НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Заказов в разы больше, но операционка съедает прибыль — Владислав Чечеткин, Rozetka.ua

Владислав Чечеткин,совладелец интернет-магазина Rozetka.ua
Владислав Чечеткин,совладелец интернет-магазина Rozetka.ua
Совладелец интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин о том, как карантин меняет бизнес: о новых затратах, трафике и среднем чеке, нагрузках на логистику, поставках, складах и ценах
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Владислав Чечеткин, основатель и совладелец интернет-магазина Rozetka.ua, крупнейшей виртуальной площадки, охватывающей более 40% интернет-пользователей, о том, как изменил карантин бизнес, какие затраты выросли, что будет в сренесрочной перспективе с поставками, складами и ценой на продукты, что предпринимают, чтобы минимизировать форс-мажоры в работе логистики, испытывающей нехватку курьеров и линий колл-центров. А также о том, какой реальной поддержки ждет бизнес от государства.

Владислав, ваша оценка состояния бизнеса в украинском ритейле в общем и в e-коммерс в частности на 8 апреля 2020?

Всему ритейлу пришлось быстро адаптироваться к ситуации. Кто-то сделал это оперативно и удачно, начав шить маски, защитные костюмы и выпускать антисептики, а кому-то просто не хватило скорости или ресурса. Мы постарались максимально быстро перестроить бизнес-процессы для того, чтобы отвечать на новые запросы общества.

На сколько больше стало заказов и продаж с начала карантина?

В общем количество заказов выросло более, чем в два раза. Но нужно понимать, что "дорогие" категории падают (например, электроника), а продукты и товары первой необходимости наоборот растут.

Карантин продлен до конца апреля — как думаете, динамика и тенденции роста заказов сохранятся так же, как в марте или изменятся? Если изменится, то как? В среднесрочной перспективе — до конца лета — какие у вас прогнозы по работе бизнеса? Вы видите схожесть с кризисом 2008?

Прогнозировать, чем все закончится, сложно. С одной стороны у Rozetka растет количество заказов. С другой растут операционные расходы, связанные с обработкой этих заказов, с логистикой и с мерами безопасности, которые мы предпринимаем, чтобы защитить наших сотрудников и клиентов. Считаю, что сейчас мы должны сохранить темп.

Что касается среднесрочной перспективы — здесь вообще невозможно предугадать. Есть непредсказуемые факторы, вроде распространения вируса, его мутации и так далее.

С кризисом 2008 года есть сходство в том, что как и тогда, сейчас самый ощутимый удар получил малый и средний бизнес. Крупные игроки пока держатся на плаву.

Владислав Чечеткин, совладелец интернет-магазина Rozetka.ua

Как перестраивается Rozetka в связи со сложившейся ситуацией, какой еще не было. Что оказалось "авралом" и пришлось срочно менять ведение бизнеса? К чему успели подготовиться?

Карантин привел к резкому изменению поведения людей. Мы столкнулись с необходимостью перестраивать процессы (удаленная работа и необходимость доставки тех сотрудников, которые работают в распределительных центрах) и логистику: ведь длина чека выросла, а общая стоимость товаров не изменилась. 

Раньше люди заказывали у нас телефоны, сейчас — тонны гречки, макарон и моющих средств. Раньше в чеке был один-два очень дорогих товара, сейчас может быть два десятка товаров первой необходимости, в которых операционка съедает прибыль. Это сложно, но мы не жалуемся. Для нас важно сохранить бизнес и команду.

Рост продаж в Rozetka.ua

  • товары для фитнеса — на 250%,
  • товары для творчества — на 280%.
  • книги — на 40%,
  • настольные игры — на 156%.
  • сухие завтраки, макароны, крупы, товары личной гигиены, корма для домашних животных — общий рост по этим категориям более 200%.

Сокращение продаж в Rozetka.ua

  • бытовая техника и электроника — на 37%.

К каким рискам должен быть готов ритейл, какие специфические риски ожидаете в e-коммерсе? На что повысятся расходы компании?

Правило сегодняшнего дня: меняйся, чтобы выплыть. Ритейлу и производствам особенно сложно адаптироваться по щелчку. Понадобится много времени, чтобы решить проблемы с сырьем, обучить людей, оптимизировать внутренние процессы. У нас, кроме увеличившихся затрат на логистику, появилась существенная статья расходов — карантинные меры, то есть обслуживание всех точек самовывоза и обеспечение курьеров.

Мы в огромных объемах закупаем маски и защитные очки для сотрудников. В каждой точке самовывоза есть санитайзеры и напольные указатели о соблюдении расстояния в очереди. Плюс сейчас огромная проблема каждый день доставлять людей в их места работы.

Какой будет политика ценообразования? Насколько ожидаете падение спроса из-за безработицы?

Товары, купленные по старому курсу, мы продаем по старой цене. Стоимость новых партий напрямую зависит от поставщиков, которые ориентируются на курс доллара.

Некоторые категории трансформируются. Меньше покупают электронику, больше — продукты питания и товары первой необходимости. Еще несколько месяцев мы точно будем наблюдать такое распределение по категориям товаров. И безработица вряд ли значительно изменит ситуацию.

