Украина движется по опыту Лондона — Visa

И.о. главы региона СНГ и Юго-Восточной Европы компании Visa Дмитрий Крепак в интервью Delo.ua рассказал о безналичной оплате проезда в транспорте в украинских городах

Около месяца назад в редакцию пришло приглашение посетить Тернополь, а именно — присутствовать при запуске и тестировании безналичной оплаты проезда в наземном и частном транспорте в Тернополе. Суть в том, что Visa совместно с Ощадбанком и оператором системы электронный билет "Системная связь" анонсировали с февраля запуск в городе бесконтактных технологий оплаты проезда. И сразу возникает уйма вопросов: что это за бесконтактная технология, причем тут Ощадбанк и Visa, как пассажир может оплатить билет, и, самое интересное, как такую систему удалось внедрить в маршрутках? По своему опыту знаю, что этот вид транспорта не любит отчетность, да и сложно представить валидаторы на входе в "yellow submarine".

В Тернополь мне попасть не удалось, однако удалось пообщаться с Дмитрием Крепаком, и.о. главы региона СНГ и Юго-Восточной Европы компании Visa, который рассказал, как можно с помощью карты или телефона оплатить проезд, по опыту каких стран идет Украина, и почему так важно желание города внедрить "умную систему оплаты проезда".

Расскажите, где (в каких городах) работает бесконтактная система оплаты проезда в транспорте и где еще заработает? Как она функционирует?

Во время путешествий туристу бывает сложно разобраться, как пользоваться наземным транспортом в разных городах и странах, и разгадать, как работает система оплаты проезда. Например, в Париже билеты на наземный транспорт продают в табачном киоске, а в Вене — в каких-то других киосках, где-то нужно билет валидировать, а где-то нет. А есть такие города, как Лондон, где турист может зайти в общественный транспорт, приложить бесконтактную карту, включая карты любого украинского банка, к терминалу — и спокойно ехать. Это очень удобно. Для местных жителей такую систему можно дополнить разным функционалом — проездными билетами или скидками.

В Украине уже действует похожая система. Если говорить о том, что сделала Visa, то мы впервые внедрили оплату банковскими картами в наземном транспорте. Ранее такая возможность появилась в киевском метро.

Внедрение платежных решений в наземном транспорте сопряжено с некоторыми сложностями. В метро есть постоянная связь и электричество, поэтому оплату картой сделать было несложно. А наземный транспорт не стоит на месте. Например, троллейбус заезжает под мост, где нет связи и интернета, а пассажир в это время оплачивает проезд картой — обычный терминал тут не подходит.

Нужно было создать такое решение, чтобы бесконтактная система оплаты проезда работала, даже когда нет связи, и мы сделали это. Первое такое решение мы запустили в сентябре 2017 года в Житомире — он стал первым городом в Украине, где весь коммунальный транспорт оборудован системой оплаты проезда с помощью бесконтактной платежной карты.

Первый город — Житомир, второй — Тернополь?

Да, второй город — Тернополь, где система начала действовать в феврале этого года. Тернополь пошел еще дальше и оборудовал терминалами не только коммунальный транспорт, но и маршрутки. Всего в Тернополе оборудовано180 маршруток. Получается, что во всех видах транспорта Тернополя, и коммунальных, и частных, можно рассчитаться платежной картой.

Какие города планируют внедрить эту систему дальше?

До конца 2018 года бесконтактная оплата проезда картой заработает еще в трех украинских городах.

В перспективе когда такая система появится во всех областных центрах?

Мы действуем поэтапно. Первый этап — город сам должен принять решение, что он хочет внедрить систему электронного билета. Наша задача — сделать такую систему на европейском уровне, с использованием передовых технологий, которые позволяют платить картой.

Мы не покупаем оборудование, мы даем городу бесплатное технологическое программное решение, которое дополняет функционал валидатора и позволяет принимать бесконтактные платежи.

В какой связке вы работаете с внедрением электронного билета?

