НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Уникальную операцию по удалению раковой опухоли годовалому малышу провели в Украине

Виктория Мыколаюк, руководитель проектов Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», рассказала об уникальном случае помощи больному раком ребенку (описано всего 7 подобных операций в мире) и о проектах по борьбе с раком, которые реализует Фонд.

Виктория,  Вы были в Ровенской области в Западной Украине. Какова был цель вашей поездки?

Вот уже четвертый год Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» реализует масштабный проект «Рак излечим. Своевременная диагностика и лечение онкологических заболеваний». Мы покупаем в онкологические центры Украины современное диагностическое и лечебное оборудование. Сейчас в этот проект вовлечены онкологические центры в Киеве, Донецке, Львове и Ровно.

Как раз во время одного из мониторинговых визитов в Ровенский онкологический диспансер, где осенью этого года начнет работать высокотехнологичное медицинское оборудование - линейный ускоритель и компьютерный томограф, к нам обратился директор Ровенского детского дома с просьбой помочь десятимесячному сироте Назару. Малышу поставили диагноз рак, и ему было необходимо как можно скорее провести дополнительную диагностику. Мы откликнулись на просьбу и тут же перевели мальчика в Киев в Институт рака.
 
И что тепер с Назаром? Как он себя чувствует?
 
История Назара такова. Ребенок родился в неблагополучной семье. Маме было 18 лет, и она не хотела этого ребенка, кто отец – неизвестно. Побыв какое-то время после родов дома молодая женщина принесла мальчика в детский дом малютки. Он был очень худой, не умел сидеть, ничего не говорил. Персонал дома малютки, увидев, что живот Назара неестественно увеличен, повез малыша на обследование. Врачи  Ровенской областной детской больницы поставили предварительный диагноз нейробластома забрюшинного пространства (опухоль почки).

А затем, когда Назара в срочном порядке привезли в Национальный институт рака в Киеве,  врачи во время диагностики нашли сопутствующую патологию сердца, что потребовало подключить к лечению отделение детской кардиохирургии.

Фонд организовал консультации с врачами в нескольких больницах и обеспечил дальнейшее обследование и пребывание мальчика в больнице. На внеочередном консилиуме врачей из Национального института рака и детской кардиохирургии ОХМАТДЕТ приняли, как уже сейчас можно говорить, беспрецедентное решение – провести ребенку одновременно две операции. Сначала провести операцию на сердце, а потом удалить почку с опухолью. Чуть меньше месяца назад операция была успешно проведена в детской кардиохирургии.

Несколько дней Назар находился в реанимации, а затем его перевели в отделение Института рака. Когда состояние Назара стало стабильным, Фонд организовал его переезд на машине скорой помощи в Ровенскую детскую больницу. Там он будет наблюдаться.

Сейчас  Назара научился сидеть, подрос и поправился. Как рассказывают няни малыш сильно изменился: стал более активным и начал говорить некоторые слова. На данный момент есть решение  о лишении родительских прав матери. Она так и не захотела вернуть сына. Уже в ближайшее время его анкетные данные будут размещены на интернет-портале  www.sirotstvy.net


Насколько часто родители отказываются от детей, больных раком?
 
Случаев отказа от детей немного, а причины разные. Иногда отцы не выдерживают психологического напряжения и уходят из семьи. Тогда все заботы ложатся на маму.

Но  есть и противоположные примеры, Маленькая трехлетняя пациентка Национального института рака Кристина, воспитывается в семье, где семеро детей. Имея двоих родных детей, родители приняли в свою семью еще пятерых. Кристинка – одна из них.

Обычно активная и веселая девочка, зимой стала вялой, бледненькой. Родители обратились в городскую больницу, где папа работает электриком. Анализ крови насторожил врачей и ребенка направили в областную больницу. После трех недель обследования установить диагноз не смогли. Рекомендовали родителям подождать, чтобы болезнь себя как-то проявила и приехать через две недели. Через две недели на голове у ребенка вылезла шишка и начал косить глаз. После исследования на компьютерном и магнитно-резонансном томографе врачи увидели новообразование (опухоль). Отправили девочку в Киев на дообследование. С апреля 2011 года Кристина поступила на лечение в отделение детской онкологии Национального института рака.

Уверены, что и Назар найдет своих родителей и это поможет ему окончательно справиться с болезнью. 

