Украинский рынок логистики построен на доставке импортных товаров — совладелец Delivery Group

Как развивается рынок логистики последние 10 лет, почему кризис 2014 года не сказался на объемах грузоперевозок и запустят ли в ближайшее время в Украине автоматизированную доставку. Об этом в интервью Delo.UA рассказал совладелец Delivery Group Андрей Ивасив
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как вы оцениваете рынок логистики в Украине сегодня?

Рынок логистики состоит из нескольких направлений: железнодорожные перевозки, морские, автомобильные, авиационные. И в каждом из них свои тенденции.

С 2014 года объем ж/д-перевозок изменялся в зависимости от того, какая политическая и экономическая ситуация была на тот момент в стране.

Автомобильные перевозки, напротив, на протяжении всего этого периода были стабильны. При этом автоперевозки подразделяются на сегменты — полный фрахт и сборные грузы. Наша специализация — это сборные грузы (ООО "Деливери") и полный фрахт (ООО "Деливери-Авто"), гораздо меньший сегмент по компании занимают почтовые перевозки — до 6-7%. При этом, именно сегмент грузов до 30 кг развивается в Украине наиболее активно и стабильно — не менее 10% в год, что связано, в первую очередь, со стремительным развитием e-commerce. Такой рост, мы предполагаем, будет продолжаться ближайшие несколько лет, пока объем украинского рынка не сравняется со среднеевропейским. Сегмент сборных грузов также растет, прибавляя не менее 5% за год.

Если говорить о полнофрахтованных перевозках в Украине, то тут динамика скорее отрицательная. Сократилось количество клиентов, которые заказывали полную машину. Для нас это падение рынка было не столь болезненным, так как сократилось и количество игроков в данном сегменте. Частично на их уход повлияли военные действия. Так, в Донецкой и Луганской областях большинство перевозчиков прекратили свою работу.
Кроме того, многие перевозчики, располагающие в Украине парком машин от 10 до 20 штук, стали мигрировать в Польшу. Так как тенденция эта прослеживается еще с 2014 года, допускаю, что решающим фактором стали более простые, в сравнении с Украиной, условия ведения бизнеса.

Увеличилось количество отправок небольших партий товара — те, кто раньше заказывал фуру, теперь заказывает паллетами.

Но в целом объем рынка логистики остается стабильным, просто произошло некоторое перераспределение спроса между сегментами.

Кто сегодня ваш самый активный клиент?

Наши основные клиенты — это средний и малый бизнес. Крупный бизнес чаще всего выстраивает свою логистику самостоятельно, отдавая логистическим операторам небольшие заказы. Крупный бизнес выстраивает процессы под себя, требуя особых партнерских условий от каждого перевозчика, к которому обращается. Поэтому нормальная практика — это работа с несколькими логистическими операторами для разделения рисков перевозки.

Если говорить о конкретных отраслях, то в последнее время активизировались производители мебели, товаров легкой промышленности, дистрибуторы автозапчастей.

При этом стоит подчеркнуть, что украинский рынок логистики держится на импортных товарах. Тому несколько причин — украинские производители чаще всего реализуют свои товары через сеть дистрибьюторов: когда отдельно зафрахтованный автомобиль следует на дистрибуторский центр, где происходит контроль всего логистического процесса — от координирования логистики — до сортировки, упаковки и отправки заказов. Это тот самый пример самостоятельно выстроенной логистики.

Конкуренция высокая. Я осмелюсь сказать, что она намного выше, чем, например, на рынке мобильной телефонной связи

Насколько часто сегодня компании переходят от аутсосринга в логистике к инсорсингу?

Все зависит от того, какие инвестиционные ресурсы компания может привлечь.

Те, кто считают деньги и сокращают расходы, отдают логистику на аутсорсинг. Это связано и с желанием уменьшить риски.

