- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Высокая мода: Epson в Украине о перспективах цифровой печати и о влиянии на моду
Цифровая печать на ткани уже 15 лет существует в сфере легкой промышленности. Epson была пионером среди технологических компаний, которая вывела цифровую печать в массы. Delo.ua поговорило с Александрой Ткаченко, старшим менеджером компании Epson в Украине, о том, насколько возможно развитие цифровой печати в украинском сегменте легкой промышленности. А также о защите окружающей среды, об ответственном потреблении и о технологиях будущего.
Александра, расскажите для начала чуть больше о цифровой печати
Начнем с параллели. Все привыкли, что принтер печатает на бумаге. Цифровые принтеры уже ни у кого не вызывают удивления. Но на это ушло 15-20 лет. И надо понимать, что тогда вопрос стоял точно так же: зачем нужна цифровая печать на бумаге, если есть традиционная?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЧто дает цифровая печать на ткани? Первое — это тираж. Все понимают, что классическое производство работает на большие тиражи. Цифра, по сравнению с традиционным методом, дает большие возможности по созданию высококачественного изображения. Это существенно упрощает процесс. В классической схеме часто все это ручной труд и человеческий фактор. Цифра — это минимизация человеческого фактора.
Александра Ткаченко. Фото: пресс-служба Epson
Также цифра дает возможность производить тираж по запросу, т.е. столько, сколько нужно в данный момент. Соответственно, есть возможность кастомизировать или персонализировать продукт.
Цифра, естественно, имеет свои нюансы и ограничения, но основной смысл в том, что эти ограничения и нюансы в процессе эволюции технологии размываются, а некоторые становятся преимуществами.
Вы говорите, что в цифровой печати есть определенные нюансы. Вы бы могли рассказать, какие именно?
Есть определенные ограничения по тканям, с которыми работает цифра. Все, что называется цифровым методом печати на ткани — это, на самом деле, не один способ, а разные. Эти способы отличаются по видам тканей, которые можно использовать, и по стоимости оборудования, способном это делать.
Соответственно, первый самый бюджетный и популярный способ цифровой печати на ткани называется сублимационная печать. Ее основной нюанс — это печать на синтетике. Этот способ печати работает только с синтетическими материалами, которые содержат в составе минимум 50% полиэстера, не обязательно 100% синтетика. Это можно сказать минус. Получается, мы вычитаем весь трикотаж, весь хлопок и так далее. Но его основной плюс — это минимальные инвестиции в оборудование.
Какая стоимость покупки такого оборудования для печати?
Здесь много составляющих. Нужен принтер, компьютер. Еще должен быть пошивочный цех. Это мы сейчас вынесем за скобки. В таком случае, вам понадобится 10 тыс. евро, на не очень большую ширину ткани и не очень высокую скорость. Также это может быть 50 тысяч евро для машины, которая будет шире и будет печатать быстрее.
В Украине есть производители детской одежды, которые используют сублимационный метод цифровой печати. Производители детской и взрослой одежды есть в Днепре, Хмельницком, Харькове.
Когда Epson вообще начал заниматься сегментом цифровой печати на ткани?
Путь Epson начался с Италии. Итальянская компания Fratelli Robustelli (далее — Robustelli) в 2003 году заключила с Epson контракт по разработке текстильного оборудования. За основу был взят широкоформатный принтер Epson и разработан весь комплекс (механизм, расходные материалы) для прямой печати на ткани. Теперь принтер, который до этого печатал на бумаге, смог любые изображения точно также качественно печатать на ткани. Кроме этого, технология позволяла печатать на шелке, хлопко-содержащих тканях, шерсти и пр.
Александра Ткаченко. Фото: пресс-служба Epson
Развитие цифровой печати было ответом на запрос от рынка. Разработчик и дизайн-бюро Robustelli. У них не стояла задача сделать бюджетное решение. Так появился текстильный принтер Monna Lisa для прямой печати в промышленных масштабах. Принтер производился только в Италии и закрывал задачи только локальных, но весьма известных дизайнеров. Это был закрытый рынок. К тому же производство было еще и регионально правильно расположено — на озере Комо, потому что там хорошее обеспечение водой, что важно для этого вида печати.
Текстильный принтер Monna Lisa. Фото: скриншот с YouTube-канала Epson Italia
Но с увеличившимся спросом, стало очевидно, что рынок цифровой производительной текстильной печати уже востребован в мировых масштабах. Летом 2016 года компания Epson Italia, часть Epson Group, объявила о покупке Robustelli. Также в 2016 году компания Epson объявляет об открытии в Италии двух центров инноваций, в которых будут вестись разработки новых продуктов.
Почему Epson заинтересовался легкой промышленностью? Почему он купил Robustelli?
