НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

"Укрзализныця" проезжает мимо пассажиров

В 2013 году в "Укрзализныце" решали проблему износа пассажирских вагонов только за счет их ремонта, потратив на это около 460 млн грн. В 2014 году денег на новый подвижной состав для перевозки пассажиров у наших железнодорожников, похоже, тоже не изыщется

В госадминистрации железнодорожного транспорта Украины заявили, что в 2013 году план ремонта пассажирских вагонов перевыполнен на 3%. "В прошлом году "Укрзализныця" отремонтировала 3,565 тыс. пассажирских вагонов из ныне задействованных 4 тыс. вагонов", — сообщили Delo.UA в пресс-службе ведомства. Наибольшее количество пассажирских вагонов было отремонтировано на Приднепровской и Юго-Западной железной дороге — 794 и 743 вагона соответственно. На Южной железной дороге провели ремонт 445 вагонов, Одесской — 492, Львовской — 594 и Донецкой — 497.

В пресс-службе "Укрзализныци" (УЗ) не смогли назвать, сколько денег было потрачено на эти ремонты. Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко указывает, что практикуются два вида ремонта пассажирских вагонов: деповский и капитальный. "Первый обходится в порядка 110 тыс. грн за вагон, а второй — в два раза дороже. Чаще используют деповский метод, поэтому среднегодовая цена ремонта [одного пассажирского вагона] выходит на отметку около 130 тыс. грн", — говорит Андрейченко. Исходя из этих оценок, на ремонт пассажирских вагонов в 2013 году "Укрзализныця" потратила порядка 463 млн грн (около $58 млн по курсу НБУ).

Несмотря на критический износ парка пассажирских вагонов, который составляет около 86%, закупать новые единицы техники в "Укрзализныце" на текущий год не планируют. На "пассажирское обновление" средств попросту нет, утверждают в УЗ.

В железнодорожном ведомстве пока не озвучивают уровень чистой прибыли УЗ за прошлый год. В 2012-м этот показатель по МСФО составил 802,76 млн грн (чуть более $100 млн.) — в 2,6 раза меньше, чем годом ранее. Представитель "Арт Капитал" прогнозирует, что по итогам 2013-го чистая прибыль УЗ составит 600 млн грн ($71 млн). "На замену парка пассажирских вагонов деньги должно выделять государство, но пока за все годы независимости денег этих не было. Иногда УЗ закупает вагоны, но это грузовые вагоны", — объясняют в пресс-службе госадминистрации железнодорожного транспорта.

Такой приоритет в закупках вполне объясним — основные поступления "Укрзализныце" приносят именно грузовые перевозки. В 2012 году доход УЗ от грузовых перевозок по МСФО составил порядка 40 млрд грн ($5 млрд), тогда как от пассажирских УЗ получает только убытки — в 2012 году они составили 6,7 млрд грн (свыше $835 млн). Всего же, по данным "Укрзализныци", убытки за пассажирские перевозки за период с 2008 по 2012 гг. составили 31,74 млрд грн. Инвестировать в недоходное направление ведомство не хочет потому как государство, которое не выделяет средств на обновления парка вагонов, зачастую полностью не компенсирует затраты "Укрзализныци" на перевозку льготников. По данным УЗ, в прошлом году железные дороги Украины перевезли льготников на сумму 628,4 млн грн, компенсация получена в размере 204,3 млн грн. "Таким образом, задолженность государственного и местных бюджетов перед "Укрзализныцей" за перевозку льготных пассажиров составляет 424,1 млн грн", — констатировали в УЗ.

При всем том ссылки на отсутствие бюджетного финансирования для закупок новых пассажирских вагонов с проведением взамен ремонтов старых проблему не решают, а лишь затягивают. По оценкам Алексея Андрейченко, свыше 3,9 тыс. пассажирских вагонов в стране функционируют с продленным сроком эксплуатации или вообще за пределами нормативного срока использования. Этот парк, по его мнению, требует немедленного обновления. "На закупку новых пассажирских вагонов необходимо, по сегодняшним ценам, около 5,8 млрд грн ($725 млн)", — констатирует аналитик.

В конечном счете вся эта ситуация отражается на интересах пассажиров. Ведь когда не хватает пассажирских вагонов, железные дороги Украины начинают заявлять о необходимости сокращать маршруты "на менее востребованных направлениях". Что, собственно, в последние годы уже и происходит.