Те, кто располагает широкими материальными, техническими и человеческими ресурсами, готов увеличивать свои мощности, массово привлекать новых клиентов, вкладываться в мощное маркетинговое продвижение, — те практикуют инсорсинг или отдают свою логистику на 3-PL операторов. По факту таких компаний в Украине единицы. К ним, к примеру, можно отнести одного из крупнейших отечественных ритейлеров строительных материалов — "Эпицентр", который получает товары из-за рубежа и формирует отправки по заказам уже в Украине. "Эпицентр", выстроив инсорсинг, имеет возможность диктовать собственные условия: он активно "загоняет" своих клиентов в данную систему перевозок.

По схожему пути пошли и другие крупные ритейлеры. Но сказать, что в целом рынок движется в направлении инсорсинга нельзя.

Со своей стороны, мы советует аутсорсинг. Потому что компания, которая специализируется на предоставлении услуг логистики, проще находит оптимальное решение для клиентов, она полностью несет ответственность за груз.

Насколько высока конкуренция на рынке грузоперевозок?

Конкуренция высокая. Я осмелюсь сказать, что она намного выше, чем, например, на рынке мобильной телефонной связи. Поэтому все игроки внимательно смотрят друг на друга: за изменением тарифов, введением новых услуг, переориентированием на новые сегменты обслуживания. Большинство логистических компаний проводят самостоятельные маркетинговые исследования, потому что до сих пор никто не готов открыто давать информацию по рынку и его объему.

На рынке сегодня достаточное число логистических, почтовых и курьерских операторов. Однако новых игроков национального масштаба не появляется, так как новым компаниям сегодня намного сложнее выйти на рынок, чем, к примеру, 10 лет назад. Есть примеры смелых региональных стартапов, которые развиваются в успешные бизнесы. Однако до национальных масштабов они не дорастают.

Высокая конкуренция заставляет большинство игроков демпинговать. То есть, предлагать клиентам скидку от цены, которая была озвучена другой компанией-перевозчиком. С такими черными схемами конкуренции бороться бесполезно — ведь каждый бизнес развивается в соответствии с моральными принципами собственников. Лично мы никогда не применяем метод демпинга, а конкурируем на рынке качеством услуг.

Мы предлагаем индивидуальные условия, только крупным клиентам. Во всех остальных случаях мы пытаемся стандартными инструментами удовлетворить все потребности клиентов, в частности, благодаря программе лояльности. Кроме того, мы предлагаем особые условия по страхованию, так как у нас есть связанная с Группой страховая компания "Кворум". Комплекс этих мер позволяет нам конкурировать на рынке.

Увеличивается ли в последние годы доля перевозок из Украины в страны ЕС?

Этот сегмент растет, но он по-прежнему занимает незначительную долю, потому мы не делаем на него ставку.

Разве украинский малый и средний бизнес не стал активнее осваивать зарубежные рынки?

Бума нет. К тому же долларовый эквивалент экспорта сегодня куда ниже, чем был, к примеру, в 2013 году. Разве что произошло перераспределение потоков: к примеру, экспорт в Россию значительно снизился, на фоне роста экспорта в другие страны.

Как за последний год поменялись продуктовый портфель компаний?

В этом году мы запустили первую программу лояльности в логистике для постоянных клиентов Delivery Group. За пользование услугами каждой из компаний группы — "Деливери", DelTruck, Delivery-International, СК "Кворум" — наш клиент получает баллы, которые может обменять либо на скидку, либо на подарки. Это стало возможным после объединения наших четырех компаний в единую группу.

Мы стали первой и пока единственной компанией на рынке, которая предлагает для своих клиентов добровольное страхование грузов в его классическом варианте. В качестве страхового партнера клиент может выбрать cтраховую компанию "Кворум", входящую в нашу группу.

До сих пор в нашем сегменте перевозчики завуалированно снимают "страховой платеж", за счет этих средств, формируя портфель для возмещения. Но оказывать услуги страхования в Украине, согласно Закону "О страховании", могут только финансовые учреждения, организованные по Закону Украины "О хозяйственных обществах" с учетом особенностей, предусмотренных Законом "О страховании", а также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.

