- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
В Одессе ремонтируют самолет Муаммара Каддафи
В международном аэропорту "Одесса" несколько месяцев находится самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи, передает "Думская".
По информации издания, машина, которая принадлежит государству Ливия, проходит текущий ремонт в частных авиаремонтных мастерских, расположенных на территории воздушной гавани.
Самолет Ан-74ТК-300Д построен всего в трех экземплярах, и все они использовались для перелетов первых лиц. Первый был выпущен в 2003 году на Харьковском государственном авиационном предприятии (ХГАПП) для украинского президентского авиаотряда. Второй (5A-CAA) был передан правительству Ливии, которая тогда еще называлась Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. Третий борт (RDPL-34020) был поставлен в Лаос, где он разбился 17 мая 2014 года.
Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии.
В Одессе находится второй самолет 5A-CAA. Его заказывал в Украине лично полковник Каддафи, который летал на нем до самого начала гражданской войны 2011 года. Он представляет собой VIP-вариант известного самолета Ан-72/74. Лайнер не нуждается в укороченном взлете и малой дистанции пробега, поэтому двигатели, которые на Ан-72/74 находились в центроплане, опустили под крыло, разместив на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. Для удобства пассажиров был разработан специальный салон — кожаные кресла, инкрустация, элементы из ценных пород древесины и двухуровневое освещение потолка, позволяющее создавать эффект ночного звездного неба.
Ливия заинтересовалась харьковскими самолетами в медицинской и VIP-конфигурации еще в 2000 году, подписав с Украиной соответствующий договор о намерениях. В апреле 2005 года, когда в Триполи проходила выставка достижений народного хозяйства Харьковской и Запорожской областей, украинская делегация прибыла туда на президентском самолете.
В переговоры с ливийским премьером — генеральным секретарем Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, который сначала дал добро на покупку самолета, но потом отказался, вмешался Секретариат президента Украины. Специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.
Ливия сделала предоплату, но по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему "залоговый" самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна Александр Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада — Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.
Выполнение ливийского контракта было приостановлено на несколько лет. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев в ноябре 2008 года. В итоге 23 апреля 2009 года новый самолет приземлился в Триполи.
В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали. Борт 5A-CAA использует официально признанное в мире Правительство национального согласия (единства).
За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Сейчас из-за сложной обстановки на ХГАПП самолет оказался на ремонте в Одессе.
Напомним, в середине февраля 2011 года в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муаммара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками.
20 октября 2011 года в ливийском городе Сирта сторонники Национального переходного совета Ливии захватили Муаммара Каддафи. Вскоре после поимки ливийский лидер скончался от полученных при захвате ранений.