- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Внезапный источник газа: как приход ENGIE скажется на газовом рынке Украины
Опрошенные Delo.UA участники рынка и эксперты оценивают положительно сам факт интереса крупной международной компании к закачке своего газа в украинские подземные хранилища.
По словам директора "ERU Trading" Ярослава Мудрого, это знаковое событие на газовом рынке. "Таким образом компания дает определенный кредит доверия не только "Укртрансгазу", но и стране в целом", — считает Мудрый.
Положительное значение для отечественной ГТС и международного имиджа Украины отмечает и эксперт Центра Разумкова Катерина Маркевич.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Это восстановление доверия европейских поставщиков газа к Украине как к транзитеру и хранителю топлива. Поскольку благодаря кампании, которую РФ ведет против Украины, надежность нашей страны как транзитера под вопросом", — напомнила эксперт.
Однако назвать рамочное соглашение ENGIE и "Укртрансгаза" окончательной победой пока затруднительно. И вот почему.
Почему это нужно Украине
Объем украинских подземных газохранилищ превышает 30 млрд куб. м, при этом полностью заполнить их газом собственной добычи Украина не способна. Мы добываем около 20 млрд куб. м газа в год, а потребляем свыше 31 млрд куб. м (в 2015 году расходовали 33,7 млрд).
Максимально ПХГ заполняются за счет импорта и собственной добычи до начала отопительного сезона, но последние годы украинские запасы не превышают 17 млрд куб. м (чуть больше 50% мощностей). Этот показатель неоднократно используется для критики украинскими и российскими политиками: украинские политики обвиняют "Нафтогаз" в плохой подготовке к отопительному сезону, а россияне высказывают сомнения в надежности Украины как транзитера газа в Европу.
Хотя, по словам представителей "Укртрансгаза", в транзитном контакте с "Газпромом" не указан конкретный объем газа, который должен быть в украинских хранилищах в зимний период.
Наличие дополнительных объемов газа в хранилищах зимой будет способствовать надежности украинской системы транзита газа — как реально, так и в чисто успокоительно-терапевтических целях.
Как объяснили в "Укртрансгазе", подписание соглашения является положительным сигналом для других европейских компаний, чтобы принять участие в дальнейшем развитии газового рынку в Украине.
"В долгосрочной перспективе это дает "зеленый свет" для превращения ПХГ в западном регионе страны на один из европейских газовых хабов, который повлияет на повышение энергетической безопасности и Украины, и Европы. А в краткосрочной — это восстановление доверия европейских поставщиков к Украине как к транзитеру и хранителю газа", — говорит Маркевич.
Кроме того, она отмечает, что перспектива выхода Украины на европейский газовый рынок позволит обеспечить рентабельность транзитных газопроводов Украины даже с учетом минимальной загрузки украинской ГТС российским газом после 2019 года.
Как известно, в 2019 году истекает транзитный контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом", в связи с чем российская сторона неоднократно заявляла о прекращении или минимальном транзите своего газа через территорию Украины.
Краткосрочная и долгосрочная перспектива
В каких именно хранилищах будет храниться французский газ стороны пока не озвучивают. В пресс-службе "Укртрансгаза" сообщили, что это может быть любое украинское хранилище.
Однако в марте 2016 года коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко рассказывал, что компания ищет финансирование для закачки газа в украинские хранилища. Тогда инвесторам предлагался объем в 5 млрд куб. м в Угерском, Опарском, Дашавском и Богородчанском хранилищах, общая мощность которых превышает 8 млрд куб. м (сейчас заполнены на 4,655 млрд куб. м).
Специфика украинской газотранспортной системы и системы ПХГ такова, что самые подходящие хранилища для импорта-экспорта газа находятся на Западной Украине.
По словам Маркевич, западный комплекс подземного хранения газа (ЗКПХГ) — самый подходящий для создания хаба, поскольку активный объем газа тут самый большой и достигает 81%. Тогда как в Восточном КПХГ такого газа всего 2,5%, в Центральном КПХГ — 11,5%, в Южном КПХГ — 5%.
Зачем это ENGIE
Поскольку добыча газа стабильна на протяжении года, а летом на рынке традиционное падение потребления и цен, ENGIE как один из крупнейших покупателей и поставщиков газа может хранить летние излишки в Украине, а в Европу транспортировать их зимой.
"Летом наши реверсные мощности загружены на 20-30%. Поэтому они могут летом положить у нас газ на хранение, "до востребования", — рассказал Мудрый.
Маркевич предполагает, что сотрудничество с ENGIE повысит качество и уровень отношений между Украиной и странами ЕС в газовой сфере, поможет обеспечить выполнение европейского энергетического законодательства и привлечь к работе на украинских ПХГ европейских газотрейдеров.
Почему сейчас
"Раньше западные компании не хранили газ в Украине, потому что из-за политических решений он мог быть "заморожен" или арестован. Как, например, случилось несколько лет назад с украинскими поставщиками, когда Кабмин запретил промышленным потребителям покупать газ у кого-то, кроме "Нафтогаза", — объяснил Мудрый.
Сейчас Украина кровно заинтересована в выходе на газовый рынок новых поставщиков с большими запасами газа. Промышленность неумолимо сокращает потребление из-за спада и высоких цена на газ. Тогда как большая конкуренция и прямой доступ к европейским поставщикам смогут приостановить падение.
Но, как отмечают в ERU, дальнейшее развитие проектов по использованию украинских ПХГ будет зависеть от трех основных факторов: возможность использования международного арбитража в контактах на хранение газа, тарифов на хранение газа и стоимости входа и выхода в украинскую ГТС при использовании ПХГ в режиме транзита.
Еще больше придется поработать для создания газового хаба в Украине. Маркевич добавляет, что необходимо создать равные, прогнозированные и стабильные законодательные условия для участников рынка, разработать технико-экономическое обоснование проекта — хаба — и программное обеспечение для его функционирования, создать биржу для работы хаба, разработать план шагов по интеграции хаба в существующую систему.