НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Власть в GM переходит к совету директоров

Новый совет директоров GM во главе с новым председателем Эдвардом Уитакером стал принимать намного большее участие в работе компании, чем это было ранее

банкротства и реорганизации GM крупнейшим ее акционером стало правительство США, а основные руководящие функции стал захватывать совет директоров.

Подобная активность совета директоров и его председателя — нетипичное для многих крупных корпораций явление. А для GM это вообще неслыхано. В прошлом совет обычно лишь утверждал стратегию президента и гендиректора компании Рика Вагонера и редко осмеливался поставить под сомнение прогнозы топ-менеджеров компании. Но после телеконференции 21 августа стало понятно, что времена изменились.

Тогда обсуждалось будущее Opel и его британского подразделения Vauxhall. Президент и генеральный директор GM Фриц Хендерсон рассчитывал получить разрешение на продажу мажоритарного пакета в Opel/Vauxhall, однако члены совета директоров прервали его. Директора попросили Хендерсона объяснить, как GM будет конкурировать в Европе, если лишится контроля над Opel и посоветовали рассмотреть альтернативы, в том числе вопрос о сохранении Opel в составе GM.

Нового председателя совета директоров BusinessWeek называл решительным и практичным менеджером, который внушал уважение и даже страх не только сотрудникам, но и регуляторам. Ранее он работал в сфере телекоммуникаций, под его руководством Southwestern Bell переименовалась в SBC Communications и поглотила свою материнскую компанию AT&T в 2005 г. Однако при всем своем агрессивном поведении на рынке слияний и поглощений Уитакер весьма консервативен, когда дело доходит до принятия решений. Коллеги Уитакера называют его главной чертой нетерпеливость.

Уволившись из AT&T, Уитэйкр поселился на ранчо около Сан-Антонио (Техас). Однако конец спокойной пенсии Уитэйкра на ранчо положили американские чиновники. По примеру других автогигантов они решили позвать на должность главы GM человека, не имевшего опыта работы в этой отрасли.

"Мне позвонили и сказали, мол, Эд, мы хотели бы, чтобы ты подумал [о том, чтобы возглавить GM], — рассказал Уитакер. — Я ответил, что я на пенсии, у меня полно дел и никаких мыслей по этому поводу. Но в определенный момент я сказал, что сделаю это для страны, если смогу быть полезен. Этой стране нужны крупные производства. Я ничего не знаю о машинах, но бизнес есть бизнес".

Сейчас совет директоров GM во главе с Уитакером должен решить непростую задачу. С одной стороны, попытка сохранить Opel в собственности GM сулит множество проблем. Напомним, что к нынешнему совету директоров компания KPMG подготовила доклад, в котором затраты на сохранение Opel в составе GM оцениваются в 6,1 млрд долл., хотя до этого GM рассчитывала потратить не более 4,65 млрд.

Вдобавок нужно будет уговорить европейские профсоюзы, неохотно идущие на уступки по заработной плате, условиям труда и социальным гарантиям. Наконец, продажа Opel и ряда других убыточных подразделений до середины ноября — одно из условий помощи, полученной GM от правительства США.

С другой стороны, понятно нежелание GM расставаться с Opel - в Германии на этой базе создано сильное конструкторское подразделение.

Новый глава совета директоров изучает все аспекты жизни компании. Он начал принимал у себя группы из 10-15 рабочих GM разных специальностей. Задача таких встреч — прорваться через иерархические барьеры и понять, что простые работники думают о положении дел в компании. Председатель совета директоров участвует в них добровольно.

Уитакер сейчас требует от менеджеров GM немедленных улучшений по двум направлениям — росту выручки и прекращению падения доли рынка. "Я хочу, чтобы это было сделано быстро… Весь совет директоров хочет, чтобы это было сделано быстро", - говорит он. Продажи он планирует поднять с помощью рекламы — совет директоров недавно ознакомился с концепцией новой рекламной кампании, быть лицом которой доверено Уитакеру. Ожидается, что он обратит внимание потребителей на лучшие предложения GM уже в стартовом, общем ролике кампании, призванной убедить американских потребителей в том, что "новая GM" отличается от старой.

О деятельности гендиректора GM Хендерсона Уитакер, по его словам, будет судить по тому, "сколько денег тот заработает".

"Он знает, как заставить компанию расти, и привык работать в сильно зарегулированной индустрии, — говорит автомобильный аналитик Frost & Sullivan Стефан Спиви. — Он перезапустил старую AT&T. А теперь вдохнет силы в GM".

Источник Ведомости.

Читайте также:

Спасать GM будет "самый нетипичный менеджер"

GM решает спасти Opel силами США и ЕС

Глава GM не будет давать советы о будущем Opel