НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Украинские самолеты летают в ЕС, Австралии и даже Чили — главный конструктор "Аэропракт"

Украинские самолеты летают в ЕС, Австралии и даже Чили — главный конструктор "Аэропракт"
Украину никогда не воспринимали как конкурента в производстве самолетов. Но компании "Аэропракт" удалось закрепиться на рынке и создавать конкуренцию мировым производителям

Украинская компания "Аэропракт" уже больше 20 лет производит самолеты, которые летают по всему миру — от Австралии до Чили. Это сверхлегкие двухместные самолеты, масса которых вместе с пилотом и бензином составляет до 450 кг.

Около 50% самолетов компании продается в страны Евросоюза — в основном частным лицам и в летные школы. Главный конструктор "Аэропракт" Юрий Яковлев для проекта Delo.UA и Делегации ЕС в Украине "БизнЕС вместе" рассказал, что Украину никогда не воспринимали как конкурента в производстве самолетов. Но украинской компании при этом удалось закрепиться на мировом рынке.

Сколько самолетов в год вы производите?

В прошлом году мы произвели 91 самолет. И это пока для нас рекордное количество. Спрос, на самом деле, больше, но в текущих условиях мы не готовы увеличить производство, поскольку реально страдаем от недостатка площадей. Сейчас, чтобы собрать новый самолет, другой нужно разобрать и куда-то сдвинуть. В этом году мы планируем построить помещение вдвое больше текущего. Будет больше пространства, и мы сможем с меньшей трудоемкостью производить больше самолетов.

Кто покупатель украинских самолетов?

Около 50% самолетов, то есть 45, в прошлом году мы продали в Европейский Союз.

Основной заказчик в ЕС сейчас Франция. Также много покупают в Германии, Испании, Польше и Норвегии.

В Австралию поставляем больше 20 самолетов в год, фактически — 25%. В Соединенные Штаты сейчас продаем 6-7 самолетов в год.

Есть покупатели из Чили, Аргентины, Бразилии. Есть самолет в Панаме и Гватемале. В Южной Африке и Кении наши самолеты патрулируют заповедники. Пока наших самолетов нет только в Антарктиде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нам не верили, что Украина может производить классный и дорогой товар — директор Ugears

В Африке на ваших самолетах следят за заповедниками, а в других странах для каких целей покупают?

Большинство наших покупателей — это частные лица, которые неплохо зарабатывают, чтобы заполучить такую "игрушку". Это люди, которые просто хотят летать.

Много наших самолетов — думаю, около четверти — в летных школах, люди учатся на них летать. Также наши самолеты используют для аэрофотосъемки, обработки полей.

В Австралии, например, их используют для выпаса животных. Там коровы и козы не пасутся на ограниченной площади, их пасут в прериях с помощью самолетов и вертолетов.

Один сверхлегкий самолет производится за 1,5 тыс. часов, то есть за 6-8 месяцев

Продаются ли ваши самолеты в Украине?

Прошлый год был для нас рекордным — мы продали 3 самолета. Это не много, но все же.

Один самолет продали Службе безопасности Украины для спецопераций. Два других — частным лицам.

Один из наших самолетов, кстати, летал в АТО. Мы предоставили его разведке, благодаря ему был сбит чужой беспилотник.

Какое место "Аэропракт" занимает в мире и кто ваши конкуренты?

Ежегодно в мире продается около 2 тыс. ультралегких самолетов (доля "Аэропракт" около 5% — ред.). Мы третья компания в мире по производству таких самолетов. Первые — итальянцы, а вторые — словенцы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Есть ли место украинскому малому и среднему бизнесу на рынке Евросоюза

Чем вам удается конкурировать, дело в цене?

В мире в нашем сегменте работают в основном любители. Я с моим партнером Олегом Литовченко пришли из серьезной авиации, из госпредприятия "Антонов", нам легче производить.

Возможно, наши самолеты не лучшие в мире. Но они и не хуже. Мы внимательно относимся к нашим клиентам. Была, например, история, когда одному покупателю пришел самолет, а он обнаружил трещины на лобовом стекле. Мы проверили всю партию материала. Но в течение нескольких дней мы отправили клиенту новое стекло.

Имеет ли ваш самолет особенности или технические характеристики, которые лучше, чем у конкурентов?

