- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Украинские Реми Дэнтоны: Как работает легальный лоббизм в Украине
На рассмотрении в комитетах Верховной Рады сейчас находится свыше 3 400 законопроектов, но большинство из них имеет мизерные шансы быть внесенными в повестку дня в следующие три года работы парламента, хотя из-под пера народных избранников ежедневно выходит в среднем 8-12 законопроектов. Хорошо это или плохо, сказать сложно, но, по оценкам экспертов, лишь 10% всех проектов законов имеют претензию на качество, пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".
Одной из главных причин низкого качества экономических законопроектов является слабая коммуникация парламентариев с бизнесом, а также подготовка документов без участия компаний, на деятельность которых они непосредственно влияют.
Для поиска баланса между интересами бизнеса, государства и общества во многих западных странах прибегают к инструменту лоббирования. В нашей же стране формализованной модели сотрудничества государства и частного сектора нет, а шансы бизнеса быть услышанными зависят от личных отношений с должностными лицами и парламентариями или готовности решать вопросы по старинке с помощью "черной" бухгалтерии.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaАпологеты рынка лоббирования предлагают украинскому обществу пересмотреть свое отношение к этой услуге, а также задуматься о необходимости профессионального связующего звена между бизнесом и государством. Во-первых, экономика много теряет из-за неправильного диалога с бизнесом, который провоцирует недоверие и непонимание с его стороны. Во-вторых, отсутствие инструмента постоянной коммуникации порождает хаос, ведь после смены власти все инициативы предшественников, в том числе и законодательные, с большой долей вероятности канут в лету, а бизнесу необходимо будет начинать диалог с нуля.
Рынок без правил
Несмотря на то что нормативные правила игры лоббистов пока не выработаны, украинский бизнес уже сегодня прибегает к куда более цивилизованным инструментам взаимодействия с властью, чем коррупционные способы продвижения своих интересов.
В первую очередь услуги Government Relations (GR) и лоббирования предоставляют международные и бизнес-ассоциации, которые по своей сути являются представительными органами. Во-вторых, о предоставлении таких услуг на своих сайтах заявляют около 30 компаний с доступом к украинскому политикуму, в частности юридические, консалтинговые, политконсалтинговые, коммуникационные. Это такие компании, как Pavlenko Legal Group, Arzinger, CFC Consulting, SIC Group, PBN Hill+Knowlton Strategies, Mainstream и прочие. Кроме того, компетентные GR-специалисты есть едва ли не в каждой международной компании или финансово-промышленной группе, в частности в таких бизнес-структурах, как Nestle, East One, JTI, Imperial Tobacco, Cargile. Тем не менее представители бизнеса говорят, что компаний, которые профессионально предоставляют услуги по подготовке и проведению нормативных актов, на рынке от силы четыре или пять, а специалистов, которые действительно компетентны в сфере GR и лоббирования, не более 300 человек на всю страну.
В 2016-м об этой идее заговорили снова, причем в парламенте появилось сразу два законопроекта, которые, кстати, во многом отличаются: разнятся требования к лоббистам, процедуры получения статуса, видение регулирования рынка. В частности, один закон предусматривает создание реестра лоббистов и их обязательство публиковать информацию о себе и своей деятельности, разработчики же второго документа считают, что столь жесткое регулирование неуместно, ведь рынок пока недостаточно развит.
Отдельного внимания требует вопрос, что же будет стимулировать лоббистов, которые находятся в "тени", становиться открытыми игроками, говорят в Европейской Бизнес Ассоциации. "Пока не будет найден ответ на этот вопрос, вряд ли можно говорить об эффективности какого-либо регулирования, — поясняет исполнительный директор EBA Анна Деревянко. — Первым шагом к урегулированию могли бы стать правила и принципы работы лоббистов. В рамках Ассоциации действует Кодекс поведения лоббиста. Он предусматривает прозрачность деятельности, профессионализм, уважение к представителям власти, а также нетерпимость к проявлениям коррупции".