Какова сейчас ситуация с детскими раковыми заболеваниями в Украине?  

Ежегодно в Украине диагноз «рак» ставится около тысяче детей. И хотя Украина занимает одно из последних мест по онкозаболеваемости детей в Европе, но пугает другая цифра – это пятое место в Европе по смертности среди онкобольных детей.
 
  От чего в первую очередь страдают маленькие пациенты онкологических отделений?
 
Прежде всего, ситуация с онкологической помощью детям упирается в принятие и финансирование государственной программы по детской онкологии, которая, к сожалению, не покрывает всех расходов на лечение. Чаще всего лечение такого ребенка ложится на плечи родителей или родственников малыша.

А ведь в детской онкологии, как и во взрослой, работает одно правило – при своевременной диагностике и раннем начале лечения шансы на выздоровление вырастают на порядок. Поэтому на всех этапах – от диагностики до госпитализации в специализированное отделение - важны четкие и слаженные действия врачей и родителей, помощь общественных организаций.

Специализированная медицинская помощь детям с опухолевыми заболеваниями оказывается в областных и городских детских больницах, онкологических диспансерах. К сожалению, не во всех этих лечебных учреждениях есть специализированные детские онкологические отделения, поэтому чаще всего маленькие пациенты с солидными опухолями направляются в детское отделение Национального института рака.

На примере того же Ровенского онкологического диспансера могу сказать, что очень трудно предусмотреть оказание качественной диагностики и лечения онкологически больного ребенка. Для того, чтобы привезти ребенка в диспансер и сделать ему компьютерную томографию или провести курс лечения на линейном ускорителе, необходимо обязательное присутствие детского анестезиолога и других «детских» специалистов, которых в штате диспансера нет, а также дополнительное оборудование, например, наркозный аппарат – ведь маленького непоседливого пациента предварительно нужно «обездвижить», чтобы получилась качественная рентгеновская картинка или чтобы пучки заряженных частиц во время лучевой терапии четко смогли достигнуть своей цели.

А много детей, больных раком, вылечивается?
 
Как раз в этом случае, есть повод и для оптимизма. В детской онкологии –до 75% случаев излечения после лейкемии и других видов солидных опухолей. Это ощутимый результат. Эта цифра – итог командной работы – врачей, родителей и благотворителей, на средства которых чаще всего в нашей стране закупаются химиотерапевтические препараты, эндопротезы. Конечно, количество случаев выздоровления детей от рака в нашей стране все еще меньше, чем в Европе или в США. Но о положительной тенденции говорить можно.
 
Вы сказали, что в рамках программы «Рак излечим» закупаете оборудование в онкологические центры. Что еще будут сделано фондом в ближайшее время в этом направлении?


 

В Киеве будет построен и оснащен радиологический центр для Национального института рака. В  Донецке – ПЭТ/КТ центр и новый радиологический корпус при Онкоцентре. Это если говорить о проектах на системном уровне. Продолжаем оказывать индивидуальную помощь семьям, столкнувшимся с тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями.
 
Кроме того, у нас есть несколько пилотных проектов. Например, готовим к реализации проект по телемедицине. Мы хотим связать областные онкологические центры с Национальным институтом рака и с европейскими клиниками. Надеюсь, что это поможет как маленьким, так и взрослым пациентам.

СПРАВКА:

Специалисты Национального института рака и Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии провели совместную уникальную операцию по удалению онкологической опухоли у годовалого ребенка.
По словам заведующего отделением детской онкологии Национального института рака Григория Климнюка, в ходе операции применены две современные технологии хирургического лечения обширных опухолей детей, которое очень часто бывает довольно рискованным.

Медик рассказал, что ребенку в условиях искусственного кровообращения одновременно удалили внутрисердечный тромб из сердца и огромную - до полутора килограмм - нефробластому (злокачественной опухоли почки), занимавшую брюшную полость.

Главный внештатный специалист Минздрава Украины по специальности анестезиология и реанимация Владимир Жовнир отметил, что в мире до сих пор практически никто еще не выполнял подобных операций. Он отметил, что у специалистов уже наработана совместная научная база и разработки.«Это вырастет в новое направление, мы уже обсуждали новые методы лечения опухолей. И это будет украинское ноу-хау, то, чем мы сможем гордиться. Надеюсь уже в ближайшее время мы опубликуем в международных изданиях работы по результатам этих операций».