НБУ курс:

USD

41,84

-0,00

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,34

44,15

В Украине негде хранить зерно

Украина испытывает дефицит сертифицированных мощностей по хранению зерновых, что позволяет собственникам элеваторов диктовать условия сельхозпроизводителям

испытывает дефицит сертифицированных мощностей по хранению зерновых, что позволяет собственникам элеваторов диктовать условия сельхозпроизводителям

В прошлом году сельхозпроизводители столкнулись с большими проблемами по хранению собранного урожая. «У нас переходящих запасов было 7 миллионов тонн, еще 53 миллиона тонн мы собрали, — рассказывает глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. — Из-за нехватки мощностей по хранению в прошлом году более 20 миллионов тонн зерна хранилось в ненадлежащих условиях». Ситуацию может исправить строительство новых мощностей, однако игроки рынка неохотно инвестируют в инфраструктуру по хранению зерна.

Где храним зерно

При этом эксперты рынка отмечают, что зерноторговые компании развивают в основном мощности по перевалке в портах. По данным Владимира Клименко, за 7 лет портовые мощности по перевалке сельхозкультур увеличились с 6 до 26 миллионов тонн, а в этом году могут достичь 32 миллионов тонн.

Кто строит элеваторы

экспорт

Читайте также: В 2008 году Украина экспортировала зерна на 4 млрд долларов  
После государственных «Хлеб Украины» и Госрезерва наибольшими мощностями по хранению сельхозкультур в Украине располагают такие крупные игроки, как «Кернел», «Райз», «Зерноторговая компания», «Бунге Украина» и «Альфред С. Топфер Интернешнл (Украина)» (смотрите таблицу. — «ДЕЛО»).

Если говорить о новых мощностях, то тут следует выделить такого крупного сельхозпроизводителя и экс-портера, как «Нибулон». За два года компания увеличила собственные мощности по хранению и перевалке зерновых в полтора раза. Если на конец 2007-го складские мощности зернотрейдера составляли порядка 500 тысяч тонн, то сейчас, по данным пресс-службы компании, элеваторные мощности «Нибулона» составляют 750 тысяч тонн.

По информации Ольги Мозговой, элеваторные мощности в общем за два последних сезона выросли примерно на 3%. «В начавшемся сезоне также предполагается  рост на 3-4% с учетом введения на полную мощность крупных проектов компании «Райз», — говорит аналитик. Сейчас на стадии завершения строительства находятся элеваторные комплексы этого экспортера в Лохвице (Полтавская область) и Сумах (на 400 тысяч тонн каждый). В ближайшем будущем новый элеватор «ХПП Добронадиевское» (35 тысяч тонн) на Кировоградщине откроют компании «Гермес-трейдинг» и «УкрАгроКом». А сельскохозяйственная группа «Мрия» до конца 2010 года планирует завершить строительство элеваторов суммарной мощностью хранения более 250 тысяч тонн. Строительство первого из них (на 100 тысяч тонн) уже начато в Тернопольской области.

В то же время те компании, которые еще не начали строительство из-за отсутствия средств, отказываются от своих планов. К примеру, компания  «Ленд Вест» (арендует в Украине около 180 тысяч гектаров угодий в Западной Украине) в конце прошлого года приостановила реализацию проекта по строительству четырех элеваторов в Житомирской и Ривненской областях. В этот проект до 2011 года компания планировала инвестировать около 40 миллионов долларов.

Во сколько обойдутся элеваторные мощности

Читайтетакже: Украина в прошлом году вошла в тройку зерновых экспортеров
По мнению Верницкого, экономически целесообразно строить элеваторы, может быть, только компаниям с большим товарооборотом. «Чтобы элеватор на 30 тысяч тонн себя окупал, он должен за сезон пропускать 75 тысяч тонн зерна», — уточняет эксперт. В Украине на сегодняшний день такой оборачиваемости у подавляющего большинства элеваторов нет.

Тенденции рынка хранения зерна

Рекордный урожай прошлого сезона обнажил технологическую устарелость и неэффективность отечественного элеваторного хозяйства. «Большая часть элеваторов в нашем регионе — это старые и очень энергозатратные сельхозпредприятия. Как результат, расценки на хранение и погрузочные работы очень высокие», — утверждает Александр Хороший, директор предприятия «Агро-альянс» (Винницкая область). По его словам, все хранилища в этом регионе частные. «Компании за копейки их приобрели, а вкладывать деньги в модернизацию не хотят», — сетует аграрий. В предыдущие 15 лет серьезных проблем с хранением зерна не было, поскольку урожай только единожды (в 2004 году) немного превысил 40 миллионов тонн (в 2008 году — 53 миллиона тонн).

Вне зоны доступа


Производители большие объемы зерна хранят у себя в хозяйствах. Причем, помимо того, что аграрию близлежащий частный элеватор может просто отказать в хранении, есть и другие причины. Например, если зерно хранится в хозяйстве, банку сложнее отобрать его у сельхозпроизводителя за долги. А еще сельхозпроизводителю не придется нервничать по поводу того, сможет ли он забрать свое зерно вовремя и должного качества. «Случается, что вы приезжаете на элеватор забирать свое зерно, но вам говорят, что в наличии его нет — будет через неделю. А у вас уже есть договор с покупателем на отгрузку прямо сейчас. Или, к примеру, вы привозите зерно одного качества, а вам возвращают зерно другого (худшего) качества», — рассказывает Верницкий. Причем, по его словам, такое происходит не только на государственных элеваторах системы «Хлеб Украины», но и на частных.

«Проблема не в нехватке мощностей, а в их расположении, высоких тарифах и доступе к ним», — резюмирует эксперт.

Тарифы на хранение

Читайте также: Россия, Украина и Казахстан создадут зерновой пул  
В сложившейся ситуации Антимонопольный комитет Украины пока что рекомендует Минагрополитики обязать элеваторы в случае повышения стоимости услуг (в том числе за переоформление документов с одного владельца на другого) предоставлять владельцам зерна соответствующие обоснования. В противном случае тарифы на хранение зерна и другие услуги должны оставаться прежними. По словам и.о. председателя АМКУ Александра Мельниченко, в текущем году ведомство направило рекомендации о необходимости исключения из договоров складского хранения пункта о возможности одностороннего повышения стоимости услуг 194 элеваторам.


Татьяна НЕДОРИЗАНЮК, Марина МОИСЕЕВА, "Дело"