Ни GR-специалисты, ни инициаторы законопроектов о лоббировании не рассчитывают, что хотя бы один из внесенных документов будет принят в ближайшее время.
"С тем парламентом, который есть сейчас, я бы закон даже на повестку дня не ставила", — говорит управляющий партнер компании Pavlenko Legal Group Александра Павленко. Она подчеркивает, что сам термин "лоббирование" воспринимается в обществе неоднозначно, поэтому перспективы у закона появятся только после того, как будет задан правильный информационный фон. Сегодняшний популистский парламент, по мнению Павленко, не разобравшись, просто зароет законопроект с криками: "Коррупция!".
Перспектива для лоббистов
Наивно рассчитывать, что от коррупционных методов начнут отказываться, а рынок станет стремительно развиваться с принятием закона, признают GR-щики. "Чтобы лоббирование развивалось, нужны успешные примеры решения бизнесовых задач при посредничестве GR-компаний. Задача же компании, которая предоставляет услугу, состоит в том, чтобы синхронизировать интересы наших клиентов с интересами государства, пояснить всем участникам процесса, что мы все в одной лодке и решение проблемы позитивно для каждого из нас. Когда таких историй будет больше, украинские компании начнут смотреть в этом направлении, а не участвовать в коррупционных схемах", — уверен Юрий Сак, старший советник CFC Consulting.
Коррупционные методы решения вопросов могут быть более дешевой и, главное, более оперативной альтернативой цивилизованным, но длительным переговорам со всеми стейкхолдерами.
Кроме того, в случае коррупции нельзя быть уверенным, что решение будет прописано грамотно. "В таком случае бизнес получает новые коррупционные ренты от последующей команды власти", — добавляет Екатерина Одарченко из SIC Group.
Тем не менее, одним желанием бизнеса вести цивилизованный диалог тут не обойтись, необходима готовность власти слышать и учитывать интересы компаний. "Сегодня государство, как правило, встречается с бизнесом, чтобы послушать, покивать, сказав напоследок: "Мы ушли отрабатывать ваши предложения". Бизнес может выговориться, но взаимной коммуникации нет, потому-то вся работа с властью, особенно с народными депутатами, сегодня держится исключительно на контактах. А если у ассоциаций и GR-специалистов нет контактов в Раде, их голос не будет услышан. Диалог же зависит только от желания и инициативы людей при власти", — говорит Александра Павленко.
Хотя закон пока не принят, у компаний сегодня нет никаких проблем с предоставлением услуг лоббирования и GR. "Эту услугу можно сформулировать так, что она даже ляжет под КВЭД, например как консалтинг и аудит", — поясняет Ярослав Железняк, советник министра экономического развития и торговли по связям с Верховной Радой, который занимается сопровождением законопроектов Кабмина в парламенте. То есть цивилизованные возможности для бизнеса влиять на власть уже есть. "Но закон даст возможность понимать, кто влияет на те или иные решения, из каких соображений, в чьих интересах и какие бюджеты на эти цели тратятся", — подытоживает Денис Базилевич.
Как работает лоббизм
Классический набор инструментов GR-щиков и лоббистов — это петиции, письма, экспертные группы, помощь юристов и личные встречи с власть имущими. "Тем не менее, эффективность определяется не инструментами, а подходом к их использованию", — рассказывает Анатолий Хоменко, старший руководитель проектов по связям с правительством и общественностью PBN Hill+Knowlton Strategies.
Хоменко в свою очередь подчеркивает, что работа с органами власти будет результативной, если лоббист досконально знает проблемный вопрос и может коротко сформулировать позицию компании, понимает цепочку принятия решений в органах власти, позицию принимающих решение лиц и ее причины, а также если он готов предлагать свои решения и идти на компромисс.
