- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Уволили главу "Антонова". Что будет дальше?
Соответствующее распоряжение правительство опубликовало в воскресенье. Авиастроитель возглавлял компанию больше пяти лет.
Дмитрий Кива с 2006 года занимает должность генконструктора ГП "Антонов" — главного разработчика самолетов в Украине, а с 2008 года еще и должность предправления концерна, в который входит ГП. Пост генконструктора у него пока не отбирают.
В 2007 году правительство создало концерн "Авиация Украины". Уже в 2008 его переименовали в "Антонов", а количество участников сократили с девяти до четырех. В структуре концерна остались: госпредприятие (ГП) "Антонов" (ранее АНТК им. Антонова), его филиал "Серийный завод "Антонов" (ранее — КиГАЗ "Авиант"), ГП "Завод 410 гражданской авиации" (все — Киев) и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).
О своем увольнении Дмитрий Кива говорит неохотно, намекая, что расстались с ним некорректно. "Никто со мной не обсуждал мое увольнение, никто ничего не говорил. Узнал о таком решении правительства из интернета", — утверждает он. Сейчас 71-летний экс-глава концерна на больничном.
Тем не менее, Кива подчеркивает, что готов продолжать работать на благо украинской авиации. "Пока не сняли, буду работать генеральным конструктором. Дальше посмотрим. Я отдал авиации жизнь, работаю в компании с сентября 1964 года", — говорит он.
Кто инициировал увольнение — пока непонятно. В пресс-службе Кабмина от комментариев отказались. Теоретически, за Антонов отвечает Минпромполитики. Но первый замминистра Николай Евдокименко сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что его министерство к увольнению Кивы отношения не имеет.
Увольнение было довольно прогнозируемым — смена кадров сейчас проходит практически на всех крупных госпредприятиях, говорит эксперт транспортной отрасли Александр Кава. При этом замены эти зачастую не связаны с результатами деятельности самих предприятий, считает глава набсовета Мотор Сич Анатолий Малыш. "Могу догадываться, что увольнение Кивы не связано с его профессиональной деятельностью. В госпредприятиях присутствует субъективизм при назначениях и увольнениях",— говорит он.
А Кива к тому же и не самый эффективный менеджер для концерна, уверен Кава. Антонову постоянно не хватает денег. За 2012 год чистая прибыль основного предприятия концерна — ГП Антонов — сократилась на 80% до 39,3 млн грн, за 2013 — 39,05 млн грн. Концерн надеется на государственные средства, но правительство не спешило их выделять.
В результате Антонов не может выполнить уже принятые заказы. Например, в прошлом году предприятие получило заказ от Минобороны на пять самолетов Ан-70, но из-за отсутствия оборотных средств проект завис.
К тому же Кива концентрировался на развитии сотрудничества с Россией, что в свете нынешних отношений с РФ является проблемой. Большинство проектов Антонова совместные, и без российских предприятий концерн практически ничего не сможет выпускать, говорит гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.
Сам Кива утверждает, что дело не в обострении противоречий между Украиной и Россией. "Мы работаем не только с РФ, но и с Китаем, азиатскими, латиноамериканскими, европейскими странами",— говорит он.
Кто теперь будет руководить госконцерном — пока неизвестно даже самому Киве. "Не думаю, что будет легко найти ему замену. В авиационном секторе не так много людей способных вывести Антонов на новый уровень развития" — говорит Малыш. Хотя не исключено, что кандидатура будет не из авиационной отрасли — сейчас часто назначают людей из других секторов, добавляет Кава.