Очевидно, потому что оценили объемы текстильного производства в Италии и спрос из других стран. Epson — компания производственная, которую интересует выпуск массового продукта. Мировой рынок стал развиваться более динамично, и в Epson почувствовали этот спрос своевременно, поэтому решили выйти на массовое производство оборудования для прямой печати на ткани.
Лично у меня Epson ассоциируется, как технологическая компания, которая занимается производством техники — проекторы, принтеры для офисов и пр. Не могу проследить, как произошел ваш выход на текстильный рынок.
Вы совершенно правильно заметили, Epson — компания технологическая. То, что является ядром нашей компании — это R&D (исследования и разработки). Разработки идут постоянно. Во всех странах Epson патентует огромное количество технологий. Раньше или позже какие-то из этих патентов обретают массовую популярность. У Epson уже есть несколько таких примеров. Например, технология струйной печати Epson Micro Piezo. Мы первыми завершили разработку и получили патент.
Выходит, другие компании, такие как Canon, HP и Brother вынуждены пользоваться альтернативными технологиями. Колоссальная разница заключается в том, что благодаря пьезо технологии вы можете использовать не только чернила для печати на бумаге, а и другие по своему составу, потому что нет нагрева и не происходит никаких химических реакций. Технология печати Epson Micro Piezo была разработана компанией Epson для своих струйных принтеров в 1989 году. Тогда и стали экспериментировать. Тогда и оказалось, что, выпустив качественные чернила, можно печатать на любых материалах (в том числе керамической плитке, дереве, стекле, ткани и так далее).
Что нужно, чтобы в Украине открыть предприятие по цифровой печати прямым способом массово?
Весь цикл производства использует большое количество водных и энергоресурсов. Вопрос также состоит в том, куда потом использованную воду сливать. В Европе и во всем мире очень жестко со сливом. При этом, есть страны, где производство запрещено ставить в черте города, надо выносить только за его пределы. Если в случае с сублимационной печатью мы говорили о том, что старт — это $10-50 тысяч и это все может поместиться в одной комнате, то здесь совершенно по-другому.
Здесь помимо того, что большие инвестиции в оборудование, затраты еще и в создание инфраструктуры, которая все это сможет обеспечить. Но это не должно стать сдерживающим фактором для производств, которые уже имеют предприятия с традиционным видом печати. Для такого производства даже частичный переход на цифровую печать будет модернизацией с увеличением эффективности.
Если брать в целом текстильную печать, во всем мире стоит такая проблема с большим потреблением воды и энергии?
Да, в цифровой и традиционной текстильной промышленности водные и энергетические ресурсы являются ключевыми для организации производства.
Цифровая печать на ткани способствует, в целом, быстрому созданию новых моделей одежды. Но, в то же время, сейчас идет тренд на то, чтобы покупать одежду ответственно — так, чтобы её хватало на несколько сезонов, а не выбрасывать после нескольких использований. Нет ли противоречия в том, что цифровая печать направлена на заботу о природе, но, в то же время, способствует быстрому росту индустрии, которая считается одним из основных источников загрязнения планеты?
Сейчас большая проблема в том, сколько неиспользованной одежды и ткани остается в точках продажи и на производстве. Всегда что-то продается лучше, что-то хуже. Это законы рынка. Цифровая печать может помочь решить этот вопрос. Она позволяет эти процессы оптимизировать. Уйти от необходимости делать наперед колоссальные тиражи. Можно сделать капсульную коллекцию или заказать первую партию одежды, посмотреть на спрос, внести корректировки и дальше заказать количество, рентабельное для бизнеса. В итоге, производство (а с ним потребление воды и электричества) сократится, а потребители будут получать столько одежды, сколько им нужно.
В Украине вообще есть спрос на цифровую печать?
Конечно есть. Запросов много. Более того, Украина потребляла бы больше прямой цифровой промышленной печати. Но, во-первых, нужны инвестиции в оборудование. И если бы у нас было более лояльное банковское кредитование, то покупалось бы в разы больше. Либо должен быть очень мощный инвестор, а таких в Украине все равно мало. Это длительные инвестиции, которые закладываются, минимум, на десять лет. Такие вложения не окупятся за год-два.
По вашему мнению, индустрия цифровой печати и дальше будет активно развиваться или это временная мода?
Да, будет и дальше развиваться. Если двадцать лет назад ты хотел что-то создать, ты был привязан к производствам фабрики, ты должен был стать со своим маленьким заказом в очередь за двадцатью большими заказами. Сейчас, если у тебя маленький заказ, то ты найдешь того, кому ты будешь интересен со своим маленьким заказом. А если подрастешь, то купишь себе для реализации маленького заказа уже собственное оборудование.
Как вы доносите до общественности преимущества цифровой печати? Как её популяризируете?
