- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Восемь уроков для бизнеса и власти от автора "Стратегии голубого океана" В. Чан Кима

Киев посетил известный мыслитель мирового уровня, гений менеджмента и автор "Стратегии голубого океана" В. Чан Ким. Он поговорил с журналистами и прочел лекцию в "Академии ДТЭК". Корреспондент Delo.ua поговорил с гуру бизнеса и управления и собрал восемь уроков, которые должны выучить бизнес, страна и президент.
Но вначале — что такое Стратегия голубого океана? Если вкратце, рынки можно поделить на два типа. В красных довлеет конкуренция, там плавают акулы и море окрашено кровью. Это существующие рынки и они ограничены. В.Чан Ким предлагает смотреть на голубой океан: создание новых рынков, где визионеры могут создать временную монополию и одним лишь созиданием, без конкуренции, собрать все сливки.
В качестве примера можно привести Илона Маска с его космическим и электромобильным бизнесами. В Украине по этому пути движется компания ДТЭК, которая от угольной генерации перешла к зеленой энергии, развитию распределительных экологических сетей и бизнес-обучению. И uFuture, которая создала целую инфраструктуру, от школ и менторства до жилья, чтобы развивать IT в стране.
Подписывайтесь на наш Telegram каналПять советов власти страны
"Очень часто государства не знают, где они находятся, говорят вещи, ни на чем не основанные, обещают то, чего не могут достичь, но самое главное — есть кабинеты министров, есть министры, все они люди и у них разные точки зрения на разные вещи. Нужно согласовать их, для чего нужно четко понять, где вы находитесь, экономически и социально, чтобы было общее понимание процесса".
Вот пять шагов от В.Чан Кима:
1. Понять, где вы находитесь.
2. Понять, где вы хотите быть.
3. Понять, как туда дойти.
4. Прокоммуницировать с заинтересованными лицами первые три этапа и получить отзыв, верно ли вы все продумали.
5. Понять, как воплотить эти решения за небольшие деньги, создать национальную стратегию.
В. Чан Ким и Максим Тимченко. Фото: ДТЭК
Как коммуницировать с людьми
"Стратегия голубого океана" визуальная. Когда вы говорите сложным языком, используете сложные термины, люди понимают по-разному. Люди имеют разную подготовку, разный уровень знаний, и это большая проблема… Поэтому нужна простая картинка. Не 20 слайдов".
Как проводить непопулярные реформы
"Всегда хорошо достичь победы, для чего нужно завоевать доверие людей, а для этого нужно выбрать правильное время для внедрения идей… Нельзя говорить только "да" или "нет", нужно оценить все преимущества и недостатки, для чего нужно поделить один большой вопрос на несколько маленьких, атомизировать вопрос, понять, что он — не черно-белый. И, наконец, креативные решения: когда вы разделили вопрос, надо понять, что делать в первую очередь, а что во вторую".
О бизнес-стратегиях
"Есть три типа стратегии. Первый — это конкуренция, второй — созидание. И третий — это интеграция, слияние, взращивание. Разные компании хороши в разных вещах".
О пропорциях в бизнесе
"Все СЕО, все топ-менеджеры должны помнить: 50 на 50. 50% продуктивности на сегодня, 50% креатива на завтра. Должна быть отменная дисциплина, тайм-менеджмент и управление инвестициями. Если нарушите пропорцию, сможете стать успешными, но не получите все результаты".
О технологиях
"Люди путают технологии и стратегии. 85% технологий не запустились, потому что не было превращения технологии в деньги. Стратегия именно в этом: как превратить технологию в деньги. Многие говорят, вот, Apple — это технология, это тачскрин. На самом деле тачскрин создала компания из Тайваня. Стив Джобс купил эту технологию и превратил ее в деньги".
В. Чан Ким делится секретами успешного роста. Фото: ДТЭК
О не потребителях
"Обама проигрывал выборы. Все говорили, если вы за Обаму, вы — неудачник. Но сработала одна из его стратегий: есть люди, которые не ходят на выборы. В США Обама нашел 42% тех, кого достали политики. Он написал им письмо. Сказал, что он — новый Кеннеди, он участвует в выборах и просит всего 10 долларов, если вы ему поверили. Как только люди стали платить, они стали заинтересованы, стали следить за своей ставкой и поддерживать ее. Это его голубой океан".
О созидании
"Нужно создавать, не разрушая другие отрасли, не создавая социальные проблемы. "Улица Сезам" никого не уничтожила. Микрофинансирование никого не уничтожило. Вот еще примеры: краудфандинг, лайф коучинг, виа-гра, онлайн-знакомства. Вы должны зарабатывать деньги с радостью, это очень важно для хорошего сна".