Предоставление услуг страхования не страховой компанией является прямым нарушением закона. Поэтому многие операторы скрывают его под другими названиями: "комиссионный сбор", "дополнительные услуги", что тянет за собой массу нарушений. Так как, к примеру, страхование не облагается налогом на добавленную стоимость, а со всех услуг компании должен уплачиваться данный налог.

Следуя букве закона, мы пошли не самым простым, но самым правильным путем — организовав собственную страховую компанию "Кворум", мы обеспечили своих клиентов качественным страховым продуктом. И, надеюсь, в этом послужим примером для рынка.

Страховой продукт, реализуемый Delivery Group, является добровольным. Договор страхования гарантирует компенсацию возможных убытков, возникших в результате повреждения или уничтожения груза во время его перевозки, перегрузки и хранения "С ответственностью за все риски", т. е. возмещается ущерб, возникающий по любой причине. На страхование принимаются все категории грузов (штучные, навалочные и наливные), которые перевозятся с соблюдением установленных законодательством норм и правил упаковки и транспортировки.

По условиям страхования клиентам предлагается нулевая франшиза.

Страховое возмещение выплачивается в пределах страховой суммы после предоставления клиентом всех подтверждающих документов.

Еще один сервис, который выгодно отличает нас от других компаний, — это Delivery-Shop — онлайн-платформа для покупки товаров в интернет-магазинах США и Европы. На сайте Delivery-Shop представлены около 90 зарубежных онлайн-магазинов, среди которых и такие гиганты, как Amazon, Walmart, Zappos, ориентированные на продажу реальных товаров массового потребления, и менее известные в Украине нишевые бренды одежды, обуви и парфюмерии, такие как Belk, Everlast, Levi"s, Victoria"s Secrets, Ralph Lauren, COS и другие. Процесс выбора, заказа и оплаты товара, а также оплата доставки совершаются всего в несколько кликов через один сайт Delivery-Shop.

Можно с уверенностью сказать, что на сегодня Delivery-Shop не имеет аналогов в Украине. Благодаря тому, что все магазины уже интегрированы в сервис, вы можете одновременно совершать покупки на нескольких зарубежных онлайн-площадках. Все выбранные товары "упадут" в одну корзину, и вам потребуется только единожды оформить и оплатить заказ на Delivery-Shop. Таким образом, Вы совершаете покупку с нескольких магазинов в одну корзину, делаете расчет стоимости вместе с доставкой, оплачиваете, и товар приезжает к нам на склад, мы его проверяем и доставляем вам.

Есть ли ограничения по стоимости товаров, доставляемых через Delivery-Shop?

В Украине действует порог беспошлинного ввоза — 150 евро.

Учитывая тренд доставки товаров дронами и роботами, как вы видите будущее логистики в мире?

Я скептически отношусь к доставке посылок дронами. Могу предположить, что это возможно физически, но есть два момента, которые не позволяют развиваться автоматизации в таком виде: первый — дальность и второй — вручение отправлений. У нас требуется подтверждение. Законодательство говорит нам, что мы должны доказать, что мы вручили посылку. Пока не изменятся эти правила, не будет активно развиваться автоматизация в доставке грузов.

Если говорить о развитии рынка логистики — то все активнее будут использоваться сервисы, связанные с интеграцией баз данных. Сейчас мы активно развиваем электронную подпись, переводим товаросопроводительные документы в электронный формат. Все будут стараться оптимизировать отношения с клиентами и переходить в электронный режим.

Еще одна тенденция — передача логистических процессов на аутсорсинг 3PL и 5PL провайдерам. Данные провайдеры возьмут на себя всю ответственность и контроль за грузопотоком, обработкой заказов, сортировкой, последней милей в доставке к конечному потребителю. Клиенту же останется только получить деньги, а также документы о подтверждении платежей. Такие услуги будут расти и развиваться.

Будет также происходить дальнейшее сегментирование рынка, укрупнение: небольшие игроки будут уходить, исключением могут быть курьерские службы на рынке B2С.