Наш самолет не блещет характеристиками. Это не самая быстрая модель, не самая экономичная. Но наш самолет качественный и безопасный.

Самолеты "Аэропракт" — такие себе небесные внедорожники.

Наши самолеты легко садятся вне аэродрома. В этом их конкурентное преимущество.

Но наши самолеты действительно дешевле, чем, например, австрийского или немецкого производства. Это нам, кстати, помогло на рынке Объединенных Арабских Эмиратов. Мы показатели качество, но по более низкой цене.

Сколько, кстати, стоит двухместный самолет made in Ukraine ?

Минимальная цена — 45 тыс. евро. Это доступная для многих людей цена.

Тяжело ли украинскому производителю было выйти на рынок Европы?

Собственно говоря, если делаешь качественный продукт, то ничего сложного. Мы начали строить свой бизнес в 90-х, украинского рынка для самолетов не было вовсе.

Нужно было продавать туда, где есть деньги.

А в Европу легче продать, чем, например, в Соединенные Штаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как зарабатывать на верхней одежде — опыт украинского бренда Trempel

Существуют ли барьеры для украинской компании, которая хочет продавать самолеты в ЕС?

В Европе не считали Украину опасным конкурентом в производстве воздушных судов. Поэтому пошлины на поставку украинских самолетов на европейский рынок не устанавливали. Это сейчас Украина уже известна как авиационный производитель легких самолетов.

На производстве "Аэропракт" около 10-15 станков, которые рубят металлические пластины, вырезают из них детали, сверлят, фрезеруют, придают необходимую форму

А что касается сертификации и требований к безопасности самолетов?

Здесь есть свои особенности. Самолеты, которые мы производим, не подпадают под регламент Евросоюза, они из него исключены. То есть нет единых для ЕС правил сертификации самолетов весом до 450 кг, каждая страна устанавливает свой порядок.

И правила для наших самолетов проще, чем, к примеру, общеевропейские для самолетов весом 600 кг.

Но из-за отсутствия единых требований есть и свои проблемы. Ведь нам с каждой страной Евросоюза приходится работать отдельно, приходится отдельно получать сертификаты и разрешения.

Сложно ли получать разрешительные документы в странах Европы?

Давайте рассмотрим ситуацию на примере немецкого сертификата. Он, кстати, признается еще в Польше, Норвегии и Франции. Получение сертификата заняло у нас пару лет. Но если бы мы интенсивнее работали, то удалось бы за полгода-год.

Сертификаты выдают органы, которые отвечают за безопасность в авиации (аналогичные Госавиаслужбе в Украине — ред.). Мы обращаемся в эти органы, предоставляем все документы, что наш самолет соответствует требованиям, показываем расчеты его прочности, скорости полета, и что его колеса вынесут нагрузку. Также нужно, например, показать договор с дилером, что наш самолет будут обслуживать в этой стране.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Инноватор из Бедевли: как построить мебельный бизнес с марсианским потенциалом

Для своих самолетов вы покупаете двигатели в Австрии. Подешевели ли они и другие комплектующие после вступления в действие Зоны свободной торговли?

Действительно, украинских материалов в наших самолетах фактически нет. Единственное — это, наверное, стеклоткань, она производится в Харькове. Все остальные материалы — авиационный алюминий, прочная сталь, смола, комплектующие, двигатели, оборудование, болты и гайки — мы покупаем в других странах. Алюминий, сталь, болты, гайки — в Соединенных Штатах. Двигатель — австрийский. Но для нас, по сути, ничего не поменялось. Ведь ввоз авиационной продукции не ограничивался и с нашей стороны.

Вы, кстати, не думали выпустить самолет с электродвигателем?

Я не вижу коммерческих перспектив в ближайшем будущем. Заряд аккумулятора будет очень ограниченным, а время зарядки — очень долгим.

Чтобы пролететь час, нужно заряжаться в течение нескольких часов.

Есть производители самолетов, которые грезили тем, чтобы создать самолет на солнечных батареях, который облетит вокруг мира. Какие у вас профессиональные амбиции?

Я не смог стать военным или гражданским пилотом из-за особенностей зрения. Но все же летать могу. Начал этот бизнес потому, что хотел летать на построенных своими руками самолетах. Я человек более приземленный, практичный хочу сделать много самолетов, чтобы больше людей научились летать.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram