Выгодно ли авиакомпаниям создавать альянсы

Прошло шестнадцать лет после образования первого авиационного объединения Star Alliance. Соответствуют ли такие организации потребностям своих членов в настоящее время?
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Когда Star Alliance был создан во Франкфурте в 1997 году, пять его учредителей — Lufthansa, United, Air Canada, Thai Airways и SAS — были ведущими участниками рынка. Тогда авиакомпании стран Персидского залива были далеко не так сильны, как сейчас: не было Etihad и Qatar Airways, а Emirates только начинала полеты по первому дальнемагистральному маршруту в Мельбурн.

Через шестнадцать лет расстановка сил изменилась. Теперь в индустрии есть три успешных глобальных игрока, базирующихся в регионе Персидского залива, и они захватили значительную долю рынка у европейских национальных перевозчиков. Один из лидеров "ближневосточной тройки", авиакомпания Emirates, обойдя Lufthansa, вышла на первое место в мире по преодоленному расстоянию на международных рейсах.

Эксперты отрасли констатируют: авиационные альянсы продолжают играть важную роль, хотя теперь они имеют большее значение, скорее, для небольших перевозчиков, нежели для крупных участников объединения.

Это похоже на ситуацию, которая существовала в период расцвета Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), когда малые и средние перевозчики работали под покровительством торговых организаций. Тогда продукты и тарифы жестко контролировались, и IATA не позволяла какой-либо одной авиакомпании-члену альянса иметь конкурентные преимущества перед другими.

Сегодня членство в альянсе выполняет аналогичные функции. В то время как крупные перевозчики имеют достаточно ресурсов, чтобы работать в одиночку, мелкие члены нуждаются в головной организации. Таким образом они могут обеспечить пассажирам доступ к глобальной сети и договоры с фиксированной ценой, а также приобрести престижную репутацию благодаря сотрудничеству с авиакомпаниями мирового уровня.

Серьезно изменились и программы лояльности. Сегодня крупные перевозчики — Qantas, Air France и KLM — формируют предложения с конкурирующими компаниями в ущерб действующим членам союза. В частности, авиакомпания Qantas заключила сделку с Emirates, расширив таким образом свою маршрутную сеть в Европе, хотя аналогичного результата можно было достичь и в результате партнерства с British Airways, которая является членом альянса. Другим примером может быть сотрудничество Air France и KLM (оба члены Skyteam) с Etihad (не входящий в альянсы перевозчик), нацеленное на расширение сети этих европейских компаний в странах Персидского залива, Азии и в Австралии. Такая ситуация иллюстрирует принцип "если вы не можете их победить, присоединяйтесь к ним".

Эксперты индустрии делают вывод, что пока авиационные альянсы сохраняют свою актуальность. Однако при этом они должны поддерживать, скорее, мелких игроков рынка, нуждающихся в их поддержке и выгодных условиях участия.