или инвесторов, которые были бы готовы поддержать предприятие на той стадии, где еще нет достаточного объема для фoндов и банков. Но для того, чтобы появлялись большие и средние предприятия, надо их поддерживать уже в самом начале.

Кроме этого, Украина для меня очень близкая и важная страна, потому что у меня отец из Камeнец-Подольска, и с отцом я до сих пор говорю только на украинском языке. Все лета детства провела в Каменце, Чабанах и Киеве. Кроме того, мне кажется, что со своими знаниями и умениями я сейчас более полезна Украине, чем Эстонии. Очень интересно присутствовать при развитии новой бизнес-среды и экосистемы. Во многих вопросах касательно стартапов и предпринимательской среды Украина сейчас на том этапе, где Эстония была, наверное, в 1997-1999 году, до Skype и Евросоюза.

С какими проблемами Вы столкнулись в работе с бизнес-ангелами в Украине?

Hет таких неожиданных проблем — есть интересные вызовы. Самое основное, наверное, то, что ангелы не понимают, что они ангелы, и кто это "ангел". Также не понимают, что быть ангелом -это немножко другой подход, чем быть самому предпринимателем. То есть, обучение ангелов, наверное, самый большой вызов на следующие годы.

Есть много предпринимателей, которые учредили свое предприятие и которые, может, уже помогли одному-двум предпринимателям, но они не понимают, что они могли бы делать это систематично, и тем самым уменьшать риски и повышать вероятность рентабельности инвестиции.

Разные обзоры показывают, что диверсификация своего портфеля на несколько инвестиций и совместное инвестирование с другими ангелами значительно повышает вероятность того, что инвестиции будут удачными. Например, обзор ангелов в группах показывает, что если несколько ангелов совместно инвестируют и ангел реально занимается компанией, уделяет ей больше часа в неделю и предоставляет свои связи для помощи развитию, рентабельность инвестиционного портфеля может составлять 2,5-кратный размер инвестиций. Но для этого надо понимать, что делать, как делать и что ожидать.

То есть, инвесторы в Украине думают, что если они один раз внесли сумму, то им остается только ждать возврата инвестиций?

Да, но как раз на этой стадии инвестиции есть, с одной стороны, больше всего рисков, а с другой стороны — больше всего возможностей, но период инвестиции часто самый длинный.

B панель UAngels на IDCEE входили два опытных инвестора, которые сделали 150 ангельских сделок, и они сказали, что их период инвестиции уже доходит до 11 лет. Конечно, это очень долго, и понятно, что быть ангелом — это не просто сознательно зарабатывать деньги. Это делать правильное дело, делать то, что нравится, поддерживать команды, в которые веришь, и при этом есть надежда реально на этой инвестиции заработать. Многие удачные предприятия выросли с поддержкой ангелов, например Twitter, Google, PayPal, Facebook, Skype.

Какой процент инвесторов, которые не называют себя "ангелами", но являются ими?

Очень большой процент, но так не только в Украине. В мире дефиниция "ангел" достаточно нова, немногие знают, что это за отдельная категория инвесторов и какова их роль. Но я вижу в этом возможность, а не проблему. Может, и для них интересно узнать, как инвестировать более систематично, как подбирать проекты, работать с командами, диверсифицировать риски.

Например, я говорила с одним луганским предпринимателем, который переехал в Киев и уже инвестировал в несколько проектов. И готов инвестировать еще, но не знает, где искать проекты. UAngel дает возможность получить постоянный доступ к интересным командам и проектам, пообщаться с другими инвесторами и, может, вместе и проинвестировать.

Сколько ангелов уже подали заявки в UAngel и сколько сделок в этом году

ожидается?

На сегодня присоединились 20 ангелов, но в первый год запуска, наверное, еще трудно говорить о количестве сделок.

Например, у венчурных фондов в этом году в сфере IT до 10 сделок, но в перспективе ангелы должны быть более активными по количеству сделок, чем фонды. Мы надеемся, что в Украине за 2015 год сделок будет хотя бы столько же, сколько делают венчурные фонды, это уже был бы хороший результат.

В Финляндии на 5,5 млн населения приходится 350 активных бизнес-ангелов. В Эстонии примерно 90 при 1,3 млн населения, и они считаются самыми активными в Европе по количеству сделок. В прошлом эстонскими ангелами было заключено 85 сделок. Я думаю, что в Украине с 44 млн населения в перспективе потенциал больше.

Вы будете ограничивать число участников?

Нет. Чем больше разных интересных инвесторов из разных сфер деятельности, тем вероятнее, что предприятия найдут для себя подходящего инвестора и что ангелы найдут при желании их умения и знания дополняющего со-инвестора.

