НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,29

45,10

"Укрпочта" купила "золотые" велосипеды

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": «Укрпочта» приобрела почти 17 тыc. велосипедов у продавцов конвертов, переплатив 2 млн гривен
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Национальный почтовый оператор «Укрпочта» закупил самую крупную за свою историю партию велосипедов — 16800 штук — для почтальонов, работающих в сельской местности. На эти цели компания потратила почти 9 млн. грн. Как выяснило «ДЕЛО» в процессе расследования, белорусские велосипеды марки «Аист» были закуплены через двух посредников. Интересно, что они оба специализируются на маркетинговых услугах, производстве конвертов и упаковок. Такой сложный путь от производителя к покупателю увеличил общую сумму закупки минимум на 2 млн. грн. Мало того, фирма «Трейд Маркетинг Сервис», продавшая госмонополисту двухколесный товар, сейчас через суды пытается заставить «Укрпочту» доплатить за поставленную партию еще приблизительно 3 млн. грн. Посредник доказывает: госкомпания должна компенсировать ему потери от колебаний валютного курса.

Как указано на сайте «Трейд Маркетинг Сервис», фирма предоставляет маркетинговые услуги, а также производит рекламные и полиграфические материалы. А вот о велосипедах — ни слова. «Велосипедами мы никогда не занимались», — сообщила с ходу офис-менеджер компании. Когда же ей была адресована просьба прокомментировать прошлогоднюю победу в тендере «Укрпочты», девушка призналась, что сделать это сейчас некому — директор в командировке.

В то же время отсутствие опыта и собственно самих велосипедов никак не мешает зарабатывать на них представителям этой компании. 23 октября 2008 года, на следующий день после объявления результатов тендера, «Трейд Маркетинг Сервис» заключает договор с некой полиграфической фирмой «Мастер Полиграф», которая специализируется на производстве конвертов, упаковок и пакетов, тоже весьма необходимых вещей в работе «Укрпочты». Согласно подписанным документам, «Мастер Полиграф» обязался в сжатые сроки поставить фирме «Трейд Маркетинг Сервис» необходимую партию велотехники. Скорость, с которой заинтересованные компании нашли друг друга, может объяснять лишь их соседство: обе коммерческие структуры имеют одинаковый адрес: г. Киев, ул. Фрунзе, 31-В — это легко установить из любой базы данных предприятий Киева.

«Аисты» прилетели

В компании «Мастер Полиграф» также не нашли возможности подробнее рассказать о велосипедном бизнесе. Но, как удалось установить «ДЕЛУ» из материалов судебного дела, партия товара для «Укрпочты» прибыла из Беларуси, где компания ОАО «Мотовело» (включает СЗАО «Мотоциклетная компания «МКМ» и СЗАО «Велосипедная компания «МВЗ») производит велосипеды под известной еще с советских времен маркой «Аист».

Чтобы узнать, по какой цене свою продукцию реализует производитель, корреспондент «ДЕЛА» связался с отделом продаж предприятия, представившись менеджером компании, которая намерена закупить партию из 100 дорожных велосипедов для почтальонов. «100 велосипедов для нас — не оптовая партия, поэтому скидок вам не будет», — объяснил менеджер по продажам. При этом он уточнил, что стоимость одного велосипеда на таком объеме — как в рознице — $64.

Таким образом, легко подсчитать, что даже по сегодняшнему курсу розничная стоимость одного дорожного велосипеда «Аист» (для почтальонов приобретают именно такие велосипеды) при покупке у производителя составляет приблизительно 510 грн. «Укрпочта» год назад посредникам за этот товар заплатила по 532 грн. — результат деления суммы контракта (8,99 млн. грн.) на количество (16800 велосипедов).

В то же время с учетом скидки разница в цене должна была быть значительно больше. Сотрудник белорусской компании отметил, что дисконт можно получить, если покупатель заказывает более 500 велосипедов. «В таком случае дисконт может составить 10%, — сказал он и тут же вспомнил, что в прошлом году у завода одна украинская компания «брала велосипеды по-крупному для почтальонов, порядка 15000». «Вот им была сделана хорошая скидка», — сказал благодарный продавец. Какую фирму и какой заказ он имел в виду, догадаться не сложно. При этом белорус отметил, что при таких объемах размер скидки может превысить 20%.

Если бы посредникам сделки с «Укрпочтой» удалось добиться понижения стоимости в 20%, цена одного велосипеда «Аист» у производителя составляла бы около 410 грн. за единицу. Таким образом, 16800 велосипедов можно было купить за 6,88 млн. грн. Это на 2 млн. грн. меньше, нежели потратил национальный оператор почтовой связи.

«ДЕЛО» обратилось в госпредприятие «Укрпочта» с просьбой предоставить информацию о проведенном тендере. В частности, интересно, какое количество компаний, участвовавших в тендере на закупку велосипедов, и какие условия предлагали они. И почему выбор пал именно на «Трейд Маркетинг Сервис». Ответа от руководства госпредприятия до сих пор не последовало.

Только этого мало

Тем временем в суде посредник аргументирует свою позицию тем, что «Укрпочта» платила за товар в гривне, в то время  как товар закупался в Беларуси с октября по декабрь 2008 года за доллары. За это время курс американской валюты значительно вырос, и якобы это ударило по финансовому состоянию компании. Чтобы компенсировать убытки, «Трейд Маркетинг Сервис» требует около 3 млн. грн. Суды первой и второй инстанций в этом году вынесли решение в пользу посредника. Однако 26 ноября Высший хозсуд отказался удовлетворять иск коммерческой структуры. Сейчас дело направлено на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд Киева.

Тем временем новые велосипеды действительно были доставлены во многие регионы страны, правда, представители региональных дирекций «Укрпочты» предпочитают не говорить о количестве полученной техники. Как сообщила «ДЕЛУ» заместитель руководителя Крымской дирекции «Укрпочты» по вопросам технологии услуг Елена Прынь, последнюю партию новых велосипедов на полуострове получили в середине этого года. «У нас 1500 почтальонов, и наши сотрудники полностью обеспечены велосипедами», — заверила «ДЕЛО» представитель дирекции.

По данным Минэкономики, компания «Трейд Маркетинг Сервис» начиная с прошлой осени пять раз становилась победителем тендеров «Укрпочты» на закупку разнообразных товаров. При этом в тендерах других госорганов и госпредприятий этот посредник не побеждал. Общая сумма поставок «Трейд Маркетинг Сервис» товаров для «Укрпочты» за последний год превышает 140 млн. грн. Наиболее масштабной закупкой госмонополиста у этой коммерческой структуры стало приобретение в январе 2009 года крупной партии карточек пополнения счетов на сумму 102 млн. грн. Также коммерсанты поставляли почтовому оператору моющие средства.

В штате «Укрпочты» работает около 30 тыс. почтальонов. В последний раз масштабная закупка велосипедов осуществлялась в 2002 году на Харьковском велосипедном заводе.

Новые правила републикации эксклюзивных статей газеты "ДЕЛО"