Если уже используется электронный билет, нам проще подключиться. Мы дорабатываем систему до возможности приема на транспорте оплаты платежными картами.

Можете объяснить "на пальцах", как происходит процесс внедрения системы Visa?

Первый этап: город решает внедрить в своем транспорте электронный билет. Для этого нужно оборудование и программное обеспечение.

Второй этап: город задумывается о внедрении системы оплаты банковской картой.

Третий этап: город обращается в какой-нибудь банк и к Visa или другой платежной системе.

Четвертый этап: город смотрит на преимущества разных систем и принимает решение внедрить оплату платежной картой. Тогда вступаем в игру мы и банк.

У вас есть конкуренты?

В этом направлении конкуренция условна, и это прекрасно. Мы, или наш конкурент, даем городу позитивное решение.

Мы на этом транспортном решении дополнительно не зарабатываем, это наш вклад в развитие общей платежной инфраструктуры.

Система принимает все карты, как платежный терминал в магазине. Не бывает так, что мы "зашли" в транспорт города, и там принимают только карты Visa. Мы никого не дискриминируем.

Какой процент пассажиров в транспорте пользуется такой системой?

У меня есть статистика Житомира: 83% пассажиров покупают билеты за наличные, соответственно, 17% — оплачивают проезд картой. Это достаточно новая система, и пока пассажиры к ней привыкают.

У вас есть юридические договоренности с городом?

Только меморандум о взаимопонимании, в рамках которого мы работаем с городом над внедрением функционала для приема бесконтактных платежей.

Сколько зарабатывает Visa на этом проекте? В чем выгода для компании от внедрения этой системы?

Сама по себе система не приносит доходов. Для нас главное, что оплата проезда картой помогает человеку постепенно переходить от наличных к безналу. Наш главный конкурент — это наличные. Сейчас около 80% денежных операций в Украине совершаются с наличными, и только 20% — безналичными. Когда внедряются такие платежные решения, у человека вырабатывается привычка платить картой и, как результат, растет безналичная экономика.

Мы видим, что люди, которые платят картами или гаджетами в транспорте, на 36% чаще платят безналично — в торговых сетях, интернете и т. д. Это и есть наша главная цель.

А сколько Visa инвестирует в эту систему?

Мы инвестируем в разработку решений. Кроме того, даем нашу экспертизу, работаем с банками, технологическими партнерами, городом над внедрением и т. д. Могу только сказать, что если бы город захотел купить подобную международную систему, то это было бы в сотни раз дороже. Наше решение разработано и создано с нуля в Украине, и стоит в разы дешевле, чем, например, схожее в Лондоне.

Когда, по-вашему, такая система полноценно заработает в Киеве?

По информации из публичных источников, город Киев планирует запустить пилотный проект введения электронного билета в июле 2018 года. Потенциально, электронный билет заработает осенью 2018 года. Мы работаем с городом, чтобы оборудовать наземный транспорт системой оплаты картой.

Есть ли сопротивление со стороны перевозчиков по установке "умных" систем?

Смотря кого называть "перевозчиком". Если вы имеете в виду владельца парка маршруток, то для него при введении такой системы бизнес становится прозрачным. Когда работаешь с безналом, можно вести реальный учет — видно, сколько проехало людей, какие нагрузки на маршруты. Если бы это были мои маршрутки — мне была бы интересна такая система.

Можете рассказать, по опыту какой страны мы идем?

Думаю, мы движемся по опыту Лондона. Есть еще несколько городов в Чехии со схожей системой — Острава, Дечин и Пльзень. Но в мировой практике такая система не распространена, поскольку ранее уже были сделаны инвестиции в системы продажи билетов, и полностью заменить их — это достаточно серьезное решение. В Украине никаких таких систем не было, поэтому есть возможность перепрыгнуть сразу через несколько этапов "эволюции" оплаты проезда в транспорте. Это один из уникальных примеров, где Украина создает действительно передовые решения.

Беседовала Рослик Инна