Хотя в Украине есть бизнес-ангелы, они обычно инвестируют отдельно. До UAngel не было общей платформы, где ангелы могли бы познакомиться, пообщаться, соинвестировать, найти интересные проекты. Kрайне важно сделать и в Украине, на примере других европейских стран, такую же среду, где ангелам и предпринимателям удалось бы встретиться, где ангелы имели бы доступ к интересным предприятиям, благодаря этому заключали бы сделки, а также, соинвестировали и этим минимизировали риски и суммы инвестиций. Например, в Эстонии примерно 80% сделок были соинвестициями между двумя, тремя или большим количеством ангелов.

Как Вы оцениваете работу бизнес-инкубаторов в Украине?

Я очень рада, что появляются новые бизнес-инкубаторы и акселераторы. Это очень трудная задача — образовать рынок и обучать его. Надеемся, что инкубаторов и акселераторов станет еще больше, и они появятся и в более маленьких городах, а не только в Киеве, Днепропетровске и Харькове. С одной стороны их работа крайнее важная, но с другой стороны также важно, чтобы после инкубатора были бы ангелы, от которых предприятия могли бы привлекать уже следующие деньги для продолжения развития. Проект, выходя из инкубатора, обычно еще не готов привлечь фонд или деньги банка, но уже есть концепция, продукт и что-то, что можно показать ангелу. Думаю, что для работающей целостной экосистемы важны и ангелы, и инкубаторы и акселераторы, и чем больше инкубаторов, тем выше качество проектов и выше вероятность привлечения инвестора.

Кто должен выступить инициатором создания таких инкубаторов в регионах?

В мире их развивает государство. В Америке до 95% из инкубаторов поддерживаются государством, и их задача не настолько заработать прибыль, насколько создать и поддержать экосистему и развитие предпринимательства. Очень трудная и статистически невероятная задача быть успешным инкубатором, используя только собственные средства.

Например, в Эстонии государство инвестирует около $100 млн в год из своих денег и из денег из Евросоюза в развитие предпринимательства, при том, что страна довольно небольшая. После успеха Skype стало намного проще понять необходимость инвестировать в создание благотворной почвы для предпринимателей. Этот пример показывает, насколько важны истории успеха — они привлекают инвесторов, инвесторы привлекают ноу-хау, деньги и т.д.

В Украине государство не поддерживает создание инкубаторов, программ акселераторов и фондoв соинвестиций. Значит, инкубаторы создаются с коммерческой составляющей, что крайнее трудно.

Есть статистика, сколько в год заключается сделок, сколько появляется стартапов?

Такой статистики в Украине нет и потому, одной из первых задач Венчурной Ассоциации UVCA будет создание обзора венчурного рынка и рынка прямых инвестиций. Создать обзор ангельского рынка крайне трудно и даже в странах, где ангелы являются членами бизнес-сетей или клубов ангелов, в статистике участвует лишь небольшое количество реальных сделок. Множество сделок, так сказать, "в тени" и они не отображаются в статистике.

IT-рынок Эстонии за десять лет прошел путь от аутсорсинга до создания продуктов. Как это удалось?

В Эстонии совпало сразу несколько важных моментов для развития среды. С одной стороны успех Skype заставил и других инвесторов посмотреть на Эстонию — что там еще может быть интересного. С другой стороны страна вошла в Евросоюз и начала получать значительные суммы на развитие, популяризацию и поддержку предпринимательства. С третьей стороны государство начало и само подталкивать предприятия создавать свои продукты и решения через аутсорсинг местному рынку. А также Эстония перестала быть дешевой страной для субподряда и надо было искать новые пути.

То есть Эстония превратилась в своеобразный инкубатор?

Да, можно и так сказать. Эстония и есть инкубатор или акселератор для молодых и начинающих предприятий, откуда уже выходят на более глобальные рынки. Так случилось уже со многими стартапами, например GrabCAD и TransferWise, которые начали свой путь в Эстонии и переехали в другие большие города, ближе к рынкам и инвесторам. При этом большинство программистов остались в Эстонии и дальше поддерживают экономику страны.

Какой потенциал Вы видите в Украине?

В Украине есть потенциал во многих сферах: и в агросфере, и в промышленности, но выше всего я оцениваю возможность выходить на глобальные рынки и создавать реальные истории успеха в сфере IT и high tech. Есть огромный pool или огромное количество "мозгов", имеющих очень хорошие перспективы для создания продуктов и стартапов, которые могут быть востребованы как в Украине, так и за ее пределами.

