НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Украинским ритейлерам кризис не стал помехой — рынок растет

Украинским ритейлерам кризис не стал помехой — рынок растет
Крупные игроки рынка поглощают сети, наращивают оборот, делая отрасль еще более привлекательной для инвестиций

По данным исследователей компании GT Partners Ukraine, за первое полугодие 2020 года продовольственные ритейлеры заметно подросли. За этот период сетевые FMCG-операторы Украины открыли 340 магазинов, что почти на 100 магазинов больше, чем в прошлом году. По итогам двух кварталов 2020 года динамика открытий новых торговых точек превысила уровень 2019 года почти на 40%.

По данным Госстата, за январь-август 2020 года товарооборот предприятий розничной торговли увеличился на 5,9% против аналогичного периода 2019 года — до 542 млрд грн. Одной из причин увеличения спроса на продукты питания стала пандемия.

На сегодняшний день, включая все активности на рынке — от сделок по поглощениям, ребрендинга торговых точек до открытия новых магазинов, — лидерами стали "АТБ-Маркет", Fozzy Group, Volwest Retail (магазины "Наш Край", "Наш Край Экспресс", SPAR), "Львовхолод" (магазины "Рукавичка") и сеть "КОЛО".

Причем по количеству открытых новых торговых точек "КОЛО" потеснила "ЭКО-маркет" на шестое место и почти догнала "АТБ-Маркет" по динамике запуска новых магазинов. За полгода "АТБ" открыл 56 магазинов, "КОЛО" — 47 новых торговых точек.

Еще один крупный украинский ритейлер Fozzy Group развивается благодаря своей инвестиционной привлекательности. Сети удалось получить кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму около $60 млн. На эти деньги ритейлер планирует открыть и обновить 41 супермаркет "Сильпо" и 29 магазинов "Фора". В контексте инвестиционной программы также указано, что "Cильпо" запустит первый "зеленый" супермаркет в Украине — магазин, полностью соответствующий принципам экологической эффективности зданий по стандарту BREEAM.

За полгода "АТБ" открыл 56 магазинов, "КОЛО" — 47 новых торговых точек. Темпы расширения супермаркетов "КОЛО" впечатляют: компания не собирается останавливаться и продолжает поиски небольших помещений под открытие новых торговых точек в формате "у дома"

В этом же году долгосрочный кредит от ЕБРР на $100 млн получила сеть супермаркетов Novus. Цель — расширение сети и строительство логистического центра в Киеве. Позже Novus объявил о поглощении сети Billa. Компания Consul Trade House UAB (собственник ООО "Новус Украина") и Rewe International AG договорились о покупке 100% доли в уставном капитале "Билла-Украина".

Сегодня Novus объединяет мультиформатную сеть в Украине, насчитывающую 46 магазинов, оборот которых в прошлом году достиг 11,5 млрд грн. Выручка Billa за прошлый год составила 2,8 млрд грн. Оборот обоих ритейлеров равен 14,3 млрд грн, что позволяет им обогнать Varus с его 13,5 млрд грн выручки. Данную покупку уже назвали крупнейшей сделкой в сфере продовольственного ритейла. Эксперты пророчат, что Novus займет пятую строчку рейтинга ритейлеров по обороту.

Стоит отметить еще одно слияние ритейлеров формата дрогери. Речь идет о слия­нии сети Prostor с "КОСМО". Таким образом новый ритейлер нарастит свою долю на рынке и займет новые строчки в отраслевых рейтингах. Переговоры о слиянии шли еще в 2018 году. Тогда сумма сделки оценивалась примерно в $15 млн.

Привлекательным для инвестиций оказался не только продовольственный ритейл. Большие планы по развитию у компании "Эпицентр К", которая намерена расширять свое присутствие на украинском рынке. Она рассматривает покупку сети на 100-200 аптек. В планах расширение сетей "Аптека", "Медтехника" и "Средства защиты", причем располагать новые магазины будут на одной торговой площади.

Привлекательным для инвестиций оказался не только продовольственный ритейл. Большие планы по развитию у компании "Эпицентр К", которая намерена расширять свое присутствие на украинском рынке

Адаптировался к ситуации на рынке и ритейлер ОККО. С момента объявления карантина в магазинах на АЗК введены новые группы товаров, которые сейчас наиболее востребованы клиентом. Очень своевременным стал запуск в 15 городах Украины доставки готовых блюд и товаров из магазинов через партнерский сервис Glovo. Существенно расширен был и функционал сервиса бесконтактной оплаты OKKO Pay. Теперь клиенты могут не только заправить авто, но и купить кофе и порядка 100 товаров в магазине и кафе.

В сети АЗС WOG также карантин встретили во всеоружии. Они презентовали новые функции в своем приложении PRIDE. Теперь в фирменной программе компании можно сделать предварительный заказ блюд и напитков из ассортимента кафе. Приложение проинформирует о готовности заказа сообщения. Забрать заказ можно не выходя из машины.

Крупнейшие ритейлеры по выручке за 2019 год

"АТБ-Маркет" основан в 1993 году корпорацией "АТБ". В 2000-х сеть "АТБ" впервые в Украине внедрила новую систему самообслуживания в формате дискаунтера. Компания активно открывает новые магазины и тестирует новые форматы ритейла. Выручка за прошлый год составила 104,9 млрд грн, в компании работает 49,3 тысяч сотрудников. "АТБ-Маркет" заняла первое место в рейтинге топ-10 продовольственных операторов Украины по количеству открытых магазинов. Сейчас сеть насчитывает 1174 торговые точки по всей Украине.

Fozzy Group — одна из крупнейших торгово-промышленных групп Украины. Розничное направление включает около 700 магазинов по всей стране. Группа также занимается производством продуктов питания, банковским и ресторанным бизнесом, логистикой, имеет собственного оператора почтовой доставки Justin. В команде Fozzy Group работает более 55 тыс. человек. Рост оборота Fozzy Group в 2019 году составил 18%. За год компания открыла 71 магазин, уплатила 3,85 млрд грн налогов.

Национальная сеть торговых центров "Эпицентр", основанная в 2003 году, работает в сфере непродовольственного ритейла. Штат насчитывает 34 тысячи сотрудников. Ежегодно торговые центры "Эпицентр" посещают почти 65 млн покупателей. За восемь месяцев 2020 года компания уже заплатила более 4 млрд грн налогов, инвестировала в экономику более 9,5 млрд грн. Компания планирует развивать сеть аптек, открывать новые ТЦ в райцентрах, строить и запускать логистические и фулфилмент-центры.

Сеть АЗК ОККО входит в состав OKKO Group и является одной из крупнейших автозаправочных сетей в Украине, которая насчитывает около 410 АЗК. В структуре компании действует сеть заведений питания в дороге, работающих под брендами Hot café, A la minute, Pasta Mia и Meiwei. Подразделения сети занимаются реализацией товаров через магазины на АЗК, продажей нефтепродуктов большим и малым оптом, предоставляют услуги по экспертизе качества топлива, хранения и транспортировки нефтепродуктов. Акционером и институциональным инвестором компании является Европейский банк реконструкции и развития.

Сеть АЗК WOG насчитывает около 500 объектов во всех областях Украины. WOG является украинской монобрендовой сетью АЗС на отечественном рынке нефтепродуктов импортного производства. Компания активно развивает сопутствующие сервисы и услуги, в частности, сеть WOG CAFE и WOG MARKET, для которых в текущем году WOG инвестировал в новое кофейное оборудование более 40 млн грн. Компания закупила 100 интерактивных кофейных аппаратов модели FRANKE А1000, уже работающих на наиболее трафиковых АЗК по всей стране.