НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Вагоностроительные предприятия "Трансмашхолдинга" массово приостанавливают работу и сокращают сотрудников

Представители отрасли винят во всем высокую стоимость производственных материалов, а также отсутствие новых заказов со стороны РЖД. Руководство предприятий не подготовило планов развития после завершения программы монополиста по обновлению подвижного состава, говорят эксперты. Теперь отрасль ждет стагнация и массовые сокращения

Входящий в состав "Трансмашхолдинга" Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) с 9 февраля приостанавливает работу на месяц и планирует массовые сокращения работников предприятия. Об этом ряду СМИ сообщила председатель профкома ТВЗ Лидия Жарняк. По ее словам, приказ о приостановке деятельности завода с 9 февраля по 10 марта уже подписан. В этот период работу продолжат лишь сотрудники, задействованные в выполнении уже подписанных и анонсированных контрактов.

В последнее время завод столкнулся с серьезной недозагрузкой мощностей. На сегодня у ТВЗ подписан только контракт с дочерней компаний РЖД — ФПК на строительство 15 двухэтажных вагонов и 10 вагонов габарита РИЦ, при этом его производственная мощность составляет 1,2 тыс. вагонов в год.

В результате единственным способом сохранить предприятие стало решение расстаться с 30% сотрудников. С 12 мая до 1 июня на ТВЗ планируется уволить 1,97 тыс. человек, при этом в конце 2014 года на заводе уже прошли сокращения. Тогда штат урезали с 7,9 тыс. до 6,3 тыс. сотрудников, а рабочую неделю сделали 4-дневной. Это позволило уменьшить зарплаты на 20%.

Финансовые проблемы сегодня испытывает не только ТВЗ, но и практически все предприятия, входящие в "Трансмашхолдинг". Так, в начале февраля о приостановке работ из-за отсутствия действующих контрактов сообщил Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), а Уралвагонзавод (УВЗ) объявил о сокращении 5000 сотрудников на своем дочернем предприятии — Челябинском тракторном заводе. Кроме того, УВЗ планирует отправить несколько тысяч работников в вынужденный двухнедельный отпуск.

"Это сотрудники производств, связанных с вагоносборкой. Ситуация связана с тем, что с конца 2012 года происходит стагнация рынка вагоностроения", — отметил заместитель гендиректора НПК Алексей Жарич.

Всего же руководство "Трансмашхолдинга" планирует уволить около 9 тыс. сотрудников.

Корень нынешних проблем российских вагоностроителей в первую очередь кроется в неэффективном менеджменте, считает гендиректор "InfraNews Маркет" Алексей Безбородов.

"Большинство предприятий "Трансмашхолдинга" израсходовали средства, заработанные за 2011–2012 годы, и теперь вынуждены сокращать рабочих для минимизации расходов. Однако их неоднократно предупреждали о переменчивости рынка, и руководство предприятий об этом прекрасно осведомлено", — рассказал эксперт.

Кроме того, по словам Безбородова, производителям пассажирских вагонов было прекрасно известно о завершении программы РЖД и ФПК по обновлению подвижного состава, однако никаких мер для поиска новых покупателей вагонов принято не было.

"За пять предыдущих лет РЖД и ФПК заменили достаточно большое число вагонов, и теперь срок их эксплуатации в среднем составит 20–25 лет. Почему руководство того же ТВЗ может позволить себе дорогостоящую аренду московского офиса, но при этом не заботится о поиске новых заказов или переориентации производства, лично мне непонятно", — подытожил он.

В середине января исполнительный директор основанного РЖД и вагоностроителями некоммерческого партнерства Николай Лысенко в письме премьеру Дмитрию Медведеву уже охарактеризовал ситуацию в российском транспортном машиностроении как "крайне тяжелую".

По его словам, цены на используемые в производстве основные материалы и энергоресурсы с декабря прошлого года в среднем выросли на 10%, а стоимость некоторых металлов подскочила на 35%. Кроме того, кредитные ставки для предприятий отрасли составляют 25–30%, но многие банки все равно отказываются от предоставления займов даже на подобных условиях.

Вице-президент НП "Объединение вагоностроителей" Василий Варенов, в свою очередь, полагает, что нынешние проблемы вагоностроителей объясняются нежеланием железнодорожных компаний решать структурные проблемы в отрасли.