Временное прекращение работы оффлайн-магазинов и ТРЦ в данной ситуации с коронавирусной эпидемией сможете использовать в свою пользу либо возникают другие негативные факторы?

Сейчас мы, по сути, закрываем ежедневные запросы украинцев: у нас покупают то, за чем раньше ходили в супермаркеты и ТЦ. Нельзя сказать, что мы используем сложившуюся ситуацию в своих целях. Мы скорее чувствуем огромную ответственность, ведь должны работать в усиленном режиме, чтобы закрыть базовые потребности миллионов людей.

Что будет с поставками? Насколько хватит того, что есть? С поставками из каких стран завязаны больше всего? Когда возобновите поставки из Китая?

Мы заказываем большинство товаров в Украине. С поставками из Европы и Китая сейчас сложности, они задерживаются или отменяются. Если честно, я надеюсь, что карантин станет катализатором изменений в стране. Например, важно пересмотреть аграрную политику: мы заказываем гречку и чеснок из Китая, так почему-то дешевле.

Что происходит со складами? Вам нужно больше площадей? Стоимость аренды складских помещений увеличивается?

Склады Rozetka — наша собственность. Сейчас мы активно ищем новые площади и работников на склады, поскольку процессы логистики приходится оперативно перестраивать. Круто, что есть люди, которые идут навстречу. Собственник Арт-завода "Платформа" Офер Керцнер узнал, что у нас не хватает мощностей закрывать такое количество заказов и обеспечивать продуктами людей. Он бесплатно отдал нам в пользование 10 тысяч квадратных метров пространства под склад.

Новый склад Rozetka.ua на Арт-заводе "Платформа". Фото: facebook.com/chechotkin

Что у вас с количеством необходимого персонала? Как поступаете с сотрудниками? Кого оставили работать вживую, как защищаете?

Всего в компании работает 4 тысячи человек. За день до объявления карантина мы перевели больше 1 тысячи сотрудников на удаленку. Но есть работники складов, курьеры и экспедиторы: они каждый день по-прежнему ходят на работу. Мы стараемся максимально позаботиться об их безопасности: закупили защитные маски, очки и санитайзеры.

В пунктах самовывоза мы одни из первых установили правило: один человек на 10 квадратных метров для максимальной безопасности, не только клиентов, но и сотрудников.

Сколько добавили линий кол-центра? Сколько взяли дополнительно операторов колл-центра?

Мы задействовали все наши резервы, пока людей хватает.

На сколько вас волнует программа правительства по поддержке МСП? Что вы считаете, нужно сделать Кабмину в первую очередь для бизнеса из того, что еще не сделано? А что необходимо срочно сделать для людей?

Что должно сделать государство? В первую очередь это шанс внести важные изменения: такие как принятие рынка земли или ПНВК. Многие предприятия на стопе, туризм не работает, кинотеатры закрылись и так далее.

В сложившейся ситуации бизнес нужно стимулировать. Понятно, что дотаций не будет, у государства просто нет на это средств. Но можно, как минимум, убрать налог на прибыль: на полгода — год, а в идеале принять ПНВК. Дело в том, что все, кто понесли огромные убытки, будут их перекладывать на будущие периоды времени и платить налоги им будет нечем.

Также меня расстраивает, когда государство урезает бюджет на образование, культуру и науку. Да, это жертвы, без которых экономике не выжить. Но во всем нужно искать баланс.

Вы сами имеете возможность максимально самоизолироваться или бизнес не дает этого сделать?

Я не хочу подвергать опасности свою семью, поэтому по максимуму использую средства видео- и другой дистанционной связи. Технологии нас спасают.

5 рекомендаций бизнесу и 5 рекомендаций людям?

Бизнесу:

  • не бойтесь изменений;
  • прислушивайтесь к своим потребителям;
  • будьте быстрыми и гибкими, помогайте тем, кто в этом нуждается;
  • ищите партнеров, вместе легче найти выход из сложных ситуаций.

Людям:

  • мойте руки;
  • заботьтесь о близких;
  • сидите дома;
  • сидите дома, сидите дома!

Социальные программы — участвуете в них? Какие считаете полезными, а что воспринимаете как пиар?

Предложения и идеи сотрудничества поступают каждый день, мы открыто обсуждаем разные активности с продуктовыми сетями. Мы активно развиваем проект помощи пожилым людям вместе с "Новой почтой" и благотворительным фондом "Жизнелюб" при поддержке соцслужб городов. Каждый желающий может оплатить и "подвесить" продуктовый набор на сайте Rozetka. Мы аккумулируем пакеты и вместе с партнерами распределяем и доставляем их социальным службам городов. А те, в свою очередь, развозят наборы по адресам пенсионеров, которые нуждаются в помощи.

Сотрудники Rozetka.ua пакуют "подвешенные" пакеты. Фото: facebook.com/chechotkin

Какой ресурс вкладываете в этот проект?

Чтобы воплотить этот проект в жизнь, наши команды работают по 18 часов в сутки. На данный момент украинцы "подвесили" более 43 тысяч продуктовых наборов для пожилых людей. Первые пакеты уже доставили адресатам во Львове, Днепре, Киеве, Кременчуге, Новой Каховке. Впереди — вся Украина.