Грамотный процесс Government Relations и лоббирования законопроектов предусматривает несколько этапов. Изначально нужно проанализировать, не идет ли идея, озвученная бизнесом, вразрез с существующим законодательством. Далее эксперты и участники рынка вместе готовят дорожную карту и идеологию изменений. После этого юристы занимаются оформлением документа в терминологии законодательства. "Параллельно мы ищем союзников на рынке, привлекаем профильные ассоциации, а также начинаем работу с профильным министерством, учитывая их мнение, присматриваемся к депутатам и ищем, кто мог бы выступить инициатором законопроекта", — рассказывает Александра Павленко.
Далее законопроект должен пройти через комитет Верховной Рады, оказаться в повестке дня и быть проголосован большинством депутатов. "Мы встречаемся с фракциями, их экспертными советами, отдельными депутатами", — рассказывает Ярослав Железняк. В таких переговорах очень важен прагматизм и аргументация, резюмирует GR-специалист.
По словам Александры Павленко, ответственно нужно подойти и к финансово-экономическому обоснованию документа. "Если для его реализации не нужны средства из бюджета, мы уже наверняка знаем, что Министерство финансов не будет против. В противном же случае с ними также нужно обсудить этот нормативный акт", — отмечает юрист.
Где спрос
Начиная с 2014 года спрос компаний реального сектора на услуги GR-специалистов и лоббистов, по словам самих участников рынка, вырос. "Основная задача бизнеса состоит в производстве, создании рабочих мест, получении дохода. Бизнес не может сидеть 24 часа в сутки возле парламента, но инициативы министерств и Верховной Рады на него очень влияют, поэтому прослойка между ним и государством сейчас куется самим временем", — говорит Павленко.
Самый высокий интерес к услугам лоббизма демонстрируют сегодня международные компании, в частности Nestle, Tetra Pak, Shell, Imperial Tobacco, а также украинские компании с офисами за границей или работающие на экспорт. "В глобальных компаниях есть более четкое понимание, что такое GR и почему он важен для повседневной операционной деятельности компании. Не будет преувеличением сказать, что украинские компании пока не очень понимают его важность", — признает Юрий Сак из CFC Consulting. Системный подход к лоббированию интересов доступен не каждому, по сути, как и любой грамотный проектный менеджмент, рассказывают GR-щики.
Обращаются же компании, в частности, за услугами в подготовке и сопровождении законопроектов, постановлений Кабмина, приказов отдельных министерств, а также просят организовать и провести переговоры с органами власти и государственными предприятиями, к примеру о выполнении договорных обязательств. "Договора о проектах или об инвестициях, которые были заключены при предыдущей власти, часто сейчас не выполняются. Их теряют, забывают или просто не выполняют. Особенно часто такое бывает с договорами о строительстве или же с просроченной задолженностью по каким-то проектам. И речь может идти о миллиардах гривень", — поясняет Александра Павленко.
В Европейской Бизнес Ассоциации говорят, что бизнес приходит с конкретными проблемами, которые зачастую затрагивают интересы целой отрасли. "Профильные комитеты Ассоциации прямо контактируют с уполномоченными госслужащими. Проблем в целом не возникает: все министерства и ведомства прислушиваются к вопросам, которые волнуют инвесторов, а также готовы сотрудничать", — отмечает Анна Деревянко. По ее словам, мешает процессу чрезмерная бюрократизация госорганов, которая значительно замедляет реакцию на обращения.
К услугам GR-щиков часто прибегают международные компании, которые только заходят в страну, например Uber, когда выходил на украинский рынок. "Изначально у компании была задача объяснить соответствующим госорганам суть своей бизнес модели и ее экономические преимущества. Для этого была нужна прямая коммуникация с правительственными структурами и КГГА. Потом же появилась информация о том, что в парламенте инициирован процеcс разработки законопроекта о реформировании рынка такси с целью выведения его из тени. Это документ, который потенциально мог повлиять на работу Uberв Украине. Потому мы проанализировали документ с юристами, определили моменты, которые не способствуют рынку в целом и компании Uber в частности. Также встретились с авторами законопроекта, специалистами Мининфраструктуры, которые участвовали в подготовке документа, и попытались понятно и убедительно донести позицию", — рассказывает Юрий Сак.