В Украине мы делаем большое количество активностей для популяризации, для продвижения цифровой текстильной печати.
С 2016 года мы сотрудничаем с Ukrainian Fashion Week и каждый год в его рамках проводим конкурс для молодых дизайнеров, где предлагаем им создать свою коллекцию. Дизайнеры создают эскизы, жюри выбирает восемь коллекций победителей, а компания Epson печатает ткани для дальнейшего создания и демонстрации коллекций в рамках украинской недели моды.
В этом сентябре состоялся очередной показ лучших коллекций по мотивам конкурса Epson Digital Fashion. Это инициатива знакомит начинающих дизайнеров с прогрессивными методами производства тканей. В ходе проекта дизайнеры понимают, как сделать бизнес более рентабельным, с быстрым оборотом и при этом создавать качественный продукт.
Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
Есть также профессиональные сообщества. Их немного, но они очень активные, и они проводят форумы — одно-двухдневные мероприятия по текстильной печати. Мы туда приезжаем, рассказываем, показываем какие есть варианты, как это делать правильно. Будем продолжать и дальше, а там посмотрим. Мы считаем, что важно создавать "центры кипения" в регионах с наибольшим производственным потенциалом.
Еще мы сотрудничаем с Европейским институтом дизайна (Istituto Europeo di Design, Италия). Сегодня европейское образование в области дизайнерских технологий пользуется успехом у украинских студентов. Обучаясь, специалисты изучают маркетинг и бизнес процессы, которые позволяют получить работу в известных домах мод или вернуться в свою страну, чтобы открыть успешный бизнес по созданию одежды. Победитель среди молодых дизайнеров на Ukrainian Fashion Week получает грант на обучение в этом институте. И сейчас дизайнеры, когда возвращаются, говорят: "Да, мы понимаем суть бизнес-процессов, а также видим выгоды использования цифровой печати".
Фото: Константин Мельницкий/Delo.ua
В этом году первый приз получила Ядвига Нетикша с коллекцией "Capsule 20-21". Ей будет предоставлена премия на обучение в институте европейского дизайна "Instituto Europeo di Design" в Италии по выбранной специальности, а также она была награждена очками дополненной реальности Epson и сможет напечатать ткани на текстильных принтерах Epson для своей новой коллекции, — прим. Delo.ua
Epson — единственная компания по цифровой печати на ткани, у которой в Украине есть свое представительство?
Да. В Украине единственная.
Что привлекло Epson в Украине?
Компания Epson проанализировала и высоко оценила потенциал рынка. Наверное, если бы мы производили только текстильные решения, то открывать здесь офис было бы нецелесообразно. Когда здесь открывался офис, Epson тоже еще не знал про цифровую печать на тканях. В целом, офис открывается глобально по причине присутствия на этом рынке. Очевидно, у других компаний другая ситуация и им открывать здесь офис может быть просто не рентабельно.
Вы недавно говорили, что к 2023 году глобальная оценка рынка цифровой печати составит $4,9 млрд. Можно какие-то цифры конкретно по Украине выделить?
Это невозможно. Самая ужасная проблема в том, что в Украине практически нет никакой нормальной системной аналитики. В Украине во многом нет даже культуры сбора данных по рынку. У нас очень многие боятся предоставлять какие-либо данные по разным причинам. Боязнь конкуренции, боязнь налоговых и прочих фискальных служб. Есть, допустим, GFK — это хороший пример. Но это, скорее, исключение.
Может вы замечаете, есть ли спрос на какую-то конкретную ткань, узор? Есть какой-то тренд в этом году?
Из того, что мы видим на украинской неделе моды, конечно, каждый год есть какие-то тренды. В прошлом году был в моде неопрен. Но в целом, по миру наблюдается тяготение к натуральным материалам. Также геометрия и анималистические принты будут популярны в этом году, но это мировая тенденция.
Вы говорили, что технологии цифровой печати примерно 15 лет. На сегодня у вас в компании есть уже какие-то новые идеи, концепты? Может планируется внедрение какой-то постцифровой печати?
Это мы вряд ли сейчас узнаем. Но, если говорить про мировые тенденции, то, в принципе, то, что я сейчас рассказала — это самая свежая информация. Есть специализированная международная выставка "ITMA" для текстильной промышленности. В этом году она была в Барселоне. Все, кто этим интересуется туда ездят, потому что это возможность в одной точке раз в два года увидеть весь спектр технологий. На выставке представлены производители тканей и всяческого вспомогательного оборудования, в том числе и цифровой печати на ткани. Пять лет назад цифровая печать уже была представлена на выставке, а в этом году уже был отдельный павильон цифровой печати на ткани, а значит за этой технологией будущее. Соответственно, что-то принципиально новое мы увидим через два года, в 2021 году.