Восемь уроков для бизнеса и власти от автора "Стратегии голубого океана" В. Чан Кима

В. Чан Ким. Фото: ДТЭК
В. Чан Ким. Фото: ДТЭК
Автор "Стратегии голубого океана" рассказал, как создавать новые рынки, не разрушая старые отрасли
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Киев посетил известный мыслитель мирового уровня, гений менеджмента и автор "Стратегии голубого океана" В. Чан Ким. Он поговорил с журналистами и прочел лекцию в "Академии ДТЭК". Корреспондент Delo.ua поговорил с гуру бизнеса и управления и собрал восемь уроков, которые должны выучить бизнес, страна и президент.

Но вначале — что такое Стратегия голубого океана? Если вкратце, рынки можно поделить на два типа. В красных довлеет конкуренция, там плавают акулы и море окрашено кровью. Это существующие рынки и они ограничены. В.Чан Ким предлагает смотреть на голубой океан: создание новых рынков, где визионеры могут создать временную монополию и одним лишь созиданием, без конкуренции, собрать все сливки.

В качестве примера можно привести Илона Маска с его космическим и электромобильным бизнесами. В Украине по этому пути движется компания ДТЭК, которая от угольной генерации перешла к зеленой энергии, развитию распределительных экологических сетей и бизнес-обучению. И uFuture, которая создала целую инфраструктуру, от школ и менторства до жилья, чтобы развивать IT в стране.

Пять советов власти страны

"Очень часто государства не знают, где они находятся, говорят вещи, ни на чем не основанные, обещают то, чего не могут достичь, но самое главное — есть кабинеты министров, есть министры, все они люди и у них разные точки зрения на разные вещи. Нужно согласовать их, для чего нужно четко понять, где вы находитесь, экономически и социально, чтобы было общее понимание процесса".

Вот пять шагов от В.Чан Кима:

1. Понять, где вы находитесь.

2. Понять, где вы хотите быть.

3. Понять, как туда дойти.

4. Прокоммуницировать с заинтересованными лицами первые три этапа и получить отзыв, верно ли вы все продумали.

5. Понять, как воплотить эти решения за небольшие деньги, создать национальную стратегию.

В. Чан Ким и Максим Тимченко. Фото: ДТЭК

Как коммуницировать с людьми

"Стратегия голубого океана" визуальная. Когда вы говорите сложным языком, используете сложные термины, люди понимают по-разному. Люди имеют разную подготовку, разный уровень знаний, и это большая проблема… Поэтому нужна простая картинка. Не 20 слайдов".

Как проводить непопулярные реформы

"Всегда хорошо достичь победы, для чего нужно завоевать доверие людей, а для этого нужно выбрать правильное время для внедрения идей… Нельзя говорить только "да" или "нет", нужно оценить все преимущества и недостатки, для чего нужно поделить один большой вопрос на несколько маленьких, атомизировать вопрос, понять, что он — не черно-белый. И, наконец, креативные решения: когда вы разделили вопрос, надо понять, что делать в первую очередь, а что во вторую".

О бизнес-стратегиях

"Есть три типа стратегии. Первый — это конкуренция, второй — созидание. И третий — это интеграция, слияние, взращивание. Разные компании хороши в разных вещах".

О пропорциях в бизнесе

"Все СЕО, все топ-менеджеры должны помнить: 50 на 50. 50% продуктивности на сегодня, 50% креатива на завтра. Должна быть отменная дисциплина, тайм-менеджмент и управление инвестициями. Если нарушите пропорцию, сможете стать успешными, но не получите все результаты".

О технологиях

"Люди путают технологии и стратегии. 85% технологий не запустились, потому что не было превращения технологии в деньги. Стратегия именно в этом: как превратить технологию в деньги. Многие говорят, вот, Apple — это технология, это тачскрин. На самом деле тачскрин создала компания из Тайваня. Стив Джобс купил эту технологию и превратил ее в деньги".

В. Чан Ким делится секретами успешного роста. Фото: ДТЭК

О не потребителях

"Обама проигрывал выборы. Все говорили, если вы за Обаму, вы — неудачник. Но сработала одна из его стратегий: есть люди, которые не ходят на выборы. В США Обама нашел 42% тех, кого достали политики. Он написал им письмо. Сказал, что он — новый Кеннеди, он участвует в выборах и просит всего 10 долларов, если вы ему поверили. Как только люди стали платить, они стали заинтересованы, стали следить за своей ставкой и поддерживать ее. Это его голубой океан".

О созидании

"Нужно создавать, не разрушая другие отрасли, не создавая социальные проблемы. "Улица Сезам" никого не уничтожила. Микрофинансирование никого не уничтожило. Вот еще примеры: краудфандинг, лайф коучинг, виа-гра, онлайн-знакомства. Вы должны зарабатывать деньги с радостью, это очень важно для хорошего сна".