Кроме того, есть GR-проекты, которые напрямую не связаны с нормотворчеством. Компании, в частности, заказывают проведение анализа изменений в структуре принятия решений, обзоры экономической, регуляторной или отраслевой политики. Также поступают запросы на проведение переговоров с контролирующими органами по спорным начислениям штрафов или с Минэкономики по проблемам с экспортными лицензиями.
Ассоциации vs GR-компании
У украинских компаний в последние годы все больше возможностей присоединиться к бизнес-ассоциациями или же к специализированным отраслевым ассоциациям, которые как раз должны выполнять функции представительства интересов. Европейская бизнес-ассоциация (EBA) и Американская торговая палата (ACC) — это два крупнейших и наиболее влиятельных объединения. Их членами являются преимущественно средние и крупные компании, а также большинство международных игроков на украинском рынке.
"Действовать компании через ассоциацию обычно надежнее, чем самостоятельно, ведь в таком случае вам не смогут предъявить, что вы "пробиваете" какое-то решение исключительно в своих интересах. Когда ассоциации что-то лоббируют — это интерес в первую очередь потребителя, отрасли или же индустрии, а никак не отдельной компании", — поясняет Геннадий Радченко, заместитель главы правления компании "Укрнафта". Он также подчеркивает, что EBA и ACC берут в первую очередь репутацией и авторитетом как участников, так и объединения в общем.
На базе этих организаций действуют отраслевые комитеты, которые как раз и участвуют в разработке соответствующих нормативных актов. Кроме того, организации прибегают к таким инструментам, как встречи и мероприятия с участием органов власти, официальные письма и обращения. "В течение 2016-го Палата успешно провела 700 мероприятий, в том числе 119 высокого уровня при участии Кабмина, Верховной Рады, президента, правительства и посольства США. Практически каждый день мы пишем официальные письма с позицией компаний-членов Палаты. За 2016-й мы обратились к ответственным органам власти через официальные письма более 300 раз", — рассказывает Татьяна Прокопчук, вице-президент Американской торговой палаты в Украине по вопросам стратегического развития. В свою очередь Геннадий Радченко из "Укрнафты" подчеркивает, что каждое украинское правительство открыто, прежде всего, представителям именно этих объединений бизнеса.
Это престижные ассоциации, к чьему мнению власть прислушивается. Тем не менее, с точки зрения отдельной компании их возможности все же ограничены. В Европейской бизнес-ассоциации около 900 членов, в Американской торговой палате — около 600, а потому решать проблемы одной компании с их помощью не получится, ведь они обязаны учитывать пожелания каждого члена. "Задача ассоциаций — создать условия рынка в целом, а не обеспечить место компании на этом рынке", — подчеркивает Денис Базилевич. Так что конкретные задачи или проблемы одной компании-члена нужно решать своими силами, в том числе обращаясь к GR-компаниям, которые вольны подписывать контракты с любыми игроками.
Цена вопроса
Стоимость членства в ассоциациях разнится. Члены Европейской бизнес-ассоциации ежегодно платят 750-1 400 евро в зависимости от количества сотрудников по всему миру. Членство в Американской торговой палате немного дороже и обходится участникам от $750 в год для учебных заведений до $3 200 для компаний, где работает больше 100 сотрудников.
"Все зависит от инструментов, которые будут использованы: идет ли речь о разработке законопроекта либо другого нормативного акта, сколько необходимо времени юристов для решения задачи, а также этапов переговоров", — поясняют в Pavlenko Legal Group. При подготовке законопроекта наибольшими статьями расходов будет юридическая работа, а также обсуждение изменений со стейкхолдерами и в прессе, рассказывают в SIC Group.
В свою очередь переговорные и аналитические GR-проекты обойдутся бизнесу дешевле — приблизительно от 7 тыс. до 35 тыс. евро. Стоимость опять-таки зависит от сложности задачи и объема работ, подытоживают в CFC Consulting.