Очень интересно присутствовать в самом начале пути, где благодаря тому, что есть большое количество IT-специалистов, появляются уже и инкубаторы, и акселераторы, ангелы, фонды, инвесторы, и менторы. Мы только сейчас начнем слышать о реально громких историях успеха. Будем честными: многие истории, которые выдаются за украинские, в мировом масштабе либо еще не слишком крупные, либо не совсем украинские. Но я думаю, это вопрос времени (скорого времени), когда мы услышим о реально созданных у нас здесь крупных историях.

Инвесторы в Украине продолжают запрашивать 50% от доли в компании?

Они уже понимают, что это не совсем разумно. Классические ангелы сейчас запрашивают 8-15%. Например, я, как "старый венчурный капиталист", понимаю, что если я хочу больше 50%, то мне придется взять на себя всю ответственность за компанию. Нужно ли это мне? Нет, я хочу инвестировать в команду, которая мотивирована тем, что она делает, и будет дальше привлекать новых инвесторов. При этом даже если моя доля будет уменьшаться в процентах, стоимость доли будет увеличиваться.

В Эстонии больше денег инвестируют ангелы, а не венчурные фонды. В чем причина?

В Эстонии 1,5 активных венчурных фонда, один из них создали основатели Skypе. Они не интересуются сделками ниже $1 млн, а таких проектов в Эстонии не так уж много. Стартапы же требуют вливаний в размере $100, 200, 500 тыс. Еще одна причина — крупные стартапы ищут деньги не в Эстонии, а едут в Лондон или Финляндию, где больше инвесторов.

А в классическом понимании как должно быть?

Ангелы всегда вкладывают больше количественно, но с меньшими суммами. Например, в прошлом году средняя инвестиция на ангела в Европе была 165 000 евро, и это уже довольно много. У венчурного капитала своя роль, он заполняет нишу рынка на стадии после ангелов, когда предприятие уже готово привлекать более крупные инвестиции.

Вы уже более десяти лет работаете в сфере инвестирования в стартапы. Как распознать перспективный стартап?

Сердцем. Венчурные фонды смотрят на такие показатели, как IRR (внутренняя норма доходности), сильная команда, процент рынка, возможность экспорта и так далее. Ангелы же инвестируют свои деньги и могут больше позволить прочувствовать сердцем, что это точно та команда и идея, которыми они хотят заниматься, даже если это предприятие и не собирается стать следующим Skype и выходить на крупные новые рынки. И тут должно подсказать сердце, что это твое.

Расскажите о своем проекте по обучению 100 тыс. ИТ-специалистов по всей Украине.

Сегодня на рынке Украины примерно 100 000 программистов, и в некоторых сферах их постоянно не хватает, то есть даже при довольно хороших зарплатах существует потребность в большем количестве специалистов, чем рынок предлагает сегодня. Рынок растет примерно на 20-30% в год, и это очень быстрый рост. При этом из ВУЗов выходит 15 тысяч специалистов, из которых реально трудоустраиваются в сфере только 5 тысяч, максимум 10 тысяч.

Цель BrainBasket — обучить до 2020 года еще 100 тысяч специалистов и дать им первые навыки и умения работы в IT сфере. Проект является и государственным, и частным — то есть, с одной стороны, есть поддержка бывшего министра Шереметы; в наш наблюдательный совет входит министр образования Квит. С другой стороны, он финансируется частными предпринимателями IT-сферы, включая Ciklum, и частными донорами — например, программу поддерживает Ричард Брэнсон. Мы верим, что IT — это возможность создать новые перспективы, создать новые рабочие места с заработной платой выше среднего, и благодаря этому потихоньку создать реально средний класс в Украине, который зарабатывает не $300 в месяц, а $1500 и больше, как зарплаты в IT-сфере. Это создаст новые рабочие места, потому что IT-шники и где-то кушают, и где-то проводят свое свободное время. Я думаю, что в Украине историей успеха и драйвером экономики может быть как раз сфера IT и высокие технологии. Это то, с чем мы еще прозвучим в мире.

Кто будет финансировать эту инициативу?

Сейчас мы как раз начинаем сбор средств. Инвесторами выступят частично ИТ-компании, причем как украинские, так и зарубежные и стратегические доноры. Надеемся, что после запуска программы подключится и местное ИТ-сообщество, чтобы поддержать развитие перспективной молодежи и экономики.

Вы уже просчитывали стоимость этого проекта?

Сейчас можно сказать, что бюджет всего периода до 2020 года — до $10 млн, но это зависит и от окончательного формата: или мы будем обучать только тренеров и они — учеников, или будем и сами создавать классы и обучать учеников.